АНТИВИРУСНЫЕ ЗАКОНЫ - ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

В продолжение темы изменений, внесенных «антивирусными» Законами* с учетом первых разъяснений контролирующих органами «прольем» свет на некоторые моменты.   

------------------------------

* Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно поддержки налогоплательщиков на период осуществления мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» от 17.03.2020 г № 533-IX (далее – Закон №533) . Вступил в силу с 18.03.2020 г

------------------------------

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ НА ПЕРИОД КАРАНТИНА

ЗЕМЛЯ

Плательщикам земельного налога и арендной платы за гос- и коммунальные земучастки дано право уменьшить налоговые обязательства и тем самым не платить земналог /гос- ком- аренду за МАРТ -  АПРЕЛЬ 2020 года.

За февраль 2020 года  налоговые обязательства  оплачиваются!!!

Одно условие для такого освобождения – земельные участки должны использоваться в хозяйственной деятельности.

Согласно з пп. 14.1.36 НКУ под хоздеятельностью понимают деятельность, связанную с производством (изготовлением) и/или реализацией товаров, выполнением работ, предоставлением услуг, направленную на получение дохода, осуществляемую самостоятельно или через обособленные подразделения, а также через лиц-посредников.

При этом, как подчеркивают контролеры в Информационном письме ГНСУ №7 от 20.03.2020 (далее – Письмо №7) уменьшение налоговых обязательств по плате за землю за март - апрель 2020 года для юридических лиц будет осуществляться исключительно путем предоставления налогоплательщиками уточняющих налоговых деклараций. Как заполнить уточняющую декларацию мы рассказывали в материале «ЗАПОЛНЕНИЕ УТОЧНЯЮЩЕЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПО ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ С УЧЕТОМ  «АНТИВИРУСНЫХ» ЗАКОНОВ».

Правда, до какого срока нужно подать уточненку, ни Закон № 533, ни Письмо №7 не уточняют, и пока официальных разъяснений контролеров по этому поводу нет. Но, на наш взгляд, в этом вопросе возможны два варианта:

1 вариант – если плательщик принял решение не платить налоговые обязательства за март и апрель 2020 года, тогда уточненку лучше подать  до 30.04.2020г, т.к. это граничный срок оплаты налогового обязательства по земналогу /гос- ком- аренде за март 2020 г. В случае неоплаты налогового обязательства за март и не подачи уточненки до  30.04.2020 г (включительно), после этой даты,  в интегрированной карточке налогоплательщика будет «красоваться» недоимка и соответственно налоговый долг (правда без штрафных санкций и пени, о чем поговорим позже);

2 вариант – если плательщик продолжает платить налоговые обязательства по земналогу /гос- ком- аренде ( в т.ч. и за  март 2020 г., и за апрель 2020 г), в этом случае уточненку можно подать в любое время (в пределах сроков давности, определенных ст. 102 НКУ), а суммы оплат налоговых обязательств  за март и апрель 2020 г,  после ее подачи, станут переплатой по  земналогу /гос- ком- аренде.

Кроме того, плательщики, которые подают  декларацию по плате за землю ежемесячно -  уточненку не подают, т.к. граничный срок подачи декларации за март и апрель 2020 г. еще не наступил.

Также контролеры отметили, если право на земельный участок оформлено в соответствии с требованиями Земельного кодекса Украины на физическое лицо - предпринимателя, то такое лицо также имеет право подать уточняющую налоговую декларацию, в которой отразить изменения налогового обязательства по уплате платы за землю за март - апрель 2020 года.

Однако, по мнению фискалов (Письмо №7) освобождение не распространяется на физических лиц - граждан, не субъектов предпринимательской деятельности, поскольку нормы, которые вносит Закон N 533 в НКУ, предусматривают, что освобождение касается только участков, используемых в хозяйственной деятельности.

НЕДВИЖИМОСТЬ

В период с 1 марта по 30 апреля 2020 года объекты НЕЖИЛОЙ недвижимости, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не являются объектом налогообложения налогом на недвижимое имущество, отличное от земельного участка.

Т.е., плательщикам недвижналога  дано право уменьшить налоговые обязательства и тем самым не платить его за МАРТ -  АПРЕЛЬ 2020 года.

Уменьшение налоговых обязательств по недвижналогу  для юридических лиц  за март - апрель 2020 года будет осуществляться исключительно путем представления налогоплательщиками уточняющих налоговых деклараций к налоговой декларации 2020 года.

В уточняющих налоговых декларациях налогоплательщики имеют право уменьшить сумму налоговых обязательств за I и II кварталы 2020 года (март 2020 является третьим месяцем I квартала, апрель 2020 - первым месяцем II квартала) на сумму пропорциональную одному месяцу квартала. Как заполнить уточняющую декларацию мы рассказывали в материале «ЗАПОЛНЕНИЕ УТОЧНЯЮЩЕЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГУ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО отличное от земельного участка С УЧЕТОМ «АНТИВИРУСНЫХ» ЗАКОНОВ»

Также как и по земле, не установлены сроки подачи уточнённой декларации. Но по нашему мнению здесь, также как и в ситуации с  земналогом  /гос- ком- арендой,  возможны два варианта:

1 вариант – если плательщик принял решение не платить налоговые обязательства за март и апрель 2020 года, тогда уточненку лучше подать  до 30.04.2020г, т.к. это граничный срок оплаты налоговых обязательств по недвижналогу за 1 квартал 2020 года.. В случае недоплаты   налогового обязательства за 1 квартал 2020 года (за счет марта месяца),  и не подачи уточненки до 30.04.2020 г (включительно), после этой даты,  в интегрированной карточке налогоплательщика появится  недоимка и соответственно налоговый долг (правда без штрафных санкций и пени, о чем поговорим позже);

2 вариант – если плательщик продолжает платить налоговые обязательства по недвижналогу ( в т.ч. и за  март 2020 г., и за апрель 2020 г), в этом случае уточненку можно подать в любое время (пределах сроков давности, определенных ст. 102 НКУ), а суммы оплат налоговых обязательств  за март и апрель 2020 г,  после ее подачи, станут переплатой по этому налогу.

Относительно плательщиков налога - физических лиц – в 2020 году контролеры начисляют физилицам  недвиж- налог  за 2019 налоговый (отчетный) год.

Требования относительно освобождения от недвиж – налога, предусмотренные Законом N 533 будут учтены при начислении его физлицам  за объекты нежилой недвижимости в 2021 году за 2020 налоговый (отчетный) год.


НАЛОГОВЫЕ ШТРАФЫ И ПЕНЯ

В период с 1 марта по 31 мая 2020 года, штрафные санкции за нарушения налогового законодательства не применяются, кроме санкций за:

- нарушения требований к договорам долгосрочного страхования жизни или договорам страхования в пределах негосударственного пенсионного обеспечения, в частности страхование дополнительной пенсии;

- отчуждение имущества, находящегося в налоговом залоге, без согласия контролирующего органа;

- нарушение правил учета, производства и обращения топлива или спирта этилового на акцизных складах, которые применяются на общих основаниях;

- нарушение начисления, декларирования и уплаты НДС, акцизного налога, рентной платы.

То есть, закон НЕ ОСВОБОЖДАЕТ от применения финответственности за:

- непредставление (несвоевременное представление) налоговой отчетности по НДС, неуплату (несвоевременную уплату) налоговых обязательств по НДС;

- непредставление или несвоевременное представление налоговой отчетности по акцизному налогу, неуплату (несвоевременную уплату) налоговых обязательств по акцизному налогу;

- непредставление (несвоевременное представление) налоговой отчетности по рентной плате (в т. ч. , спецводопользование, плата за недра), неуплату (несвоевременную уплату) налоговых обязательств по рентной плате;

- осуществление субъектами хозяйствования операций по реализации топлива или спирта этилового без регистрации таких субъектов плательщиками акцизного налога;

- нарушение правил учета, производства и обращения топлива или спирта этилового на акцизных складах, нарушение правил перемещения и/или хранения топлива или спирта этилового, неподтверждение целевого использования субъектами хозяйствования спирта этилового, биоэтанола, легких и тяжелых дистиллятов, нефтепродуктов, полученных в качестве сырья для производства в химической промышленности, веществ, используемых в качестве компонентов моторных топлив, бензинов авиационных или топлива для реактивных двигателей.

- нарушение требований другого законодательства Украины, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.

Также, в период с 1 марта по 31 мая 2020 года НЕ ДЕЙСТВУЮТ санкции за следующие нарушения, связанные с электронным администрированием НДС и акцизного налога:

1) за нерегистрацию (несвоевременную регистрацию) налоговых накладных/расчетов корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных (аналогичное разъяснение   размещено в категории 101.28 ЗІР) ;

2) за нерегистрацию (несвоевременную регистрацию) акцизных накладных/расчетов корректировки к акцизным накладным в Едином реестре акцизных накладных.

Однако, контролеры предупреждают о том, что нарушение сроков регистрации НН/РК будет негативно влиять  на право контрагента налогоплательщика воспользоваться правом на начисление налогового кредита по НДС, а  нарушения проведения в регистрации АН/ РК – приведет  к нарушениям в процедуре подтверждения легальности получения топлива у контрагента (Письмо №7).

Также будет интересным -  ответы на вопросы  контролеров, размещенные в Письме №7:

Применяются ли к налогоплательщикам штрафные санкции за нарушение сроков уплаты самостоятельно начисленных налоговых обязательств, в случае совершения правонарушения в течение периода 31 марта по 31 мая 2020 года?

В случае ПОГАШЕНИЯ налогового обязательства в период с 1 марта по 31 мая 2020 года в связи с нарушением сроков уплаты налоговых обязательств, определенных ст. 57 НКУ, штрафные санкции в соответствии с требованиями ст. 126 НКУ не применяются.

Фискально это означает, что окончательная уплата налогов (кроме НДС, акциза и рентной платы), которые в период с 01.03.2020 г по 31.05.2020 г были своевременно не оплачены, должна произойти до 31.05.2020 года. Скорее всего так и будет.

И еще один момент – в случае неуплаты согласованного налогового обязательства в срок, такое обязательство становится налоговым долгом.

Напомним, что согласно ст. 126 НКУ в случае задержки  оплаты согласованного налогового обязательства (задекларированного) до 30 кал.дней  (вкл.)– штраф 10 % погашенной суммы налогового долга; более 30 кал.дн. – 20% погашенной суммы налогового долга

Применяются ли к налогоплательщикам штрафные санкции за занижение налоговых обязательств?

Если налогоплательщик допустит занижение налоговых обязательств в течение периода с 1 марта по 31 мая 2020 года штрафные санкции, предусмотренные п.123.1 ст.123 НКУ НЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ кроме санкций за занижение налоговых обязательств по НДС, акцизу и рентной плате.

Т.е. получается, если занижение обязательств произошло за указанные периоды, то в случае выявления этого контролирующим органом штрафная санкция (по п. 123.1 ст. 123 НКУ) в размере 25 %  от суммы занижения (при повторном выявлении, в течение 1095 дней - 50% ) применяться не будет.

Обратите внимание, что по сравнению с неуплатой согласованного налогового обязательства, его занижение менее штрафоопасно.

Применяются ли к налогоплательщику штрафные санкции за невыполнение требований статьи 50 кодекса относительно начисления и уплаты штрафа в случае самостоятельного выявления занижения налоговых обязательств прошлых периодов и представления соответствующих уточняющих расчетов в период с 1 марта по 31 мая 2020 года?

Очень интересный вопрос, если налогоплательщик занизит налоговые обязательства в декларациях за период с 01.03.2020г по 31.05.2020 г и самостоятельно не исправит это (т.е. не подаст уточняющие декларации с начислением самоштрафов 3% или 5 %), то в случае обнаружения этого контролирующими органами во время проверки налоговой отчетности штраф в размере 5% (п. 120.2 НКУ) применяться не будет.

Опять-таки, такое освобождение от штрафов  не касается случаев занижения налоговых обязательств по НДС, акцизу и рентной плате

Будет ли начисляться пеня за несвоевременную уплату налоговых обязательств налогоплательщика в период с 1 марта по 31 мая 2020 года?

В период с 1 марта по 31 мая 2020 года налогоплательщикам не начисляется пеня, а начисленная, но не уплаченная за этот период пеня подлежит списанию.

Это значит, что пеня не будет начисляться на любые суммы денежного обязательства определенного контролирующим органом по результатам налоговых проверок по любым налогам за указанный период (в том числе при проведении в этом периоде административного и/или судебного обжалования).

НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

С 18 марта по 31 мая запрещено проводить документальные и фактические проверки.

Исключение: внеплановые документальные проверки, связанные с бюджетным возмещением НДС (п.п. 78.1.8 НКУ).

Мнение контролеров по поводу проверок:

На какой период введен мораторий на проведение проверок?

Смогут ли налогоплательщики воспользоваться правом представления возражений к проверкам, завершившимся до введения моратория?

Установлен мораторий на проверки с 18.03.2020 г по 31.05.2020г (кроме проверок по п. 78.1.8 НКУ).

Действие моратория НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ на проверки завершенные по 17 марта 2020 года включительно согласно соответствующим приказам на их проведение. По результатам таких проверок контролирующим органом обеспечивается оформление актов (справок) проверок и направление (вручение) налогоплательщикам налоговых уведомлений-решений с соблюдением порядка и сроков определенных Кодексом.

Кроме того контролеры отметили, что мораторий не лишает плательщика права подать согласно п. 86.7 НКУ возражения к акту проверки, завершенной до введения моратория, а также обжаловать принятые по ее результатам налоговые уведомления-решения. Желающим принять участие в рассмотрении возражений к акту проверки или жалобы на налоговое-уведомление решение, ГНСУ рекомендует соблюдать меры безопасности и всегда рассматривать возможность предоставления дополнительных доказательств и необходимой информации по почте или в электронном виде.

Будут ли проводиться камеральные проверки налогоплательщиков в период моратория на проведение проверок?

Изменения, внесенные Законом N 533, не предусматривают ограничений относительно проведения камеральных проверок. Камеральной проверке подлежит вся налоговая отчетность налогоплательщиков сплошным порядком за каждый отчетный (налоговый) период.

Будут ли проводиться невыездные документальные проверки по вопросам достоверности начисления сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость в период моратория на проведение проверок?

Мораторий не распространяется на проведение выездных документальных проверок по вопросам достоверности начисления сумм бюджетного возмещения НДС.

С учетом действия карантина налоговые органы рассматривают возможность информирования налогоплательщиков о предоставлении документов и информации, необходимой для проведения выездных документальных проверок по вопросам достоверности начисления сумм бюджетного возмещения НДС по почте или в электронном виде в том числе через Электронный кабинет плательщика.

Будут ли проводиться проверки предусмотренные планом-графиком?

Если плановые проверки должны были начаться в периоде с 18.03.2020 г. по 31.05.2020 г. согласно плану-графику, но на 18.03.2020 г. начаты не были, то сроки их проведения должны быть скорректированы/перенесены.

Стоит отметить, что по состоянию на 24.02.2020 года ГНСУ уже обнародовала на своем веб-портале  обновленные планы-графики проверок с учетом переносов.

Что будет с проверками, которые были начаты до 18 марта 2020 года, но не завершены?

Такие проверки приостанавливаются на период с 18.03.2020г до 31.05.2020 г. Причем, такая приостановка прерывает срок проведения проверки и не требует принятия каких-либо дополнительных решений (приказом) контролирующим органом.

Территориальным органам рекомендовано прислать плательщикам, проверки которых попали под остановку, письма-уведомления об остановке и о возобновлении проверок после 01.06.2020 г.

Кроме того, информация о такой остановке будет указываться во вступительной части актов (справок) таких проверок.

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ СРОКА ДАВНОСТИ ПО СТ, 102 НКУ

Что означает норма закона n 533 о том, что на период с 18 марта по 31 мая 2020 года останавливается течение срока давности, предусмотренного статьей 102 кодекса?

На период с 18 марта по 31 мая 2020 года останавливается течение сроков давности, предусмотренных статьей 102 НКУ.

Это означает, что сроки давности, определенные статьей 102 НКУ  течение которых заканчивается в период с 18 марта по 31 мая 2020 года, увеличиваются на 75 календарных дней которые налогоплательщики вправе учесть в сроках представления уточняющих расчетов к ранее поданной налоговой отчетности.

Например, если 1095 календарный день для подачи уточняющей декларации за прошлые периоды приходится на 20 марта 2020 года, предельный день подачи уточняющей декларации переносится на 2 июня 2020 года.

Течение срока давности (1095 дней) для взыскания налогового долга налогоплательщика также  приостанавливается на этот период

СРОКИ ПОДАЧИ ГОДОВОЙ

НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ОБ ИМУЩЕСТВЕННОМ СОСТОЯНИИ И ДОХОДАХ

Граждане и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность имеют право подать декларацию за отчетный (налоговый) 2019 год до 1 июля 2020 года (ранее – до 01.05.2020г), т.е., последний день подачи декларации - 30 июня 2020 года.

Налоговые обязательства, определенные физическими лицами в таких декларациях должны быть уплачены до
1 октября 2020 года.

В то же время физические лица, заявляющие право на налоговую скидку в соответствии со ст.166 НКУ  имеют право подать декларацию за отчетный (налоговый) 2019 год до 31 декабря 2020 года.

ЕСВ ОСВОБОЖДЕНИЕ

От ЕСВ за себя за март и апрель 2020г освобождаются ФЛП (в том числе  плательщики ЕН),независимые профессионалы (адвокаты, нотариусы и т. д.), члены фермерских хозяйств, не подлежащие ЕСВ-страхованию. Несмотря на неуплату взносов за указанный период,  в страховой стаж эти периоды все равно попадут.

Контролеры подчеркнули, если плательщик уже осуществил уплату ЕСВ  за март и апрель 2020 года, до вступления в силу Закона N 533, такие суммы будут зачисляться налоговыми органами (без каких-либо заявлений плательщиков единого взноса) в счет будущих платежей (при условии отсутствия у такого плательщика сумм недоимки штрафных санкций и/или пени по этому взносу в соответствии с Законом о ЕСВ), кроме случаев самостоятельного определения таким плательщиком базы начисления единого взноса за отчетный период в Отчете. Т.е., по идее, налоговая служба должна будет проводить начисления ЕСВ за 2020 год  у себя без учета сумм за март и апрель 2020г. А уже по результатам годового отчета по ЕСВ  (Приложения 5), налогоплательщик (из указанного перечня) самостоятельно для себя определит: воспользуется ли он правом освобождения уплаты от ЕСВ (и соответственно в отчете о ЕСВ  эти суммы не отразит), или не воспользуется таким правом (отразит начисления за весь 2020 год, в т.ч. и за март и апрель 2020г).

ЕСВ с работников ФЛП уплачивается как прежде. Причем, НБУ в Письме от 23.03.2020 г. N 57-0009/14994 обращает внимание, что выдача/перечисление средств для выплаты заработной платы (на которую начисляется ЕСВ) будет осуществляться только при одновременном представлении плательщиком расчетных документов о перечислении средств для уплаты соответствующих сумм ЕСВ или документов, подтверждающих фактическую уплату таких сумм

ВАЖНО: послаблений по уплате единого налога «антивирусными» Законами не предусмотрено.

Напоминаем, что согласно п. 295.5 НКУ  ФЛП первой или второй группы (при условии, что они не используют наемный труд) освобождаются от уплаты единого налога на протяжении одного КАЛЕНДАРНОГО месяца на год на время отпуска. В данной ситуации, с учетом того, что карантин введен с 12 марта 2020 года, указанные предприниматели могут уйти в отпуск с 01.04.2020 года по 30.04.2020 года (включительно) и не платить авансовый платеж по единому налогу за апрель месяц. Причем,  сокращать отпуск  – нельзя. Т.е., если предприниматель находится в отпуске не полный календарный месяц – освобождение от уплаты единого налога не действует (ЗІР категория 107.05).

Кроме того, такие лица должны информировать контролирующий орган о своем решении путем  подачи заявления в произвольной форме (п 298.3.2 п. 298.3 ст. 298 НКУ). Такое заявление подается ДО НАЧАЛА отпуска (ЗІР категория 107.05).

И, если предприниматель уходит в отпуск, то он не должен вести свою хоздеятельность в этот период, а тем более получать доход!!!

Если же предприниматель заболел и болезнь длиться 30 и более календарных дней, то также, за период такой болезни он освобожден от уплаты единого налога, при условии подачи в налоговый орган заявления в произвольной форме с приложением копии листа (листов) нетрудоспособности, которые подтверждают период болезни.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО ЕСВ

За нарушения, совершенные в периоды с 1 по 31 марта и с 1 по 30 апреля 2020:

- за несвоевременую  уплату (несвоевременное перечисление) ЕСВ (справочно: за данное нарушение предусмотрен штраф в размере 20 % своевременно не уплаченных сумм);

- за неполную  уплату или несвоевременную уплату суммы ЕСВ одновременно с выдачей сумм выплат, на которые начисляется ЕСВ (авансовых платежей) (справочно: за данное нарушение предусмотрен штраф в размере 10 % от  неоплаченных (несвоевременно оплаченных) сумм);

-  за несвоевременное представление отчетности по ЕСВ (справочно: за данное нарушение предусмотрен штраф в размере 170 грн за каждую несвоевременную подачу отчета), штрафные санкции, определенные ч.11 ст. 25 Закона о ЕСВ не применяются

Стоит отметить, что от административной ответственности, предусмотренной ст. 1651 КУоАП  освобождения НЕТ. Т.е., в случае установления вины должностных лиц (в т.ч. ФЛП) – админштраф будет применен.

Нарушение

Админштраф

нарушение порядка расчета и начисления ЕСВ

30-40 НМДГ (510-680 грн). Те же действия повторно на протяжении года – 40-50 НМДГ (680-850 грн)

несвоевременная уплата ЕСВ или неуплата ЕСВ, в т.ч. авансовых платежей при выплате зарплаты и прочих выплат, в сумме, что не превысила 300 НМДГ (5100 грн)

40-80 НМДГ  (680-1360 грн).  При повторном нарушении – 150-300 НМДГ (2550-5100 грн)

несвоевременная уплата или неуплата ЕСВ, в т.ч. авансовых платежей при выплате зарплаты и прочих выплат, в сумме, что превысила 300 НМДГ (5100 грн)

80-120 НМДГ (1360-2040 грн). При повторном нарушении – 150-300 НМДГ (2550-5100 грн)

неподача отчета по ЕСВ или подача его по непринятой или искаженной форме

30-40 НМДГ  (510-680 грн). Те же действия повторно н апротяжении года – 40-50 НМДГ (680-850 грн)

В течение периодов с 1 по 31 марта и с 1 апреля по 30 апреля 2020 года плательщикам единого взноса не начисляется пеня, а начисленная пеня за эти периоды подлежит списанию.


ПРОВЕРКИ ПО ЕСВ

Контролеры подтвердили, что установлен  мораторий на проведение документальных проверок правильности начисления, исчисления и уплаты единого взноса на период с 18 марта по 18 мая 2020 года. Документальные проверки по вопросу правильности начисления, исчисления и уплаты ЕСВ, которые были начаты до 18 марта 2020 года и не были завершены временно останавливаются на период до 18 мая 2020 года.

В случае направления (вручения) налогоплательщикам письменных уведомлений и копий приказов о проведении документальных плановых проверок с указанием даты начала проверки в период с 18 марта 2020 по 18 мая 2020 года контролирующими органами, налоговые органы проинформируют плательщиков о введении моратория на проведение проверок и об изменении в связи с этим даты начала такой проверки. При этом, сроки проведения таких проверок будут скорректированы налоговыми органами на будущие периоды после окончания моратория.

Действие моратория не распространяется на камеральные проверки отчетности по ЕСВ

ВВЕДЕНИЕ НОВЫХ ПРАВИЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РРО

Кате-гория ФЛП

Виды  деятельности

Период

до 01.01.2021г

с 01.01.2021г до 01.04.2021г

после 01.04.2021 г

ЕН

I группа

Любые виды деятельности, не запрещенные законодательством

-

-

-

ЕН

II – ІV группы

Реализация технически сложных бытовых товаров (ТСБТ)*, лекарственных средств и изделий медназначения (независимо от превышения 1 млн.) (без медуслуг)

+

+

+

Любые виды деятельности, не запрещенные законодательством, кроме:

-

(в случае не превышения

1 млн. грн.)

-

(в случае не превышения

1 млн. грн.)

+

(независимо от превышения

1 млн.грн.)

1) реализации товаров (предоставление услуг) через сеть Интернет

-

(в случае не превышения

1 млн. грн. и в зависимости от формы расчетов)

+

(независимо от превышения

1 млн.грн.)

2) предоставления платных услуг в сфере охраны здоровья

-

(в случае не превышения

1 млн. грн.)

3) реализации  ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов

4) розничной   торговли подержанными товарами в магазинах (группа 47.79 КВЭД)

5) деятельности ресторанов, кафе, ресторанов быстрого обслуживания (кроме продажи блюд и безалкогольных напитков в столовых и буфетах общеобразовательных учебных заведений и профессионально-технических учебных заведений во время учебного процесса)

6) деятельности турагентств, туроператоров

7) деятельности гостиниц и других подобных средств временного размещения (группа 55.10 КВЭД)

8) реализации текстиля (кроме реализации за наличные средства на рынках)

9) реализации деталей и принадлежностей для автотранспортных средств по перечню КМУ

* ПЕРЕЧЕНЬ групп ТСБТ, подлежащих гарантийному ремонту (обслуживанию) или гарантийной замене, в целях применения РРО, утвержден постановлением КМУ от 16.03.2017 г. № 231

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

за неприменение РРО (ст. 17 Закона № 265/95-ВР от 06.07.1995 г)

Вид ответственности

Период

до 01.08.2020г

с 01.08.2020г до 01.01.2021г

после 01.01.2021г

ШТРАФ

1-е нарушение – 1 грн.,

последующее  – 100% реализованного товара без РРО

1-е нарушение – 10% реализованного товара без РРО,

последующее  – 50% реализованного товара без РРО

1-е нарушение - 100% реализованного товара без РРО,

последующее - 150% реализованного товара

без РРО

Стоит отметить, что с 01.08.2020 г. (вместо 19.04.2020 г.) должны будут заработать нормы о:

-программных РРО;

- складском учете для торговцев ТСБТ, лекарствами, медизделиями и ювелирными изделиями

- коде УКТ ВЭД для подакцизных товаров в чеке РРО.

С 01.01.2021 г. (вместо 01.10.2020 г.) заработает кэшбэк для покупателя за невыданный чек РРО

1000 Осталось символов