Ориентировочный перечень индикаторов подозрительности операций, по которым банк проводит дополнительную проверку вплоть до отказа поддержки деловых отношений

Ориентировочный перечень индикаторов подозрительности операций, по которым банк проводит дополнительную проверку вплоть до отказа поддержки деловых отношений

Положение об осуществлении банками финансового мониторинга, утвержденное Постановлением Правления НБУ от  19.05.2020 № 65, вступило в силу 22.05.2020

Банки обязаны утвердить свои  индикаторы подозрительности операций, при наличии которых операция подлежит углубленной проверке и при отсутствии объяснения которых, банк может отказаться от поддержки деловых отношений (блокировка счета). Данные индикаторы утверждаются на основе Приложения 20 к Положению № 65. Всего в этом Приложении 73 признака подозрительности финансовых операций, которые разбиты на три раздела:

I Индикаторы деятельности или поведения клиента:

- клиент (представитель клиента) не может внятно объяснить, в чем заключается его деловая деятельность (характер деятельности);

- клиент (представитель клиента) не желает или отказывается предоставлять информацию, необходимую для принятия мер надлежащей проверки, предоставляет ее в недостаточной степени или предоставляет сомнительную информацию, которую трудно проверить;

- невозможно связаться с клиентом (представителем клиента) с помощью предоставленных им данных, в частности по адресу местонахождения, жительства или по указанному номеру телефона и электронной почте (особенно в короткие сроки после предоставления такой контактной информации)

-  клиент имеет большое количество счетов или платежных карточек, потребность в которых не понятна или не соответствует его бизнес-потребностям.

- Клиент (представитель клиента) отменяет проведение запланированной финансовой операции после того, как банк спросил у него соответствующие подтверждающие документы и / или разъяснения.

- Клиент необычно и весьма оправдывает или объясняет сделку, подчеркивая отсутствие каких-либо связей с незаконной деятельностью.

- Представитель клиента - физического лица не имеет четких и понятных отношений с клиентом (например, лицо не является родственником, членом семьи, адвокатом).

- Клиент постоянно настаивает на обслуживании у одного работника банка, даже если это обычные операции и / или прекращает осуществлять финансовые операции через банк на период отсутствия конкретного работника.

II Индикаторы финансовых операций клиента:

- Долгое время наблюдается аналогичная тенденция объема дебетовых и кредитных финансовых операций по счету клиента в течение одного дня (необычно быстрое прохождение средств через счет, то есть незначительное сальдо на начало и конец дня и большие ежедневные обороты средств по счету).

- Финансовая операция / совокупность связанных между собой финансовых операций не является характерной / характерными для обычной деятельности клиента (например, цели, тип и объем операции), а предоставленные объяснения не является аргументированными.

- Осуществление предоплаты по внешнеэкономическим (импортным) контрактам в случае наличия информации из открытых источников о невыполнении нерезидентом своих обязательств по другим внешнеэкономическим договорам.

- Клиент регулярно осуществляет или получает значительное количество переводов без открытия счета.

- Клиент получает на свой счет много наличных или безналичных платежей на незначительные суммы, которые впоследствии агрегируются и большой суммой перечисляются другому клиенту.

- Оборот по счету клиента (юридического лица) в основном состоит из дебетовых безналичных платежей и кредитных наличных выплат.

- Перечисление клиентом - финансовой компанией безналичных средств как предоставление потребительских кредитов на текущие счета большого количества физических лиц (в том числе клиентов различных банков) в размерах, существенно превышают средний размер потребительских кредитов.

- Платежи клиента - субъекта хозяйствования в назначениях обычно не содержат понятной и четкой цели (в частности обычно содержат только ссылки на номера контрактов или счетов-фактур, не отмечая вид товара или услуги).

III Индикаторы по разным услугам:

- Снятие наличных происходит почти в одно и то же время с одного банковского автомата самообслуживания со счетов нескольких клиентов, а средства, которые учитываются на указанных счетах, снимаются полностью или почти в полном объеме

- очевидное завышение или занижение цены на товары и услуги;

- различные представители нескольких несвязанных между собой клиентов используют для доступа к Интернет-банкингу одинаковые IP-адреса (Интернет-протокол).

1000 Осталось символов