Разблокировка налоговых накладных - основные акценты

Разблокировка налоговых накладных - основные акценты

На сегодняшний день основными причинами блокировок налоговых накладных являются две причины:

- критерий «1» рисковости осуществления операций (вследствие пересорта товаров входящих и  исходящих от плательщика). Данный критерий, зачастую, присваивается реально действующему производителю товаров, который не подал Таблицу данных плательщика, подал, но ее не принято, таблицу данных сначала принято, а позднее позднее принято решение о ее неучете.

- критерий «8» рисковости налогоплательщика (при наличии у налогового органа информации, которая определяет рисковость осуществления хозяйственной операции). В данный критерий можно подвести практически любые операции, но часто такой критерий рисковости налогоплательщика присваивают плательщикам НЕ производителям, вследствие пересорта товаров (входящих и  исходжящих), недостаточности материальных и трудовых ресурсов для осуществления деятельности, а также вследствие взаимодействия с другими рискованными плательщиками.

На первичном этапе, после получения «первой» квитанции о приостановке регистрации налоговой накладной, схема действий плательщика выглядит так:

857 1 1

От некоторых практикующих юристов можно услышать позицию, что в случае включения предприятия в статус рисковых, разблокировать налоговые накладные без процедуры снятия статуса «рискового» не удастся, т.к. этот статус будет основной причиной отрицательного ответа, при привально поданном полном пакете документов. Однако когда у предприятия есть статус «рискового», то блокируются все налоговые накладные, которые попадают под мониторинг, без разбора. Факт принятия положительного решения по регистрации НН/РК после подачи необходимого пакета документов зависит скорее от вашего контрагента – если контрагент имеет статус «рискованного», то НН/РК скорее всего не будет зарегистрирована. Если же контрагентом является нормальное работающее предприятие, то вероятность регистрации НН/РК в таком случае велика.

Также необходимо учесть, что если плательщик в течение 365 дней после блокировки налоговой накладной не подаст документы для разблокировки, т.е. не начнет процедуру разблокировки, то к нему, при проверке, будет применен штраф в размере 50 % от суммы налогового обязательства по незарегистрированной НН/РК.

При подаче документов для разблокировки налоговых накладных, для снятия статуса «рискового», а также при подаче таблицы данных необходимо особое внимание уделить пояснениям и подаче необходимых документов.

Пояснения подаются в таком формате:

- краткие пояснения в графе «Пояснення» формы J/F 1312602 «Повідомлення щодо подачі документів про підтвердження реальності здійснення операцій по ПН/РК, реєстрація якої/го зупинено», в графе «Інформація» формы J/F 1314901 «Повідомлення про подання інформації та копій документів щодо невідповідності платника податку критеріям ризиковості платника податку».

Формат пояснений, напрмер для разблокировки налоговой накладной, может иметь вид:

«ТОВ «А» реалізувало гідроциліндри (код УКТ ЗЕД 8412) ТОВ «Б» (код ЄДРПОУ 3111111 ) за видатковою накладною № 66 від 29.05.2020 р. на суму 15000 грн., в т. ч. ПДВ 2500,00 грн., в зв’язку з чим була складена податкова накладна № 60 від 29.05.2020 р. Поставка товару здійснилася на умовах EXW згідно п.3.1. Договору поставки № 1 від 07.05.2020 р. Габарити та маса товару дозволяє не використовувати вантажний автотранспорт. Оплата за реалізований товар відбулася 05.06.2020 р. в повному обсязі. Реалізований товар був вироблений ТОВ «А» на власних виробничих фондах, розміщених у орендованому у фізичної особи  Іванов І.І. (код ДРФОУ 3131313131) цеху, що належним чином відображений у формі 20-ОПП. До 80 %. сировини придбавається у платників ПДВ, що має відображення у ЄРПН, а також у неплатників ПДВ (документи по придбанню у найбільших постачальників – неплатників ПДВ додаються). Калькуляція виробництва гідроциліндру додається. Виконання технологічних процесів забезпечено трудовими ресурсами – чисельність працюючих 15 осіб (з них 10 – працівники основних професій), середня зарплата за 2 квартал 5400 грн. на місяць, податкове навантаження з ПДВ за травень склало 2 %, податкове навантаження з податку на прибуток за 2019 рік склало 1 %. Бухгалтерській облік на підприємстві ведеться штатним бухгалтером.  Більш детальні пояснення та документи, що розкривають зміст операції на 10 аркушах додаються»

- детальные пояснения  формируются в виде отдельного документа, который в последствии сканируется и прикрепляется через документ произвольного формата (файл J/F 1360102) к:

  • уведомлению о подаче документов для разблокировки налоговой накладной (форма J/F 1312602)
  • уведомлению о подаче документов для снятия статуса «рискового» (J/F 1314901)
  • таблице данных плательщика (форма J/F 1312303).

Детальные пояснения для таблицы данных и уведомления о подаче документов для снятия статуса «рискового» должны содержать информацию:

  • История предприятия и текущая общая информация о нем: дата создания, кто является руководителем предприятия, основные виды деятельности, размер уставного капитала (если есть чем похвастаться), система налогообложения, количество сотрудников за текущий период с расшифровкой по категориям (подтверждается сканкопией штатного расписания) и среднее за текущий год, средняя заработная плата сотрудников, выручка за последний отчетный год (с подтверждением отчетностью финансовой, статистической, декларацией по налогу на прибыль (единый налог).
  • Наличие ресурсов для ведения деятельности: земельный банк (для сельхозников), наличие зданий и сооружений в собственности, аренде, ссуде, в которых ведется деятельность предприятия с указанием квадратуры (админсдания, производственные помещения, складские помещения, склады топлива, ремонтные мастерские, подразделения (обособленные и необособленные) и т.д.). Также по такому же принципу необходимо отражать информацию об имеющейся технике. Желательно под каждый вид основных средств указать право его использования, правоустанавливающий документ и отражение информации о нем в 20-ОПП

Форма 20-ОПП ключевой документ, по которому налоговики оценивают фиктивность предприятия и наличия у него возможности ведения именно такой деятельности и в таком объеме. В 20-ОПП отражают основные средства как собственные, так и арендованные: земельные участки, транспорт (легковой, грузовой), сельхозтехнику, помещения, склады с емкостью, скважины. Причем не нужно забывать о принципе укрупнения информации для формы 20-ОПП, т.е. если в каком-то здании находится стационарно оборудование, то отражается только здание (это необходимо фиксировать в пояснении).

  • Описание техпроцесса деятельности:

 для торговли – что и у кого покупается (основные позиции с кодами УКТ ВЭД), чем доставляется, где хранится, чем выгружается, кому продается (основные позиции с кодами УКТ ВЭД), кто занимается сбытом, чем доставляется товар с подтверждением данной информации сканкопиями договоров, накладных, ТТН, ГТД, актов приема-передачи, сертификатов качества, банковскими выписками.

Торговый оборот товаров необходимо подтвердить соответствующей сканкопией статистической отчетности.

для производства – указываем основные виды продукции с кодами УКТ ВЭД, которая выпускается с указанием ТУ, ГОСТов и технологией производства. Также необходимо сказать об основных видах сырья и полуфабрикатов, используемых в производстве таких видов продукции, с указанием что и у кого покупается, чем доставляется, где хранится, чем выгружается. После этого необходимо дать информацию об основных покупателях вашей продукции с указанием способов доставки.  Особенное внимание необходимо уделить количеству сырья и полуфабрикатов, которые приобретаются без НДС и соответственно не находящие подтверждение поставок в ЕРНН. Всю эту информацию, опять-таки, необходимо подтвердить сканкопиями договоров, накладных, ТТН, ГТД, актов приема-передачи, сертификатов качества, банковскими выписками, калькуляциями и т.д.

Информацию о количестве производимой и продаваемой продукции необходимо подтвердить сканкопией статистической отчетности.

  • Также не лишней информацией будет отражение техпроцесса производства(купли)-продажи в учете с приложением сканкопий первичных документов по учету (приходных накладных, накладных внутреннего перемещения, списание в производство, расходных накладных, ТТН), а также синтетических регистров учета (Оборотно-сальдовые ведомости или журналы-ордера по счетам 23, 28, 36, 63, 685).

Согласно Методических рекомендаций по фиксированию в актах проверок результатов отработки документально оформленных налогоплательщиками нереальных хозяйственных операций с товарами, утвержденных письмом ГФС от 16.05.2016 № 16872/7/99-99-14-02-02-17, налоговики уделяют внимание отсутствию материально-технической и технологической возможности осуществления производства, перевозки (погрузка, разгрузка), временного хранения соответствующих объемов товара (его физического движения) в ограниченные промежутки времени и т.д. и отсутствием данных, подтверждающих приобретение услуг по транспортировке, наличия необходимых для такой операции основных средств (земельных участков, складских помещений, необходимых производственных мощностей и / или транспорта, в частности, грузового и иного специального назначения). При этом учитываются условия договора, касающиеся поставки товара, а также то, что соответствующие посторонние услуги по эксплуатации основных средств по данным ЕРНН не приобретались.

Также к проверке могут предоставляться документы на транспортировку товара с внесением в них ложных сведений (например, по марке, государственных номеров транспортного средства) или неполных сведений (например, в пункте погрузки будет определена только название населенного пункта без указания адреса) или указанием транспортных средств, технологически не способны перевозить соответствующие объемы или виды груза.

Доказательством фиктивности операций, согласно этих Методрекомендаций является наличие незначительного количества работников (в частности, директор и главный бухгалтер в одном лице). При этом учитывается специфика конкретной операции, которая характеризуется, например, своеобразными физическими свойствами товаров, операции с которыми требуют значительного объема трудозатрат, непосредственного участия персонала но не соотносятся с имеющимся трудовым ресурсом для поставки товара; необходимостью наличия специальных знаний (специальности) работников, высокого уровня их оплаты труда и т.д.

Количество документов произвольного формата, которые прилагаются  к уведомлению о подаче документов для снятия статуса «рискового» не может превышать 100 шт, каждый из которых не может превышать 2 Мб (ЗІР 101.18 – «За якою формою (формат, розмір) подаються письмові пояснення/скарги на рішення комісії та копії документів при зупиненні реєстрації податкової накладної/розрахунку коригування в ЄРПН та чи існує системне обмеження програмного забезпечення їх формату, розміру та кількості?»).

К таблице данных плательщика налога прилагается только один документ произвольного формата для пояснений, но если постараться в один pdf-файл в размер 2 Мб можно «впихнуть» еще несколько важных сканкопий документов. Финансовую и налоговую отчетность лучше не прилагать, а просто ссылаться на нее в пояснениях.

Детальные пояснения к уведомлению о подаче документов для разблокировки налоговой накладной должны содержать информацию:

  • История предприятия и текущая общая информация о нем (как рассматривали выше)
  • Наличие ресурсов для ведения деятельности по номенклатуре в заблокированной налоговой накладной (по аналогии как рассматривали выше)
  • Описание техпроцесса производства (приобретения) номенклатуры в заблокированной налоговой накладной
  • Детальное описание сделки по заблокированной налоговой накладной в хронологическом порядке(когда был заключен договор, какие условия отгрузки и оплаты номенклатуры по нем, когда произошло первое событие, когда произошло второе событие, выписанная доверенность на отгрузку, ТТН, сертификаты качества, предоставленные покупателю.
  • Также необходимо описать отражение операции в бухгалтерском и налоговом учете (НДС, налог на прибыль, единый налог)
  • В идеальном варианте получить от покупателя справку о дальнейшем использовании покупателем проданной номенклатуры и описать это в пояснении.

Количество документов произвольного формата, которые прилагаются к уведомлению о подаче документов для разблокировки налоговой накладной не ограничено, но каждый из них не может превышать 2 Мб.

Ограничения по заполнению Таблицы данных плательщика налога:

  • не допускается одновременное заполнение граф по приобретению (получению) и поставки (изготовления) в одной строке Таблицы;
  • коды услуг согласно ДКПП в таблице должны содержать от 5 (например: 02.40) до 14 символов.
  • коды УКТ ВЭД входящего налогового кредита необходимо указывать такими, какими они зарегистрированы поставщиками в ЕРНН
  • исходящие коды УКТ ВЭД (по реализации товара) должны соответствовать по длине символов кодам, которые указаны (будут указываться) в исходящих налоговых накладных.

Для Таблицы данных коды разной дли воспринимаются как разные коды: например, код «33.12» и код «33.12.24-00.00» не идентичны и понимаются как различные коды (ЗІР 101.18 – «Яким чином заповнюється таблиця даних платника ПДВ, що подається у разі зупинення реєстрації податкової накладної/розрахунку коригування в Єдиному реєстрі податкових накладних?»)

  • максимальное количество строк в таблице данных 99, при этом ограничений по количеству таблиц, которые плательщик может подать в ГНС в одном налоговом периоде НЕТ (т.е. если плательщик в предыдущей таблице указал какие-то данные по видам деятельности в предыдущей таблице, то можно подать новую таблицу с данными о такой деятельности с кодами товаров по УКТ ВЭД).
  • В новой Таблице нельзя указывать коды поставляемых товаров, которые были указаны в предыдущей учтенной Таблице, т.к. будет получен отказ в принятии новой Таблицы, ввиду того, что такой код уже учтен.

Если Таблица данных учтена – это не означает что уже заблокированные налоговые накладные будут автоматически зарегистрированы. По заблокированным налоговым накладным все-равно придется подавать уведомление и документы на разблокировку.

Порядок отражения кодов УКТ ВЭД в столбце 3 (приобретение)  и в столбце 4 (поставка) не важен: т.е. можно сначала указать коды с приобретением, а потом реализацию, можно сначала реализацию, а потом приобретение, важно чтобы не было пересечения кодов 3 и 4 столбцов в одной строке таблицы.

Основания для неучета (непринятия) Таблицы данных:

-наличие в контролирующих органах налоговой информации, свидетельствующей об осуществлении налогоплательщиком рисковых операций (если плательщик контактирует с рискованными плательщиками или сам по себе имеет статус «рискового»).

-выявление несоответствия определенных плательщиком налога в таблице данных видов деятельности имеющимся у налогоплательщика основным средствам

другие причины (например, плательщики банально подают таблицу данных без пояснений либо наличие информации о предоставлении недостоверной информации в учтенной таблице).

Основания для отказа в регистрации НН/РК (в течение 5 рабочих дней после отправки пояснений с пояснениями и копиями документов):

- непредоставление письменных объяснений относительно подтверждения информации, указанной в НН / РК, регистрация которых остановлена, с указанием в информационном поле конкретной информации, по которой не предоставлены пояснения

- непредоставление налогоплательщиком копий документов, с указанием в информационном поле конкретных документов, которых не предоставлено

- предоставлением плательщиком налога копий документов, составленных с нарушением законодательства, с указанием в информационном поле конкретных таких документов.

Если поданные документы не убедили региональную комиссию, что вы не рисковый плательщик, то вы опять получите решение о включении вас в рисковые с критерием «8», но возможно уже с другими основаниями, чем было ранее.

При получении любого отрицательного решения (как при не снятии статуса «рискового», так и при не учете таблицы данных или отказе от регистрации налоговых накладных) действенным методом для ускорения процесса принятия нужного нам решения является устная или «живая» аудиенция с главой региональной комиссии по вопросам остановки регистрации НН/РК в ЕРНН. При этой аудиенции есть возможность более четко понять, что от вас хотят, какие документы нужно приложить для получения положительного результата.

Помним, что в предыдущем Порядке «блокировки» налоговых накладных № 117 от 21.02.2017 была норма, согласно которой, если в течение 5или 7 дней региональная или центральная комиссия не принимает решение, то НН/РК подлежит в этот день регистрации. В новом Порядке № 1165 от 11.12.2019 норма относительно автоматической регистрации налоговой накладной в связи с несвоевременным принятием решения региональной комиссией ОТСУТСТВУЕТ.

ОБЖАЛОВАНИЕ ОТКАЗА В РЕГИСРАЦИИ НН/РК:

  • Срок:

 - в административном порядке (в Комиссию центрального уровня при ГНС) – 10 рабочих дней после вступления в силу решения региональной комиссии (форма J/F 1412405);

- в судебном порядке:

       * 1095 дней с дня отказа в регистрации, при условии не проведения обжалования в админпорядке (по данному поводу среди юристов ведутся еще дискуссии, и есть риск отказа суда в открытии производства, т.к. существует общий срок по КАСУ срок 6 месяцев, поэтому лучше ориентироваться на срок 6 месяцев)

* 3 месяца с дня вручения решения по жалобе в админпорядке;

       * 6 месяцев с дня подачи жалобы, если решение не принято/не получено плательщиком

  • Форма подачи жалобы в админпорядке: только в электронном виде – форма J/F 1313203 «Скарга щодо рішення про відмову в реєстрації податкової накладної/розрахунку коригування в Єдиному реєстрі податкових накладних»

В жалобе, как и в уведомлении о подаче документов для разблокировки налоговой накладной, есть поле для сокращенного формирования позиции с причинами не согласия с решением региональной комиссии. Но рекомендуется, аналогично, сформировать сокращенную позицию не согласия с решением и в ней же сделать ссылку на приложение к жалобе развернутой версией пояснений.

Развернутая версия пояснений к жалобе состоит, грубо, из двух частей:

- формирование позиции почему региональная комиссия, по вашему мнению, не верно приняла решение;

- повторение основных аспектов пояснения к разблокировке налоговых накладных с приложением тех же и дополнительных (при необходимости) документов.

857 2

Количество документов произвольного формата, которые прилагаются  к жалобе не может превышать 100 шт, каждый из которых не может превышать 2 Мб

  • Срок для принятия решения по жалобе в админпорядке10 календарных дней, причем если в течение этого срока в Электронном кабинете не будет какого-то решения (да/нет) по установленной форме (J/F 1413203), то жалоба плательщика считается автоматически удовлетворенной!!!

ПОДКЛЮЧЕНИЕ БИЗНЕС ОМБУДСМЕНА ПРИ ОТРИЦАТЕЛЬНОМ РЕЗУЛЬТАТЕ

Институт бизнес-омбудсмена был внедрен в Украине в 2014 году. Цель бизнес-омбудсмена состоит в содействии прозрачности органов государственной власти, предотвращать коррупционные действия и/или другие нарушения законных интересов субъектов предпринимательства. Между Советом бизнес-омбудсмена с ГФС с 2015 году заключен меморандум о сотрудничестве и партнерстве. Поэтому отменить решение ГНС бизнес-омбудсмен не может, но дать рекомендации «обязательного» характера при принятии какого-то решения он может.

  • Когда можно подключать бизнес-омбудсмена.

В п. 6.1.3 Регламента Совета бизнес-омбудсмена сказано, что он не вмешивается на стадии судебного разбирательства, кроме того должна пройти хотя бы одна стадия административного обжалования незаконного, по мнению плательщика, решения ГНС. Т.е. исходя из регламента к бизнес-омбудсмену мы должны обратится после получения отрицательного решения по жалобе в ГНС, но до подачи иска в суд. На практике все выглядит иначе: после принятого решения ГНС его уже пересматривать не будет, в судах бизнес-омбудсмен тоже не участвует. Поэтому обращаться за помощью, за «усмирением» ГНС, нужно на стадии подачи жалобы в ГНС!!!

  • Срок рассмотрения жалобы бизнес-омбудсменом

Опять же регламентом предусмотрено такой порядок рассмотрения жалобы у бизнес-омбудсмена:

- 1 этап – предварительная оценка жалобы (10 рабочих дней)

- 2 этап – рассмотрение жалобы (3 месяца)

- 3 этап – вынесение решения (жалоба отклонена, жалоба обоснована/частично обосновано с рекомендацией ГНС, передача жалобы в ГНС для дополнительного рассмотрения дела).

Опять таки на практике, с  учетом момента обращения к бизнес-омбудсмену по регистрации налоговых накладных и срока для подачи жалобы в ГНС (10 рабочих дней), все три этапа по сроку вмещаются в один – 10 рабочих дней.

  • Способы подачи жалобы:

- через сайт -  https://boi.org.ua/complainttop/online

- через электронную почту: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

- наручно по адресу - БЦ «Подол Плаза», ул. Спасская, 30А, Киев 04070, Украина (вход со стороны ул. Сковороды, 19)

- по почте по адресу - ул. Спасская, 30А, Киев 04070, Украина

Для подачи жалобы скачиваем установленную форму по ссылке (https://boi.org.ua/media/uploads/general_complaint_form_ua_v2.pdf), заполняем все поля и прилагаем к ней копии документов, подтверждающие факты, изложенные в жалобе.

1000 Осталось символов