Рыночный надзор за непищевой продукцией

Рыночный надзор за непищевой продукцией

Любая непищевая продукция должна быть безопасной. Общие требования к безопасности непищевой продукции устанавливает специальный закон «Об общей безопасности непищевой продукции» от 02.12.2010 № 2736-VI. Согласно него:

безопасная непищевая продукция - любая продукция, которая при обычных или обоснованно предполагаемых условий использования не представляет никакого риска или представляет лишь минимальные риски, обусловленные использованием такой продукции, которые считаются приемлемыми и не создают угрозы общественным интересам, с учетом:

- характеристик продукции, в том числе ее состава, упаковки, требований по установлению и технического обслуживания;

- воздействия продукции на другую продукцию, если она будет использоваться вместе с ней;

- предупреждений, содержащихся на этикетке продукции, в инструкции по ее использованию и уничтожению, а также в другой информации о продукции;

- оговорок относительно потребления или использования продукции определенными категориями населения (детьми, беременными женщинами, стариками и т.п.);

Для того чтобы потребителю предварительно понять степень опасности продукции, производитель обязан:

- указывать на продукции или ее упаковке наименование и местонахождение производителя, название, тип или номер модели, номер партии или серийный номер, названия составных частей и т.п.;

- проводить экспертизу (испытания) образцов продукции, введенной в оборот под их торговой маркой.

Продукция считается безопасной, если она соответствует требованиям по обеспечению безопасности продукции, установленным законодательством (100 % доказательством безопасности продукции считается соответствие ее национальным стандартам, гармонизированными с европейскими стандартами).

В случае отсутствия требований по обеспечению безопасности продукции соответствующая продукция считается безопасной, если орган государственного рыночного надзора не докажет, что такая продукция является опасной. При доказательстве опасности продукции проверяющий использует:

  • национальные стандарты других государств по обеспечению безопасности продукции, гармонизированные с соответствующими европейскими и международными стандартами;
  • региональные стандарты по обеспечению безопасности продукции в соответствии с международными договорами Украины;
  • другие стандарты Украины по обеспечению безопасности продукции;
  • кодексы установившейся практики по обеспечению безопасности продукции в соответствующих отраслях;
  • достижения науки и техники в сфере безопасности продукции;
  • ожидания потребителей (пользователей) относительно безопасности продукции обычных или обоснованно предполагаемых условий ее использования (в том числе о сроке службы и при необходимости введения в эксплуатацию требований по установлению и технического обслуживания).

Если у продукции имеются технические регламенты относительно обеспечения их безопасности, то надзор за такой продукцией осуществляется исходя из другого специального закона «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции» от 02.12.2010 № 2735-VI.

Согласно этого закона целью осуществления надзора непищевой продукции является принятие ограничительных (корректирующих) мер с соответствующим информированием об этом общественности о продукции, которая при ее использовании по назначению или обоснованно предполагаемых условий и при надлежащем установлении и техническом обслуживании представляет угрозу общественным интересам или которая другим способом не соответствует установленным требованиям.

Целью осуществления госконтроля непищевой продукции является обеспечение соответствия ввозимой на таможенную территорию Украины, установленным требованиям до момента ее выпуска в свободное обращение на таможенной территории Украины и недопущения ввоза на таможенную территорию Украины продукции, представляющей серьезный риск общественным интересам. Данный госконтроль осуществляет Таможенная служба Украины.

Сразу отметим, что ни госконтроль, ни госнадзор за непищевыми продуктами, с 26.03.2020 года не регламентируются общим ЗУ «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 № 877-V, который устанавливает общие требования к государственному контролю.

Технический регламент - нормативно-правовой акт, в котором определены характеристики продукции или связанные с ними процессы и методы производства, включая соответствующие административные положения, соблюдение которых является обязательным (п. 1 ст. 1 ЗУ «О технических регламентах и оценке соответствия» от 15.01.2015 № 124-VIII)

К непищевой продукции, у которой есть технические регламенты по безопасности (производству) будет особый интерес, ввиду того, что есть особые требования к их введению в оборот и распространению, а значит и при государственном рыночном надзоре и контроле.

Непищевая продукция, подлежащая особому государственному рыночному надзору:

Группы непищевой продукции, на которые утверждены технические регламенты, согласно Перечня видов продукции, в отношении которых органы государственного рыночного надзора осуществляют государственный рыночный надзор от 28.12.2016 р. № 1069

Орган государственного надзора

Детские игрушки, Моющие средства, Текстильные волокна и текстильные изделия, Обувь, Бутылки, которые используются как мерные емкости, Товары, которые фасуют по массе и объему в готовую упаковку, Кондиционеры и вентиляторы, предназначенные для личного комфорта, Пылесосы, Телевизоры, Простые приемники цифрового телевидения, Бытовые духовые шкафы и кухонные вытяжки, Бытовые посудомоечные машины, Энергопотребительные продукты, в том числе бытовые холодильные приборы и бытовые стиральные машины, Бытовые барабанные сушильные машины, Электрическое и электронное бытовое и офисное оборудование, Компьютеры и компьютерные серверы, Водонагреватели и баки-аккумуляторы, Внешние источники питания, Средства измерительной техники, Неавтоматические взвешивающие приборы, Водяные насосы, Бессальниковые автономные циркуляционные насосы и бессальниковые циркуляционные насосы, интегрированные в устройства, Электрические лампы и светильники, Оборудование, Электрическое и электронное оборудование, Низковольтное электрооборудование, Электродвигатели, Радиооборудование, Внешние источники питания, Малые, средние и большие силовые трансформаторы, Средства индивидуальной защиты, Сельскохозяйственные машины и оборудование (тракторы, их прицепы и сменные прицепные машины, системы, составные части и отдельные технические узлы, машины, предназначенные для применения пестицидов и агрохимикатов)

Госпродпотребслужба

Машины и оборудование, Лифты и компоненты безопасности для лифтов, Канатные дороги для перевозки пассажиров, их узлы и устройства безопасности,

Оборудование, работающее под давлением, Средства индивидуальной защиты, Знаки безопасности и защиты здоровья работников, Оборудование и защитные системы, предназначенные для использования в потенциально взрывоопасных средах.

Гоструда

Колесные транспортные средства, новые части и оборудование, которые могут быть установлены и / или использованы на колесных транспортных средствах

Укртрансбезопасность

Пиротехничекие изделия

ГСЧС

Автомобильные бензины, дизельное, судовое и котельное топливо

Госэкоинспекция

Есть перечень продукции, на который не распространяются ЗУ № 2735 и № 2736: услуги и работы; пищевые продукты, пищевые добавки, ароматизаторы, диетические добавки и вспомогательные материалы для переработки пищевых продуктов; продукты животного происхождения; корма, кормовые добавки и премиксы; живые растения и животные; спирт, алкогольные напитки и табачные изделия; лекарственные средства и ветеринарные препараты; наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги и прекурсоры; объекты строительства, драгоценные металлы, драгоценные камни, драгоценные камни органогенного образования и полудрагоценные камни, изделия из них (ювелирные и бытовые) и материалы, которые их содержат и некоторые другие.

Согласно п. 1 ст. 11 ЗУ «О технических регламентах и оценку соответствия» от 15.01.2015 № 124-VIII соответствие введенной в оборот, предоставленной на рынке или введенной в эксплуатацию в Украине продукции требованиям всех действующих технических регламентов, применяемых к такой продукции, является обязательным (за исключением переходных периодов использования техрегламентов).

Исходя из ст. 28 ЗУ № 124 в случаях, определенных в технических регламентах, которыми предусмотрено применение процедур оценки соответствия, производитель или уполномоченный представитель (от имени и под ответственность производителя) должен составлять декларацию о соответствии. Данная декларация составляется на основании заключения соответствия продукции техрегламенту специальных назначенных органов (например, центр стандартизации Госпродпотребслужбы), признанных независимых организаций или аккредитованной испытательной лаборатории производителя.

Декларация о соответствии должна быть составлена на государственном языке, а в случае если она была составлена на другом языке - переведена на государственный язык.

Техническими регламентами могут предусматриваться другие, кроме составления декларации о соответствии, случаи декларирования соответствия требованиям технических регламентов (выводы, сертификаты соответствия и т.д.).

В случаях, определенных в технических регламентах на продукцию и / или на другие объекты (на табличку с техническими данными, упаковку, сопроводительные документы и т.п.), должен наноситься знак соответствия техническим регламентам.

В Украине, согласно постановления КМУ «Об утверждении формы, описания знака соответствия техническим регламентам, правил и условий его нанесения» от 30.12.2015 № 1184 форма знака соответствия техническим регламентам имеет вид:

Высота знака соответствия не может быть менее 5 миллиметров, если иное не предусмотрено соответствующим техническим регламентом. Знак соответствия сопровождается идентификационным номером назначенного органа по оценке соответствия, если такой орган был привлечен на этапе контроля производства, в формате UA.TR.YYY или YYY, где:

UA - условное обозначение Украины латинскими буквами;

TR - условное обозначение, которое означает, что орган по оценке соответствия назначен на выполнение работ по оценке соответствия требованиям технических регламентов;

YYY - идентификационный номер назначенного органа по оценке соответствия.

Соответственно каждая партия продукции должна сопровождаться декларацией про соответствие, ее копией или упрощенной декларацией о соответствии в зависимости от требований техрегламента.

Потребители могут в любой момент пожаловаться органам государственного рыночного надзора относительно опасности того или оного продукта.

На сегодня существует ресурс «Увага» на специальном сайте Минэкономразвития (https://uvaga.gov.ua/uk/Main/Category/Category), в котором собирается информация об опасной продукции по жалобам потребителей. Также есть аналогичные ресурсы в общем доступе:

в Европе – Rapex (https://ec.europa.eu/consumers/consumers_safety/safety_products/rapex/alerts/?event=main.search&lng=en#);

в Австралии – ACCC (https://www.productsafety.gov.au/recalls);

в Канаде - Health Canada (https://healthycanadians.gc.ca/recall-alert-rappel-avis/index-eng.php?cat=4)

мировой глобальный ресурс – GlobalRecalls (https://globalrecalls.oecd.org/#/)

На основании заявления потребителя у субъекта хозяйствования будет проведена проверка (ст. 23 ЗУ № 2735):

- плановая проверка – проводится только у распространителей продукции на основании риск-ориентированного подхода к данному виду продукции и информации из обращений потребителей продукции (секторальный план проверок продукции утверждается органом госнадзора до 01 декабря, опубликуется в течение 3 рабочих дней в печатном издании органа и на его сайте и может в течение года пересматриваться). Плановая проверка проводится только относительно непищевой продукции, которая имеет техрегламенты по производству и безопасности;

- внеплановая проверка проводится как у распространителей, так и производителя любой непищевой продукции если:

  • есть жалоба потребителя, центральных и местных исполнительных органов, правоохранительных органов, объединений потребителей и СХ относительно того или иного вида продукции, что она нанесла ущерб общественным интересам или имеет недостатки, которые могут нанести такой вред, и отсутствует информация, по которой производителя такой продукции может быть идентифицировано;
  • проверки у распространителя/производителя показали продукция стала опасной, имеет риск и/или не отвечает установленным требованиям (техрегламенту) в следствии действия/бездействия производителя/распространителя

Необходимо заметить, что при проверке проверяются только документы, касающиеся лишь конкретного вида (типа, группы продукции), а в случае необходимости - обследование образцов продукции, по результатам которых принимается решение об отборе и экспертизе (испытания) образцов продукции, о чем указывается в акте. Запрещено требовать документы, исследовать образцы другой продукции.

С 26.03.2020 проверяющие могут требовать теперь уже ограниченный пакет документов (в т.ч. их копии):

1) декларация о соответствии (если продукция имеет соответствующий технический регламент);

2) сопроводительная документация, прилагаемая к соответствующей продукции (включая инструкцию по пользованию продукцией).

3) общее описание продукции, а также полный состав технической документации на соответствующую продукцию, предусмотренный техническим регламентом;

4) документы по системе качества или системы управления качеством;

5) выводы экспертиз и протоколы испытаний образцов соответствующей продукции, отобранных (взятых) в рамках осуществления рыночного надзора и контроля продукции;

6) документы, позволяющие отследить происхождение соответствующей продукции и ее дальнейший оборот (товарно-сопроводительная документация или договоры в объеме необходимом для установления цепочки поставки);

7) документы и материалы о состоянии выполнения субъектом хозяйствования решения о принятии ограничительных (корректирующих) мер;

8) сообщения и другая информация, предоставленная субъектами хозяйствования, таможенными органами, органами по оценке соответствия продукции.

СХ согласно ст. 8 ЗУ № 2735 обязаны предоставлять по запросу органов рыночного надзора документацию, что позволяет идентифицировать:

1) предприятия, который поставил им продукцию (в течение срока, установленного в техрегламенте, или на протяжении 10 лет)!!!;

2) предприятия, которому они поставили продукцию (на протяжении 10 лет)!!!

В случае если производитель продукции не может быть идентифицирован органом рыночного надзора, то лицом, которое ввело такую продукцию в оборот, считается каждый субъект хозяйствования в цепи поставки соответствующей продукции, который в течение срока проведения проверки не предоставил документацию, которая не позволяет установить наименование и местонахождение производителя или лица, которое поставило субъекту хозяйствования эту продукцию!!!

Сроки проведения проверки (без права продления):

- у распространителя до 4 рабочих дней (до 26.03.2020 было до 2 рабочих дней);

- у производителя до 5 рабочих дней (до 26.03.2020 было до 3 рабочих дней).

В случае проведения на время ее проведения экспертизы (испытания) образцов продукции течение срока проведения проверки приостанавливается до получения органом рыночного надзора результатов экспертизы (испытания) – обычно экспертиза проводится до 30 дней (если выявится, что продукция опасна, представляет риск и / или не соответствует установленным требованиям, то СХ компенсирует стоимость экспертизы).

Если запрашиваемые документы на иностранном языке, то СХ должен сделать их перевод на протяжении 30 дней, при этом срок проверки на это время приостанавливается.

Проверка может проводиться в таких местах:

1) в торговых и складских помещениях субъектов хозяйствования;

2) в местах введения продукции в эксплуатацию (если соответствие продукции определенным установленным требованиям может быть определена только при вводе ее в эксплуатацию);

3) по месту проведения ярмарки, выставки, показа и демонстрации продукции другим способом;

4) в местах хранения под таможенным контролем продукции, таможенное оформление которой приостановлено по результатам контроля продукции;

Если продукция не соответствует техническим регламентам, таможенный сотрудник приостанавливает оформление и сообщает орган государственного рыночного надзора для дальнейшей проверки характеристик продукции и отбора образцов такой продукции. При установлении того, что импортная продукция представляет серьезный риск или не отвечает установленным требованиям, оформляется карточка отказа в таможенном оформлении с указанием причины. Затем к субъекту применяется штрафные санкции, описанные ниже.

5) по местонахождению органа рыночного надзора.

Основания для допуска проверяющих к проверке:

- наличие направления на проверку (действует в течение указанного в нем срока осуществления проверки);

- служебного удостоверения;

- при плановой проверке наличие непищевой продукции секторальном плане рыночного надзора (например, http://www.consumer.gov.ua/ContentPages/Sektoralni_Plani/113/).

Задача проверок – определить производителя либо лица, ответственного за введение в оборот, и отследить всю цепочку поставок этой опасной продукции.

По результатам проверки (в последний ее день) составляется акт проверки в двух экземплярах. По результатам акта проверки орган рыночного надзора может принять решение о введении ограничительных (корректирующих) мер или выносит предписание об устранении формального несоответствия продукции.

Ограничительные (корректирующие) меры «регламентированной» продукции включают (ст. 22 ЗУ № 2735):

а) ограничение предоставления продукции на рынке;

б) запрет предоставления продукции на рынке;

в) изъятие продукции из оборота;

г) отзыв продукции.

Формальное несоответствие продукции это:

- знак соответствия не нанесен или нанесен с нарушением требования регламента;

- декларацию о соответствии не было создано, создано с нарушением, продукцию не сопровождала копия декларации о соответствии или упрощенная декларация о соответствии;

- не предоставлена техдокументация на продукцию или она не полная.

Если СХ не устранит в сроки, указанные в предписании формальное несоответствие продукции, то вводятся вышеуказанные ограничительные меры.

Ограничительные (корректирующие) меры для «нерегламентированной» продукции включают (ст. 12 ЗУ № 2736):

 * продукция имеет риск опасности при определенных условиях – необходимо предупреждать об этом потребителя или вводить в обращение безопасную продукцию;

 * продукция имеет риск опасности для определенной категории потребителей - предупреждение об этом;

 * продукция может быть опасной - временный запрет введения в оборот такой продукции на рынке до получения результатов экспертизы;

 * продукция опасная - запрет введения в оборот, изъятия из обращения и предупреждения потребителей,  (пользователей) о рисках, отзыв ее из обращения и уничтожения.

Если СХ не выполнит или выполнит не в полном объеме решения о введении ограничительных мер, то будет перепроверка.

Ну и, наконец, подошли к самому важному на сегодняшний момент – к ответственности СХ (за каждую модель, артикул или партию продукции, которая является опасной, представляет риск и / или не соответствует установленным требованиям, независимо от количества единиц такой продукции и / или мест реализации):

Вид нарушения

Размер штрафа

Норма Закона

Для непищевой продукции, на которые установлены техрегламенты

введение в оборот продукции, представляющей серьезный риск (лицом ввевшим в оборот или лицом, которое считается ввевшим продукцию в оборот)

102 тыс. грн – первое наложение

340 тыс. грн – повторный штраф за это нарушение за период 1-3 года

ч. 1 ст. 44 ЗУ № 2735

Оценка риска и опасности проводится органом рыночного надзора в соответствии с методикой принятия ограничительных (корректирующих) мер, утвержденной КМУ от 26.12.2011 р. № 1407

Лицом ввевшим продукцию в оборот в Украине будет производитель (отечественный), а также импортер товара (ст. 1 ЗУ № 124).

введение в оборот продукции, не соответствующей установленным требованиям (кроме случаев, когда у продукции серьезный риск и формального не соответствии продукции)

51 тыс. грн – первое наложение

102 тыс. грн – повторный штраф за это нарушение за период 1-3 года

ч. 2 ст. 44 ЗУ № 2735

несоблюдение распространителем условий хранения продукции, им распространяется, если в результате этого продукция стала опасной и / или такой, что не соответствует установленным требованиям

34 тыс. грн – первое наложение

68 тыс. грн – повторный штраф за это нарушение за период 1-3 года

ч. 3 ст. 44 ЗУ № 2735

невыполнение или неполного выполнения требований решения о принятии ограничительных (корректирующих) мер к продукции, представляющей серьезный риск (об изъятие продукции из оборота и/или отзыв продукции или запрет предоставления продукции на рынке)

170 тыс. грн – для лица ввевшего продукцию в оборот или которое считается ввевшим продукцию в оборот

119 тыс. грн – для распространителей

п. 1 ч. 4 ст. 44 ЗУ № 2735

невыполнение или неполного выполнения требований решения о принятии ограничительных (корректирующих) мер к продукции, которая не соответствует техническим требованиям (кроме формального не соответствии продукции)

102 тыс. грн – для лица ввевшего продукцию в оборот или которое считается ввевшим продукцию в оборот

68 тыс. грн. – для распространителей

п. 2 ч. 4 ст. 44 ЗУ № 2735

невыполнение или неполного выполнения требований решения о принятии ограничительных (корректирующих) мер к продукции, которая формально не соответствует техническим требованиям

51 тыс. грн – для лица ввевшего продукцию в оборот или которое считается ввевшим продукцию в оборот

34 тыс. грн – для распространителей

п. 3 ч. 4 ст. 44 ЗУ № 2735

невыполнение или неполного выполнения требований решения о принятии ограничительных (корректирующих) мер к продукции, соответствующей установленным требованиям, но представляющей опасность или риск (устранение риска, об изъятие продукции из оборота и/или отзыв продукции + отчет СХ о выполнении мер)

34 тыс. грн

п. 4 ч. 4 ст. 44 ЗУ № 2735

невыполнение предписания о немедленном устранении нарушений требований относительно предоставления по месту проведения ярмарки, выставки, показа или демонстрации другим способом продукции, не соответствующей установленным требованиям

17 тыс. грн

п. 5 ч. 4 ст. 44 ЗУ № 2735

невыполнение требований решения о немедленном прекращении представления продукции по месту проведения ярмарки, выставки, показа или демонстрации другим способом продукции

34 тыс. грн

создание препятствий путем недопущения к проведению проверок характеристик продукции и невыполнение законных требований должностных лиц, осуществляющих рыночный надзор

170 тыс. грн

п. 6 ч. 4 ст. 44 ЗУ № 2735

Для опасной не пищевой продукции, на которую не установлены техрегламенты

введение производителем в оборот опасной непищевой продукции

102 тыс. грн – первое наложение

340 тыс. грн – повторный штраф за это нарушение за период 1-3 года

п. 1 ч. 2 ст. 15 ЗУ № 2736

невыполнение производителем требований об предоставлении потребителям информации которая дает возможность оценивать риски, присущие продукции в течение обычного или обоснованно предполагаемого срока ее использования, если такие риски есть не сразу очевидны, без надлежащих предупреждений

51 тыс. грн – первое наложение

102 тыс. грн – повторный штраф за это нарушение за период 1-3 года

п. 2 ч. 2 ст. 15 ЗУ № 2736

несоблюдение распространителем условий хранения продукции, им распространяется, если в результате этого продукция стала опасной

34 тыс. грн – первое наложение

68 тыс. грн – повторный штраф за это нарушение за период 1-3 года

ч. 3 ст. 15 ЗУ № 2736

невыполнение или неполное выполнение решения органа государственного рыночного надзора о принятии мер по обеспечению безопасности продукции (если продукция имеет риск опасности при определенных условиях, на определенную категорию людей, при наличии подозрения об опасности)

102 тыс. грн – для производителей

68 тыс. грн. – для распространителей

п. 1 ч. 4 ст. 15 ЗУ № 2736

невыполнение или неполное выполнение решения органа государственного рыночного надзора о принятии мер по обеспечению безопасности продукции (если продукция опасная)

170 тыс. грн – для производителей

68 тыс. грн – для распространителей

п. 2 ч. 4 ст. 15 ЗУ № 2736

создание препятствий путем недопущения к проведению проверок характеристик продукции и невыполнение законных требований должностных лиц, осуществляющих рыночный надзор

170 тыс. грн

п. 3 ч. 4 ст. 15 ЗУ № 2736

Протокол о правонарушении составляется в двух экземплярах.

Протокол вместе с актом проверки, пояснениями физического лица, в том числе ФЛП, или руководителя юридического лица или уполномоченного им лица (в случае их наличия) и документами, касающимися дела, не позднее следующего рабочего дня за днем его составления передается руководителю или заместителю руководителя органа рыночного надзора, которые рассматривают дело в течение 15 календарных дней со дня получения протокола и соответствующих документов и принимают решение (постановление) о наложении штрафа. Каждый штраф оформляется отдельным постановлением.

Постановление направляется СХ не позднее следующего рабочего дня за днем его оформления.

СХ должен уплатить штраф в 15-ти дневный срок со дня получения постановления о его наложении. В случае неуплаты штрафа в указанный срок он взыскивается в судебном порядке.

СХ имеет право обжаловать решение органа рыночного надзора о наложении штрафа к руководителю органа рыночного надзора, а также в судебном порядке.

1000 Осталось символов