Финансовая отчетность за первый квартал 2020 года

Вид отчета

Отчетный период

Форма

Код

(эл. документа)

Срок подачи

Баланс (Отчет о финансовом состоянии (ф- №1))

I квартал 2020 года

Приказ Минфина от 07.02.13г N 73

S0100113

не позднее 27.04.2020г

(понедельник)

Отчет о финансовых результатах  (Отчет о совокупном доходе (ф. № 2))

S0100213

Финансовый отчет  СМП (ф. N 1-м и ф. N 2-м)

Приказ Минфина от

 25.02.00 г. N 39

S0110012

Упрощенный финансовый отчет  СМП

(формы N 1-мс и N 2-мс)*

S0111004

* - микро-предприятия – «прибыльщики» с  налоговым (отчетным) периодом - квартал, при подаче  декларации по налогу на прибыль предоставляют также промежуточную (квартальную) финансовую отчетность по форме 1-мс, 2-мс (письмо Минфина от 21.02.2017 г. N 11130-02-2/4779).

КВАРТАЛЬНУЮ ФИНОТЧЕТНОСТЬ НЕ ПОДАЮТ (п. 2 Порядка № 419):

неприбыльные общества (независимо от категории предприятий – крупное, среднее, малое, микро)

микропредприятия, кроме тех, кто подает декларацию по налогу на прибыль поквартально (т.е. является «высокодоходником»)

предприятия плательщики ЕН 3 группы

вновь созданные в 2020 году  предприятия.

Принадлежность  к той или иной категории предприятий (крупное, среднее, малое, микро) осуществляется по данным первой годовой финотчетности

КАТЕГОРИИ ПРЕДПРИЯТИЙ И СОСТАВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Категория предприятий (кроме предприятий, составляющих финотчетность по международным стандартам)

В орган ГНСУ (вместе с декларацией по налогу на прибыль) – не позднее 12 мая 2020 года

В орган статистики – не позднее

27 апреля 2020 года

Состав квартальной  финансовой отчетности

(не касается предприятий, составляющих финотчетность по МСФО)

Формы

№1, № 2

Формы

№1-м, №2-м

Формы

№1-мс, №2-мс

Формы №1, № 2

Формы

№1-м, №2-м

Формы

№1-мс, №2-мс

1.                  Плательщики налога на прибыль

ОБЩЕЕ ПРАВИЛО: в случае подачи  «электронной» отчетности -  сначала подаем  финотчетность (дожидаемся получения квитанций о приеме финотчетности), а после - Декларацию по налогу на прибыль

Ново-крупные* и средние предприятия

+

-

-

+

-

-

Малые предприятия  «высокодоходники» (годовой доход превышает 20 млн грн) (п. 1 ч. 2 НП(С)БУ 25)

-

+

-

-

+

-

Малые предприятия «низкодоходники» (годовой доход не превышает 20 млн грн) (п. 1 ч. 2 НП(С)БУ 25)

Не подают

-

+

Микропредприятия  «высокодоходники» (годовой доход превышает 20 млн грн) (п. 2 ч. 2 НП(С)БУ 25)

-

-

+

Не подают

Микропредприятия  «низкодоходники» (годовой доход не превышает 20 млн грн) (п. 2 ч. 2 НП(С)БУ 25)

Не подают

2.                  Плательщики единого налога 3 группы

Малые предприятия (п.2 ч.2 НП(С)БУ25)

Не подают

Микропредприятия (п.2 ч.2 НП(С)БУ 25)

Другие, не отнесенные к первым двум

3.                  Плательщики единого налога 4 группы

Ново-крупные * и средние предприятия

Не подают

+

Малые предприятия (п. 1 ч. 2 НП(С)БУ 25)

-

+

-

Микропредприятия (п.2 ч.2 НП(С)БУ 25)

Не подают

4.                  Неприбыльные организации

Неприбыльные организации  (п. 2 ч. 2 П(С)БУ 25)

Не подают

Обращаем внимание, если неприбыльная организация  нарушает условия п. 133.4 НКУ, тогда такая организация согласно п.п. 133.4.3 НКУ обязана перейти на уплату налога на прибыль с первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором произошло такое нарушение, и ежеквартально до 31 декабря отчетного  года  отчитываются по налогу на прибыль. В данном случае руководствуемся разделом 1 данной таблицы.

* имеются в виду предприятия, которые с 2020 года впервые попали в категорию «крупные». Такие предприятия за 2020 год отчитываются в соответствии с требованиями П(С)БУ с обязательным пересчетом показателей финансовой отчетности в соответствии с требованиями МСФО 1. Начиная с 01.01.2021  составлять свою отчетность по МСФО (письмо Минфина от 23.03.2020 г. N 35210-06-5/8860)

               


ФИНОТЧЕТНОСТЬ ПО МСФО

Составлять финотчетность  в соответствии с МСФО обязаны (п. 2 Порядка № 419):

- публичные акционерные общества;

- предприятия; предоставляющие финансовые услуги, кроме страхования и пенсионного обеспечения (разд. 64 КВЭД ДК 009:2010);

- предприятия, осуществляющие вспомогательную деятельность в сферах финансовых услуг и страхования (разд. 66 КВЭД ДК 009:2010);

- кредитные союзы;

- банки;

- предприятия, осуществляющие деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению (группа 65.3 КВЭД ДК 009:2010);

- страховщики;

- а также предприятия, представляющие общественный интерес (ст. 12-1 Закона о бухучете) – в эту категорию входят  и КРУПНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Кроме того, предприятие может добровольно принять решение вместо П(С)БУ применять международные стандарты (МСФО и МСБУ) согласно ч. 5 ст. 8 и ст. 12-1 Закона  о бухучете.

СОСТАВ ФИНОТЧЕТНОСТИ ПО МСФО

-  или полный комплект финотчетности (определенный в МСБУ 1 «Предоставление финансовой отчетности»);

- или комплект краткой финотчетности за промежуточный период.

КАТЕГОРИИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

Напоминаем, что впервые предприятия, используя критерии из Закона о бухучете (НЕ МЕНЕЕ ДВУХ), классифицировали себя в 2018 году, ориентируясь на показатели финансовой отчетности за 2017 год.  Вновь созданные предприятия  (период  регистрации приходится на 2018 или 2019 год) классифицировали себя по данным первой годовой финотчетности.

«Избранная» категория  сохранялась на протяжении  2018 и 2019 годов . Т.е., если например, предприятие по данным финотчетности за 2017 год классифицировало себя как «малое»,  то за 2018 и 2019 год оно отчитывалось по «малым» формам и правилам (несмотря на то, к какой категории оно относилось по состоянию на 31.12. 2018г. и 31.12. 2019г.).

Если предприятие одной из указанных категорий (крупное, среднее, малое, микро) по показателям годовой финансовой отчетности в течение двух лет подряд не соответствует критериям из Закона о бухучете, оно относится к соответствующей категории предприятий.

Как «переклассификацию» применить на практике?

Необходимо придерживаться следующих правил:

  • ПЕРЕХОД в другую категорию в 2020 году ВОЗМОЖЕН лишь в том случае, если ДВА ГОДА ПОДРЯД предприятие НЕ СООТВЕТСТВОВАЛО той категории, которую определило по показателям годовой финотчетности за 2017 год. (не касается предприятий вновь созданных  в 2018 году или в 2019 году) ;
  • если предприятие НЕ СООТВЕТСТВОВАЛО КАТЕГОРИИ, первоначально определенной, ДВА ГОДА ПОДРЯД (в 2018 и 2019 году), то оно ПЕРЕХОДИТ в категорию по показателям годовой финотчетности за год, предшествующий отчетному (ч. 2 ст. 2 Закона о бухучете), т. е. «переклассифицируем» себя по показателям годовой финотчетности за 2019 год.

Приведем ситуации на примере микро-предприятия, когда возможен переход в другую категорию в 2020 году:

СИТУАЦИЯ

Категория предприятия по данным финотчетности за:

КАТЕГОРИЯ

предприятия в 2020 году

Пояснения

2017 год

(«первая классификация»

2018 год

(ПЕРВЫЙ год)

2019 год

(ВТОРОЙ год)

1

МИКРО

МИКРО

МИКРО

МИКРО

два года подряд (2018 г и 2019г) соответствовало критерию «микро», значит в 2020г продолжает быть микро

2

МИКРО

МАЛОЕ

МАЛОЕ

МАЛОЕ

с 2020г переходит в категорию «малое», т.к. два года подряд (2018 г и 2019г) не соответствовало критерию «микро»

3

МИКРО

МАЛОЕ

СРЕДНЕЕ

СРЕДНЕЕ

с 2020 года переходит в категорию «среднее» , т.к. два года подряд (2018 г и 2019г) не соответствовало критерию «микро». Новый критерий «среднее» определили  по данным финотчетности  за2019год  (.за предшествующий год )

4

МИКРО

СРЕДНЕЕ

МАЛОЕ

МАЛОЕ

переход  в соответствующую категорию осуществляется по аналогии с ситуацией 3

5

МИКРО

МАЛОЕ

КРУПНОЕ

КРУПНОЕ

6

МИКРО

КРУПНОЕ

МАЛОЕ

МАЛОЕ

7

МИКРО

СРЕДНЕЕ

СРЕДНЕЕ

СРЕДНЕЕ

с 2020г переходит в категорию «среднее», т.к. два года подряд (2018 г и 2019г) не соответствовало критерию «микро»

8

МИКРО

СРЕДНЕЕ

КРУПНОЕ

КРУПНОЕ

переход  в соответствующую категорию осуществляется по аналогии с ситуацией 3

9

МИКРО

КРУПНОЕ

СРЕДНЕЕ

СРЕДНЕЕ

10

МИКРО

КРУПНОЕ

КРУПНОЕ

КРУПНОЕ

с 2020г переходит в категорию «крупное», т.к. два года подряд (2018 г и 2019г) не соответствовало критерию «микро»

11

МИКРО

МИКРО

МАЛОЕ

МИКРО

в 2020 году остается в категории «микро», т.к. «однократное» выпадение из категории не принимается во внимание. Чтобы покинуть категорию,  необходимо не соответствовать ей два года подряд

12

СРЕДНЕЕ

13

КРУПНОЕ

14

МИКРО

МАЛОЕ

МИКРО

МИКРО

15

СРЕДНЕЕ

16

КРУПНОЕ

Аналогичное мнение по переходу в другую  категорию освящено в письме Минфина от 23.03.2020 г. N 35210-06-5/8860.

Теперь, зная механизм «переклассификации», с помощью  таблицы «Критерии разграничения предприятий» можно определить к какой категории предприятие  относилось по состоянию на 31.12. 2018г.  и 31.12. 2019г.

Критерии разграничения предприятий

Показатели (соответствие

не менее двум)

Субъекты хозяйствования

(ч.2 ст.2 Закона о бухучете)

Крупные, которые не соответствуют критериям средних

Средние, которые не соответствуют критериям малых

Малые, которые не соответствуют критериям  микро-

Микро-

ПЕРВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

2017 год (среднегодовой курс евро в 2017 году  - 30,0042 грн./евро)

БС активов (евро)

(показатель строки 1300 гр. 4  ф.ф № 1, № 1-м, № 1-мс)

свыше 20 млн

(свыше 600 084 000 грн)

до 20 млн

(до 600 084 000 грн)

до 4 млн

(до 120 001 800 грн)

до 350 тис.

(до 10 501 470 грн)

Чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (евро)

(показатель стр. 2000 ф № 2, № 2-м, № 2-мс

свыше 40 млн

(свыше 1 200 168 000грн)

до 40 млн

(до 1 200 168 000 грн)

до 8 млн

(до 240 033 600 грн)

до 700 тис.

(до 21 002 940 грн)

Среднее кол-во работников

(рассчитывается в соответствии с разд. 3 Инструкии

№ 286*

свыше 250

до 250

до 50

до 10

ПЕРВЫЙ  год ( из двух лет подряд) для «пере-классификации»

2018 год (среднегодовой курс евро в 2018 году  - 32,1429грн./евро)

БС активов (евро)

(показатель строки 1300 гр. 4  ф.ф № 1, № 1-м, № 1-мс)

свыше 20 млн

(свыше 642 858 000 грн)

до 20 млн

(до 642 858 000 грн)

до 4 млн

(до 128 571 600 грн)

до 350 тис.

(до 11 250 015 грн)

Чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (евро)

(показатель стр. 2000 ф № 2, № 2-м, № 2-мс

свыше 40 млн

(свыше 1 285 716 000грн)

до 40 млн

(до 1 285 716 000 грн)

до 8 млн

(до 257 143 200 грн)

до 700 тис.

(до 22 500 030грн)

Среднее кол-во работников

(рассчитывается в соответствии с разд. 3 Инструкции

 № 286*

свыше 250

до 250

до 50

до 10

ВТОРОЙ год  ( из двух лет подряд) для ««пере-классификации»

2019 год (среднегодовой курс евро в 2019 году  - 28,9518 грн/евро)

БС активов (евро)

(показатель строки 1300 гр. 4  ф.ф № 1, № 1-м, № 1-мс)

свыше 20 млн

(свыше 579 036 000 грн)

до 20 млн

(до 579 036 000  грн)

до 4 млн

(до 115 807 200грн)

до 350 тис.

(до 10 133 130 грн)

Чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) (евро)

(показатель стр. 2000 ф № 2, № 2-м, № 2-мс

свыше 40 млн

(свыше 1 158 072 000грн)

до 40 млн

(до 1 158 072 000 грн)

до 8 млн

(до 231 614 400 грн)

до 700 тис.

(до 20 266 260 грн)

Среднее кол-во работников

(рассчитывается в соответствии с разд. 3 Инструкии

№ 286*

свыше 250

до 250

до 50

до 10

* - Инструкция № 286 – Инструкция по статистике количества работников, утв. Приказом Гос.ком.стата Украины от 28.09.2005г № 286

ОБНАРОДОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ в 2020 году

(письмо Минфина от 07.12.2018 г. № 35210-06-5/32299)

Категория предприятий, обязанных обнародовать свою годовую финотчетность /консолидированную отчетность

(ст. 14 Закона о бухучете)

Сроки обнародования финотчетности /конс. отчетности в рамках Закона о бухучете

Новые сроки обнародования финотчетности-2019, предусмотренные Законом № 540

Особенности обнародования

1

2

3

Предприятия, представляющие общественный интерес (кроме крупных предприятий, которые не являются эмитентами ЦБ)

до 30.04.2020г.

Админ. ответственность не будет применяться к должностным лицам предприятий за нарушение сроков,

отчетность будет обнародована:

- в период действия карантина;

-  или в течение 90 календарных дней после окончания карантина;

- но не позднее 31 декабря 2020 года

Вместе с аудиторским заключением на своей веб-странице (веб-сайте) (в полном объеме) или другим способом в случаях, определенных законодательством.

Также вместе с годовой финотчетностью / консолидированной отчетностью обнародованию подлежат: Отчет об управлении /консолидированный Отчет об управлении и Отчет о платежах в пользу государства*  /консолидированный Отчет о платежах в пользу государства.

Публичные акционерные общества

Субъекты естественных монополий на общегосударственном рынке

Субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в добывающих отраслях

Крупные предприятия, которые не являются эмитентами ЦБ

до 01.06.2020г

Вместе с аудиторским заключением на своей веб-странице (веб-сайте) (в полном объеме).

Также вместе с годовой финотчетностью обнародованию подлежат: Отчет об управлении и Отчет о платежах в пользу государства*

Средние предприятия

Прочие финучреждения, которые относятся к микро- и малым предприятиям

* - такой отчет составляют и подают предприятия, осуществляющие деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения или заготовку древесины и при этом представляют общественный интерес

Предприятия - эмитенты ценных бумаг должны обнародовать финотчетность в течение 5 рабочих дней после проведения общего собрания акционеров/общего собрания участников, но не позднее 31 декабря 2020 года (изменения, предусмотренные Законом № 540).

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Вид правонарушения

Штрафные санкции

Норма

Орган, налагающий штраф

1

2

3

4

Отсутствие бухгалтерского учета или ведение его с нарушением установленного порядка, внесение недостоверных данных в финансовую отчетность, неподача финансовой отчетности, несвоевременное или некачественное проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей

от 8 до 15 ННМДГ (от 136 до 255 грн.), повторно (если в течение года лицо подвергалось административному взысканию за одно из таких правонарушений) - 10 до 20 ННМДГ (от 170 до 340 грн.)

Ч. 2 ст.

164-2 КУоАП

Органы Госаудитслужбы

(ст. 234- 1 КУоАП).

Нарушение порядка обнародования финотчетности или консолидированной финотчетности вместе с аудиторским отчетом

от 1000 до 2000 ННМДГ (от 17000 до 34000 грн.), повторно (если в течение года лицо подвергалось административному взысканию за такое правонарушение) – от 2000 до 3000 ННМДГ (от 34000 до 51000 грн.)

Ч. 1 ст.

163-16

КУоАП

- на банки - НБУ (ст. 234-3 КУоАП);

- на небанковские финансовые учреждения -  Нацкомфинуслуг (ст. 244-16 КУоАП);

- на эмитентов, ценные бумаги которых допущены к торгам на фондовых биржах или в отношении ценных бумаг которых осуществлено публичное предложение, а также на профессиональных участников фондового рынка - НКЦБФР (ст. 244-17 КУоАП);

- на других субъектов хозяйствования, обязанных обнародовать свою финотчетность вместе с аудиторским отчетом -  орган общественного надзора за аудиторской деятельностью (ст. 244-22 КУоАП).


1

2

3

4

Непредоставление органам государственной статистики данных для проведения государственных статистических наблюдений или предоставление недостоверных сведений, не в полном объеме, не по форме, предусмотренной отчетно-статистичеcкой документацией, либо с опозданием; необеспечение надлежащего состояния первичного учета

от 10 до 15 ННМДГ

(от 170 до 255 грн.)

повторно в течение года после наложения административного взыскания -

от 15 до 25 ННМДГ

(от 255 до 425 грн.)

Ч. 1 ст.

186-3

КУоАП

Органы статистики

Этот же штраф применяется за  непредоставление финотчетности органам статистики (письмо Госкомстата от 01.11.2001 г. № 16-1 -67)

Неподача финансовой отчетности в орган ГФСУ вместе с Декларацией по налогу на прибыль / Отчетом об использовании доходов (прибыли) неприбыльной организацией

170 грн. за каждое такое непредоставление или несвоевременное предоставление, а в случае совершения тех же действий налогоплательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое нарушение, - 1020 грн. за каждое непредоставление или несвоевременное предоставление

п. 120.1 НКУ

Органы ГФСУ

Стоит отметить, что согласно Закону  № 533  за налоговые правонарушения, совершенные в период с 01.03.2020 г. по 31.05.2020 г., штрафы не применяются

Перечень использованных документов:

КУоАП -  Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

НКУ - Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон о бухучете - Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-ХIV.

Закон № 533 - Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно поддержки налогоплательщиков на период осуществления мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» от 17.03.2020 г. № 533-IX

Закон № 540 - Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты, направленные на обеспечение дополнительных социальных и экономических гарантий в связи с распространением коронавирусной болезни  (COVID-2019)» от 30.03.2020 г. № 540-IX.

Порядок № 419- Порядок предоставления финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.

НП(С)БУ 25 -  Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета 25 «Упрощенная финансовая отчетность», утвержденное приказом Минфина от 25.02.2000 г. № 39.

1000 Осталось символов