Доначисление ЕСВ «лежачим» ФЛП, являющихся одновременно наемными сотрудниками является незаконным

Доначисление ЕСВ «лежачим» ФЛП, являющихся одновременно наемными сотрудниками является незаконным

Постановление ВС/КАС от 04.12.2019 дело № 440/2149/19

Суть вопроса:

Физлицо был зарегистрирован предпринимателем с 1994 года. В 1999 году лицо подало заявление на прекращение предпринимательской деятельности, но процедуру до конца не довел. С  2005 года, пребывал на учете в ГНС как предприниматель. Не ведя предпринимательскую деятельность, физлицо работало по трудовому договору как наемный работник. В 2019 году официально закрыл деятельность и сразу получил ППР об уплате 18276,72 долга по ЕСВ. Не согласный с долгом физлицо оспорил полученное ППР в суде (первые две инстанции проиграл).

Мотивация суда:

  • С 01.04.2004 вступил в силу ЗУ «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей». Согласно ч. 1 ст. 7 этого закона Единый государственный реестр создается с целью обеспечения государственных органов и органов местного самоуправления, а также участников гражданского оборота достоверной информацией о юридических лицах, общественные формирования, не имеющих статуса юридического лица, и физических лиц-предпринимателей из Единого государственного реестра. Т.е. наличие записи в реестре подтверждает факт регистрации предпринимателем.
  • 07.2010 принят ЗУ "О внесении изменений в ЗУ" О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей "N 2390-VI, (далее также - Закон N 2390-VI), который вступил в силу 3 марта 2011 года. По этой реформе информация со старого ЕГР переносилась в новый ЕГР. При этом ФЛП, зарегистрированные до 01.07.2004 года должны включиться в новый реестр до 03.03.2012. При этом свидетельства старого образца с 03.03.2012 являются не действительными, соответственно не дают право считать предпринимателя таковым, при отсутствии данных в новом реестре.
  • Судами предыдущих инстанций с учетом выше приведенных норм не проверено было действительность свидетельства о государственной регистрации физлица как ФЛП, не представлено правовой оценки обстоятельствам постановке на учет ФЛП в ГУ ДФС в 2005 году, а также тому был ли у физлица вообще статус ФЛП в период начисления сумм ЕСВ.
  • Целью установления размера минимального страхового взноса и обязанности платить его независимо от наличия базы для начисления является обеспечение в предусмотренных законодательством случаях минимального уровня социальной защиты лиц путем получения страховых выплат (услуг) по действующим видам общеобязательного государственного социального страхования. Именно поэтому ФЛП, которые не ведут хоздеятельности и не получают доходов, должны платить ЕСВ в минимальном уровне.
  • Совсем другое дело, когда ФЛП, который не ведет деятельности, является наемным работником, и минимальный страховой взнос за него платит работодатель, чем достигается цель минимального ЕСВ. Уплата минимального ЕСВ, как предпринимателем, и работником влечет двойную его уплату (непосредственно лицом и работодателем), что противоречит цели введенного государством консолидированного страхового взноса.
  • С учетом изложенного, суды предыдущих инстанций при решении спора должны были в частности проверить обстоятельства по: наличию у истца статуса ФЛП; осуществления им предпринимательской деятельности и получения им дохода в периоде, за который налоговым органом начислен единый взнос; начисления и уплаты работодателем истца, как за застрахованное лицо, единого взноса в размере не менее минимального страхового взноса в месяц.

Вывод суда: решения первых двух инстанций были отменены, и дело отправлено на повторное рассмотрение в первую инстанцию с учетом вывода ВС.

1000 Осталось символов