Инфосправка

Инфосправка

http://infocentr.biz.ua/

Информационная справка № 907 от 02.07.2021г.

Содержание:

  • Новости и разъяснения законодательства – стр. 1 – 4
  • Подразделения предприятия: суть, правоспособность и законность требований об уплате налогов по их месту нахождения – стр. 5-7
  • Амортизация у ФЛП на общей системе: основные моменты – стр. 8 - 11
  • Юридическая страничка – стр. 12

ОДНОКРАТНОЕ (СПЕЦИАЛЬНОЕ) ДОБРОВОЛЬНОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ АКТИВОВ ФИЗЛИЦ

Проект Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно стимулирования детенизации доходов и повышение налоговой культуры граждан путем введения добровольного декларирования физическими лицами принадлежащих им активов и уплаты единовременного сбора в бюджет № 5153 от 25.02.2021 г.

Статус: принят 15.06.2021 г., ожидает подписания Президентом

1 июля 2021 г. Верховная Рада разблокировала подписание законопроекта №5153.

Однократное (специальное) добровольное декларирование – это особый порядок добровольного декларирования физическим лицом, принадлежащих ему активов (в Украине и за ее пределами), если такие активы были получены за счет доходов, подлежащих в момент их получения налогообложению в Украине и с которых не были уплачены или уплачены не в полном объеме налоги и сборы в соответствии с законодательством, в течение любого из налоговых периодов до 1 января 2021 г.

Такое декларирование будет проходить в период с 01.09.2021 г. до 01.09.2022 г.

В декларации будут отражать такие активы физического лица, в частности, как валютные ценности (за исключением средств в наличной форме), ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, в том числе объекты незавершенного строительства, доли (паи) в имуществе юридических лиц, находящихся (зарегистрированных) как в Украине, так и за рубежом.

Не смогут воспользоваться таким декларированием в частности малолетние / несовершеннолетние или недееспособные лица, а также лица, которые в любой период, начиная с 1 января 2010 года, выполняют или выполняли в Украине публичные функции (Президент Украины, Премьер-министр Украины, члены Кабинета Министров Украины и т.п.).

Сбор по однократному (специальному) добровольному декларированию определятся по следующим ставкам:

- 5% относительно валютных ценностей, размещенных на счетах в банках в Украине и прав денежного требования к резидентам Украины при определенных условиях, а также других активов, находящихся (зарегистрированных) в Украине;

- 9% относительно валютных ценностей, размещенных на счетах в финансовых учреждениях за рубежом и прав денежного требования к нерезидентам Украины при определенных условиях, а также других активов (в том числе движимого и недвижимого имущества, имущественных и корпоративных прав, финансовых инструментов), находящихся (зарегистрированных) за рубежом;

- 2,5% по номинальной стоимости государственных облигаций Украины со сроком обращения более 365 дней без права досрочного погашения, приобретенных декларантом в период с 1 сентября 2021 до 31 августа 2022 года до представления однократной (специальной) добровольной декларации.

К активам, источники получения которых в случае неиспользования физическим лицом права на подачу однократной (специальной) добровольной декларации считаются такими, с которых полностью уплачены налоги и сборы в соответствии с налоговым законодательством, включают:

- квартира / квартиры общей площадью, не превышающей 120 кв. метров, или имущественные права, подтвержденные соответствующими документами, на такую(-ие) квартиру(-ы) в многоквартирном жилом доме незавершенного строительства;

- жилой дом/дома, зарегистрированный(-ные) в установленном порядке в Украине, общей площадью, не превышающей 240 кв. метров, или жилой дом незавершенного строительства общей площадью, не превышающей 240 кв. метров, при условии наличия у такого физического лица права собственности на земельный участок соответствующего целевого назначения;

- нежилые здания некоммерческого назначения и/или нежилые здания незавершенного строительства некоммерческого назначения общей площадью, не превышающей 60 кв. метров;

- земельные участки, размер которых не превышает нормы бесплатной передачи;

- одно транспортное средство личного некоммерческого использования, которое на дату завершения периода однократного (специального) добровольного декларирования принадлежал физическому лицу на праве собственности (кроме транспортного средства, предназначенного для перевозки 10 человек и более, легкового автомобиля с рабочим объемом цилиндров двигателя не менее 3000 куб. см и/или среднерыночной стоимостью более 400 тыс. грн., установленной законом на 1 января 2021 года, мотоцикла с рабочим объемом цилиндров двигателя более 800 куб. см, самолета, вертолета, яхты и катера);

- другие активы, кроме указанных выше, суммарная стоимость которых на дату завершения периода однократного (специального) добровольного декларирования не превышает 400 тыс. гривен.

Уплата декларантом в полном объеме суммы сбора по однократному (специальному) добровольному декларированию освобождает такого декларанта от ответственности за нарушение налогового и валютного законодательства, контроль, за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, и от обязанности начисления и уплаты налогов и сборов в отношении доходов, которые стали источником получения активов, указанных в однократной (специальной) добровольной декларации.

ИНСПЕКТИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕЗАДЕКЛАРИРОВАННЫХ РАБОТНИКОВ

Государственная службы Украины по вопросам труда (https://dsp.gov.ua/)

С 1 июля Гоструда во взаимодействии с ГНС начнет инспектирование по вопросам выявления незадекларированных работников.

Инспектор труда может прийти к любому работодателю в любой день и время с целью проверить оформление трудовых отношений, а также беспрепятственно проходить в производственные, служебные и административные помещения работодателей, знакомиться с документами, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, общаться с работниками и представителями работодателя, задавать им вопросы и получать объяснения. При обнаружении нарушений безотлагательно будут приниматься меры по привлечению к ответственности. В соответствии со ст. 265 КЗоТ размер санкции за нарушение законодательства о труде в 2021 году составляет 60 000 грн.

Речь идет о таких нарушениях как незадекларированный работник, факт подмены трудового договора гражданско-правовым/договором о стажировке, выплаты заработной платы в конверте, выплаты вознаграждения работнику без начисления/уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов, фактического использования труда работника полный день, при оформлении его на неполный рабочий день.

Информационные базы ГНС дают Гоструда возможность отобрать работодателей, имеющих высокий риск по следующим критериям:

  • Несоответствие количества работников работодателя объемам производства (выполненных работ, оказанных услуг) к средним показателям по соответствующему виду экономической деятельности.
  • Наличие фактов нарушения порядка оформления трудовых отношений, выявленных в ходе осуществления контролирующих мероприятий органами ГНС.
  • Несоответствие количества объектов по форме № 20-ОПП «Уведомление об объектах налогообложения или объектах, связанных с налогообложением или через которые осуществляется деятельность» и количества наемных работников.
  • Наличие случаев несоответствия количества одновременно работающих регистраторов расчетных операций (далее - РРО) количеству работников работодателя с указанием расположения РРО.
  • Доля работников, привлеченных по договорам гражданско-правового характера, превышает долю работников, работающих по трудовым договорам (контрактам).
  • Отсутствие наемных работников у плательщиков объектов торговли, сферы услуг, в которых имеются лицензии на производство, хранение и реализацию подакцизных товаров.

ФОРМИРОВАНИЕ НК ПО АВАНСОВОМУ ОТЧЕТУ ПО КОМАНДИРОВКЕ

Главное управление ГНС в Харьковской области (https://kh.tax.gov.ua/)

Главное управление ГНС в Харьковской области сообщает, что основанием для начисления сумм НДС, которые относятся к налоговому кредиту без получения налоговой накладной, также являются документы, определенные п. 201.11 НКУ.

Пунктом 198.2 НКУУ определено, что датой отнесения сумм НДС в налоговый кредит считается дата того события, которое произошло раньше:

- дата списания средств с банковского счета плательщика налога на оплату товаров/услуг;

- дата получения плательщиком налога товаров/услуг.

Поскольку документы, подтверждающие расходы, понесенные подотчетным лицом во время командировки или выполнения отдельного гражданско-правового действия по поручению и за счет налогового агента плательщика НДС, подаются вместе с Отчетом, то датой формирования налогового кредита на основании налоговой накладной и других документов, дающих право на формирование налогового кредита без получения налоговой накладной, является дата представления авансового отчета.

РК ПРИ ОШИБОЧНОМ УКАЗАНИИ В НН ПРИЗНАКА ИМПОРТИРОВАННОГО ТОВАРА

ИНК ГНС от 20.05.2021 г. № 1953/ІПК/99-00-21-03-02-06

На вопрос относительно составления налоговых накладных и расчетов корректировки при составлении их с указанием признака импортированного товара применительно к товару украинского происхождения были даны следующие разъяснения.

Исправление ошибок в графах НН, не повлиявших на количественные/стоимостные показатели, в частности в графе 3.2 (признак импортированного товара) раздела Б, проводится методом «сторно», т.е. указываются со знаком «-» показатели строки НН, содержащие ошибочные значения, а новой строкой со знаком «+» указываются правильные показатели.

При этом, в обоих строках расчета корректировки указывается причина корректировки «104» и одинаковая группа корректировки.

Право на налоговый кредит покупатель получит только вместе с новой, правильно откорректированной НН.

СПИСАНИЕ БЕЗНАДЕЖНЫХ ДОЛГОВ В ПЕРИОД КАРАНТИНА

ИНК ГНС от 07.06.2021 г. № 2293/ІПК/99-00-21-02-02-06

На вопрос – когда можно списывать дебиторскую/кредиторскую задолженность в период действия карантина, учитывая норму п. 12 раздела "Заключительные и переходные положения" ГКУ, - ГНС ответила, что безнадежной задолженностью считают задолженность, по обязательствам по которой истек срок исковой давности. И хотя общая исковая давность составляет три года (ст. 257 ГКУ), в начале карантина в ГКУ внесли п. 12 раздела "Заключительные и переходные положения", согласно которому во время карантина эти сроки продолжаются на срок действия такого карантина.

Поэтому при применении правил исковой давности, в частности, и для определения безнадежной задолженности, следует учитывать положения ГКУ об их продлении во время карантина.

ОБНОВЛЕН ПЛАН-ГРАФИК ПРОВЕРОК НА 2021 ГОД

ГНСУ (https://www.tax.gov.ua/)

ГНСУ обнародовала на своем веб-сайте обновленный (по состоянию на 29.06.2021 г.) План-график проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков на 2021 год. Изменения произошли во всех четырех разделах:

Раздел I "Документальные плановые проверки налогоплательщиков - юридических лиц";

Раздел II "Документальные плановые проверки финансовых учреждений, постоянных представительств и представительств нерезидентов";

Раздел III "Документальные плановые проверки физических лиц";

Раздел IV "Документальные плановые проверки налогоплательщиков - юридических лиц по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц, военного сбора и единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование".

НБУ РАСШИРИЛ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КАРТ

Постановление Правления НБУ от 25.06.2021 г. №60

С 1 июля 2021 г. вступило в силу Постановление Правления НБУ от 25.06.2021 г. №60, согласно которому:

  • субъекту хозяйствования предоставляется право самостоятельно определять лиц, имеющих право использовать корпоративные платежные карточки, эмитированные к его счетам;
  • разграничивается ответственность субъекта хозяйствования и держателя корпоративной платежной карточки;
  • упрощается получение платежной карты доверенным лицом / представителем физического лица-владельца счета (доверенность на получение ПК может быть удостоверена уполномоченным работником банка, если она составляется в банке в присутствии физического лица - владельца счета);
  • определено, что перевод, инициированный с использованием платежной карточки (электронного платежного средства) является безналичным расчетом.

ВАЛЮТНАЯ ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ

Постановление Правления НБУ от 29.06.2021 г. №62

С 30 июня 2021 г. уполномоченные учреждения смогут продавать наличную иностранную валюту физическим лицам за безналичные средства в гривне через платежные устройства с использованием электронного платежного средства физлица, осуществляющего такую операцию, в кассах таких учреждений, их обособленных подразделений, пунктах обмена иностранной валюты.

Банки смогут осуществлять операции по покупке и продаже банковских металлов с физической поставкой за безналичные средства в гривне физлицам, а также банковских металлов в виде монет на аналогичных условиях – юридическим лицам.

Расширены возможности граждан по инвестированию за границу – физлицо-резидент сможет проводить соответствующие операции с участием резидента-торговца ценными бумагами.

СРОКИ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕЕСТР ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ-ЕДИНЩИКАМИ

По данным официального сайта ГУ ГНС в Кировоградской области (https://kr.tax.gov.ua)

В случае изменения сведений, предусмотренных п.п. 1 – 5 п. 299.7 НКУ, изменения в реестр плательщиков единого налога вносятся в день подачи плательщиком соответствующего заявления (п. 299.8 НКУ).

Вид изменений

Сроки подачи заявления

Норма

изменение ФИО предпринимателя

в течение месяца со дня возникновения таких изменений

п. 298.4 НКУ

изменения налогового адреса субъекта хозяйствования, места осуществления хоздеятельности

для первой и второй групп не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошли такие изменения

п. 298.5 НКУ

для третьей группы не позднее последнего дня квартала, в котором произошли такие изменения

абз.1 п. 298.6 НКУ

Изменения ставок и групп плательщиков единого налога, а именно:

ФЛП 1 или 2 группы в кал. квартале превысил граничный объем дохода и со след.квартала переходит в 2 или 3 гр.

не позднее 20 числа месяца, следующего за календарным кварталом, в котором допущено превышение объема дохода

п. 293.8 НКУ

абз. 2 п. 298.6 НКУ

ФЛП 3 группы (5%) добровольно переходит на 3%

не позднее чем за 10 кал. дней до начала кал. квартала, в котором будет применяться новая ставка, и регистрации плательщиком НДС

плательщиком ЕН, который меняет группу единого налога и регистрируется плательщиком НДС в соответствии с гл. V НКУ

не позднее чем за 15 кал. дней до начала следующего кал. квартала, в котором осуществлена регистрация плательщиком НДС

ФЛП 3 группы в случае аннулирования регистрации плательщика НДС и перехода на ставку 5%

не позднее чем за 15 кал. дней до начала следующего кал. квартала, в котором осуществлено аннулирование регистрации плательщиком НДС

       

НОВЫЙ ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ С 1 ИЮЛЯ

С 1 июля 2021 вступают в силу новые размеры прожиточного минимума. В частности, на одного человека он составит в месяц 2294 грн. (обобщенный показатель, сейчас он составляет 2189 грн.). Для основных социальных и демографических групп населения с 1 июля 2021 будет установлены следующие показатели прожиточного минимума:

для детей до 6 лет – 2013 грн.;

для детей от 6 до 18 лет – 2510 грн.;

для трудоспособных лиц – 2379 грн.;

для лиц, утративших трудоспособность – 1854 грн.

На какие основные показатели повлияет повышение прожиточного минимума:

1. Индексация заработной платы. Индексации подлежит зарплата в пределах прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц (п. 4 Порядка №1078).

2. Алименты. Минимальный размер алиментов на одного ребенка не может быть меньше 50% прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста (ч. 2 ст. 182 Семейного кодекса Украины).

Работодателями индексируются только алименты, определенные судом  и в твердой денежной сумме (п. 6 Порядка №1078)

3. Пособие по безработице. Пособие по безработице не может превышать четырехкратного размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц (абз. 2 ч. 5 ст. 23 Закона №1533).

4. Декретные неработающим. Пособие по беременности и родам для тех женщин, которые не являются наемными работниками или предпринимателями, уплачивающими ЕСВ, не может быть меньше, чем 25% размера прожиточного минимума, установленного для трудоспособного лица (ст. 9 Закона № 2811).

5. Помощь одиноким матерям. Эту помощь оказывают в размере, равном разнице между 100% прожиточного минимума для ребенка соответствующего возраста и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие 6 месяцев (совокупный доход семьи за 6 месяцев необходимо разделить на 6, а затем на количество членов такой семьи). (ст. 183 Закона № 2811).

6. Размер пенсии по возрасту. Максимальный размер пенсии не может превышать 10 ПМ, установленного для лиц, утративших трудоспособность, а минимальный – не менее такого прожиточного минимума (п.3 ст. 27 и ст. 28 Закона №1058).

При этом размер минимальной заработной платы пока остается без изменений.

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ: СУТЬ, ПРАВОСПОСОБНОСТЬ И ЗАКОННОСТЬ ТРЕБОВАНИЙ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГОВ ПО ИХ МЕСТУ НАХОЖДЕНИЯ

Понятие и виды подразделений раскрываются в Хозяйственном кодексе Украины (ХКУ) и Гражданском кодексе Украины (ГКУ). Общим для всевозможных подразделений является, то что ни одно из них не может иметь статуса юридического лица.

Исходя из ст. 64 ХКУ предприятие может создавать:

  • Структурные подразделения:

- производственные (цехи, отделения, участки, бригады, лаборатории и т.п.);

- функциональные (управления, отделы, бюро, службы и т.д.).

  • Обособленные подразделения*:

- филиалы - обособленные подразделения юрлица, расположенные вне места его нахождения и осуществляющие все или часть его функций

- представительства - обособленные подразделения юрлица, расположенные вне места его нахождения и осуществляющие представительство и защиту интересов юридического лица

- отделения**

- другие обособленные подразделения.

* Именно с такими видами подразделений связывается в НКУ особенность уплаты налогов с наемных работников.

** Заметим, что закон говорит, что отделение может быть как структурным, так и обособленным подразделением. И к какому из видов подразделений будет отнесено отделение будет зависить от специфики его управления и осуществления деятельности.

Глобальными отличиями структурного и обособленного подразделений заключается в том, что:

  • структурное подразделение нацелено на выполнение какого-то одного направления деятельности – либо производство, либо выполнение отдельной функции (например, маркетинг, бухгалтерия, конструирование и т.д.) и действует на основании Положения. Обособленное подразделение, как правило, наделено несколькими функциональными направлениями и напоминает собой мини-предприятие. Обособленное подразделение действует на основании Положения, которое утверждает само юрлицо, при этом сведения о таком обособленном подразделении обязательно заносятся ЕГРПОУ, т.е. обособленное подразделение имеет свой код, виды деятельности, сведения о руководителе и т.д.
  • у структурного подразделения или вообще нет руководства среди сотрудников, которые там работают, или оно есть, но у такого руководства нет функционала выступать от имени предприятия в целом. У обособленного подразделения обязательно есть руководитель, который по своему функционалу может не только представлять интересы филиала, но и выступать в определенных сферах от имени предприятия в целом. Согласно ст. 95 ГКУ руководители филиалов и представительств действуют на основании выданной им их юрлицом доверенности.

Важным моментом является то, что согласно ст. 55 ХКУ:

* создать обособленное подразделение может создать ТОЛЬКО юрлицо, т.е ни ФЛП, ни само обособленное подразделение не могут создавать обособленное подразделение;

* создавать или нет обособленное подразделение это право, а не обязанность юрлица. Т.е. юрлицо вправе самостоятельно определиться в каком статусе оно будет действовать вне своего юридического адресаили в качестве структурного подразделения, если там будет выполняться только одна функция деятельности, или в качестве обособленного подразделения, если оно осуществляет полноценную деятельность с некими функциями автономности.

Процедура образования подразделения:

Структурное

Обособленное

1.      Принятие решения о создании

Как правило, в уставе такие полномочия закреплены напрямую за руководителем юрлица.

Документ о принятии решения – приказ

В уставах часто встречаются формулировки, что для образования обособленного подразделения необходимо получить согласие высшего органа управления или же вообще это компетенция только этого органа.

Документ о принятии решения – приказ и/или возможно протокол (решение) высшего органа управления

2.    Разработка документов на основании которых будет действовать подразделение

Положение о структурном подразделении

Утвержденной типовой формы нет, поэтому Положение пишется в произвольной форме и утверждается директором юрлица

Положение о обособленном подразделении + доверенность для руководителя

Утвержденной типовой формы нет, Положение пишется в произвольной форме и утверждается директором юрлица. Особое внимание следует уделить полномочиям руководителя подразделения, вопросу отдельного бухгалтерского учета и взаимоотношениям предприятия и подразделения

3.Определяемся с местом нахождения и необходимыми активами для деятельности подразделения

Местонахождение может быть как по адресу предприятия, так и вне его. Договор аренды/купли продажи имущества заключает само предприятие.

Местонахождение может быть только вне юридического адреса юрлица.

Договор аренды/купли продажи имущества заключает само предприятие.

4.      Принятие руководителя

Может быть, а может и нет

Трудовой договор заключается с головным предприятием + оформляется ранее разработанная форма доверенности

5.      Вносим сведения о подразделении в ЕГРПОУ

-

Регистратору подаются документы:

- заявление о регистрации обособленного подразделение форма № 5;

- оригинал или нотариальная копия решения о создании подразделения

- структура собственности

- нотариально заверенная копия паспорта (книжечки) конечного бенефициара

6.      Регистрация в ГНС

При организации подразделения не по месту нахождения, юрлицу необходимо подать форму 20-ОПП, возможно с постановкой на учет не по основному месту, в течение 10 рабочих дней после утверждения положения о подразделении

На учет в налоговом органе как плательщик налога становится автоматически. При этом в течение 10 рабочих дней после регистрации подразделения в ЕГРПОУ (даты регистрации плательщиком в ГНСУ) подается форма 20-ОПП об объектах налогообложения обособленным подразделением, если оно наделено правом вести самостоятельный учет*** или юрлицо, если обособленное подразделение не ведет самостоятельный учет.

*** Необходимо заметить, что даже в случае если юрлицо наделило обособленное подразделение полномочиями вести самостоятельный учет, то скорее всего такому юрлицу все-равно придется стать на учет (не по основному месту) по месту нахождения обособленного подразделения, т.к. есть налоги, плательщиком которых может быть только юрлицо, например, налог на землю, налог на недвижимость, экологический налог.

7.      Открытие счета в банке

-

Уполномоченному на ведение самостоятельного учета (или т.н. «балансовому») обособленному подразделению юрлицо может открыть счет в банке, для этого последнему нужно подать:

- заявления об открытии текущего счета, подписанное руководителем обособленного подразделения или другим уполномоченным лицом;

- ходатайство юридического лица к банку об открытии счета подразделению;

- копия положения об обособленном подразделении.

Отдельным пунктом хотелось бы акцентировать внимание на следующем:

- согласно ст. 21 КЗоТ трудовым договором является соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом или физическим лицом

- исходя из ст. 95 ГКУ руководители филиала и представительства (обособленного подразделения) действуют на основании доверенности. Это означает, что подписывая какой-либо договор, руководитель подразделения его подписывает не от имени самого подразделения, а от имени головного предприятия.

Исходя из вышеизложенного делаем вывод: обособленное подразделение не может выступать самостоятельным субъектом юридических правоотношение – стороной трудовых и хозяйственных договоров является не обособленное подразделение, а юрлицо.

Однако доводится встречать договоры, в которых стороной является не юрлицо, а, например, филиал. Устоявшаяся судебная практика такова (см. Разъяснение Высшего арбитражного суда Украины от 30.03.1995 № 02-5/220), что «если руководитель обособленного подразделения имеет такие полномочия, но в тексте договора ошибочно отсутствуют указания на то, что договор заключен от имени юридического лица, то только эта обстоятельство не может служить основанием для признания договора недействительным. В таких случаях договор следует считать заключенным от имени юридического лица».

В случае, если Положением и доверенностью руководителя руководителю дано право подписывать договоры, принимать/увольнять сотрудников, то сам договор или приказ подписывается таким руководителем обособленного подразделения, но стороной такого договора или приказа будет ЮРЛИЦО.

Кто подает уведомление о приеме на работу сотрудников:

- за работников структурного подразделенияюрлицо

- за работников неуполномоченного обособленного подразделения – юрлицо

- за работников уполномоченного структурного подразделения, руководителю которого не дано право принимать/увольнять работниковюрлицо

- за работников уполномоченного структурного подразделения, руководителю которого дано право принимать/увольнять работников – такое обособленное подразделение****

**** Такая позиция связана со следующим:

ü  Согласно Постановления КМУ «О порядке сообщения Государственной налоговой службе и ее территориальным органам о принятии работника на работу» от 17.06.2015 № 413 сообщение о приеме работника на работу подается собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом (лицом) или физическим лицом в территориальные органы Государственной налоговой службы по месту учета их в качестве плательщика единого взноса;

ü  Исходя п. 8 разд II Порядка учета плательщиков ЕСВ от 24.11.2014 № 1162 в случае принятия юридическим лицом решения о выделении обособленного подразделения на отдельный баланс и при переходе к самостоятельному ведению им расчетов с застрахованными лицами юридическое лицо сообщает об этом в десятидневный срок со дня принятия такого решения контролирующий орган по месту нахождения обособленного подразделения. В указанном случае на основании уведомления юридического лица обособленное подразделение учитывается как плательщик единого взноса.

ü  Согласно ст. 24 КЗоТ работник не может быть допущен к работе без принятия приказа о принятии и уведомлении налогового органа о приеме такого работника.

Т.е. если приказ подписывает руководитель уполномоченного обособленного подразделения, которое является плательщиком ЕСВ, то с целью не допустить нарушения процедуры принятия уведомление должно подавать именно такое обособленное подразделение.

От местных органов самоуправления с подачи налоговой службы часто можно услышать желание, чтобы при размещении каких-либо объектов предприятия на территории их территориальной общины, чтобы все налоги с затрплаты наемных сотрудников платились в такую общину. Насколько правомерны такие требования?

Ответ на этот вопрос зависит от желания самого плательщика платить или не платить налоги в такую общину, т.к. единственным основанием для уплаты всех налогов по зарплате сотрудников, которые работают на таком подразделении – формирование обособленного подразделения, уполномоченного на ведение самостоятельного учета. В таком случае НДФЛ, ВС и ЕСВ будут уплачиваться по месту регистрации такого обособленного подразделения.

Для справки:

- при регистрации обособленного неуполномоченного подразделения НДФЛ уплачиваются по месту нахождения такого подразделения, а ВС и ЕСВ уплачиваются по месту регистрации юрлица

- при регистрации структурного подразделения НДФЛ, ВС и ЕСВ уплачиваются по месту регистрации юрлица.

Однако, выше мы говорили, что регистрация обособленного подразделения – это право, а не обязанность юрлица, соответственно, если мы говорим о торговой точке, производственном подразделении, которые не выполняют других функций, кроме основополагающих, исходя из их названия, то говорить о необходимости регистрации обособленного подразделения безосновательно. Если такое подразделение выполняет несколько функций (например, производство и учет), то обойти необходимость формирование обособленного подразделения можно путем установления руководства таким подразделением напрямую директором предприятия, что нивелирует возможность установления важного атрибута обособленного подразделения – руководителя с доверенностью от директора (директор сам себе доверенность не выдаст).

АМОРТИЗАЦИЯ У ФОП НА ОБЩЕЙ СИСТЕМЕ: ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ

            Ситуация 1: ФЛП на общей системе налогообложения Иванов И.И. 01.07.2020 г. приобрел станок стоимостью 222 000 грн на следующих условиях:

  • Согласно договора купли-продажи, ФЛП Иванов И.И. оплачивает 50% стоимости станка в день заключения договора 29.06.2020г.;
  • Окончательный расчет производится покупателем в течении года, с даты фактической передачи ОС (подписан акт приема-передачи, 29.06.2020г., станок начинает использоваться 30.06.2020г.);
  • ФЛП Иванов И.И. рассчитался полностью за станок 31.12.2020 г.

Рассмотрим нюансы начисления амортизации и включения ее в расходы ФОПа-общесистемника.

1.Определение расходов у ФОПа-«общесистемника»

Определение общего налогооблагаемого дохода

 
   


кассовый метод ІР 104.05, п. 177.2 ст. 177 НКУ).

Определение расходов

 
   


учитывают только те расходы, которые связаны с получением дохода, подтверждены документами об их оплате.(ЗІР 104.05, п. 177.2 ст. 177 НКУ).

Если доход получен в текущем году, а расходы будут оплачены в следующем

 
   


При расчете чистого дохода ФЛП на общей системе налогообложения не учитывает расходы, связанные с получением дохода текущего года, оплата которых происходит в следующем. Такие расходы будут учтены при исчислении чистого налогооблагаемого дохода в том отчетном периоде, когда их фактически понес налогоплательщик. (ЗІР 104.04., п. 177.2 ст. 177 НКУ).

2. «Зеленый свет» для включения амортизации ФОПа-общесистемника в затраты

ФЛП на общей системе налогообложения имеют право (по собственному желанию) включать в состав расходов, связанных с осуществлением их хозяйственной деятельности, амортизационные отчисления с соответствующим ведением раздельного учета таких расходов.( п 177.4.6 п. 177.4 ст. 177 НКУ).

Согл. 14.1.138 п. 14.1 ст. 14 НКУ основные средства - это материальные активы, которые предназначены для использования в хозяйственной деятельности налогоплательщика, стоимость которых превышает 20000 грн. и постепенно уменьшается в связи с физическим или моральным износом и ожидаемый срок полезного использования (эксплуатации) которых с даты ввода в эксплуатацию составляет более 1-го года (или операционного цикла, если он больше года).

Подлежат амортизации

 
   


- расходы на приобретение ОС и нематериальных активов;

- расходы на самостоятельное изготовление ОС, реконструкцию, модернизацию и др. виды улучшения ОС (кроме текущего ремонта)

Не подлежат амортизации

 
   


и включаются в состав затрат отчетного периода:

-   Текущий ремонт, затраты на ликвидацию основных средств (в части остаточной стоимости).

-   Не подлежат амортизации:

 земельные участки; объекты жилой недвижимости; легковые авто.

3.Правила начисления амортизации, срок полезного использования и первоначальная стоимость

Условия «попадения» амортизации в расходы ФЛП-общесистемщика:

1) Учет стоимости, которая амортизируется, ведется по каждому объекту; .(п. 177.4.8 НКУ, ЗіР 104.08) (стоит задуматься о ведении/наличии «первички», это могут быть, бух.справки, ведомости пусть и в произвольной форме);

2) Основные средства должны быть использованы в хозяйственной деятельности.

Согл.ст. 1 Закона №996-XIV про бухгалтерский учет, первичный документ - это документ, который содержит сведения о хозяйственной операции и подтверждает ее осуществление. **

**Поэтому, нужно позаботится о доказательной базе, а именно надлежащим образом оформленным первичным документам и не забыть о форме 20-ОПП из которой данные об ОС вносятся в электронную базу ГНС

**Рекомендованный перечень документов подтверждающих амортизацию:

- документы подтверждающие приобретение / изготовление ОС и др. расходов, связанных с ними (акты, накладные, фискальные чеки, таможенная декларация, платежные поручения и т.д.);

- документ подтверждащий формирование первоначальной стоимости в произвольной форме (бух. справка, расчет);*

- документы, подтверждающие использование ОС в хоздеятельности (приказ о введении в эксплуатацию ОС, акт ввода в эксплуатацию ОС);

- документ подтверждающий начисление амортизации (ведомость, бухгалтерская справка или же можно воспользоваться формой, которую предлагает в своем проекте Министерство финансов Украины) прилагается ниже**.

*Пример

ФОП Іванов І.І. код 123456789

Бухгалтерська довідка №4

з формування первісної вартості основного засобу

№з/п

Характеристика витрат

Підтверджуючий документ

Сума, грн

Дата сплати/реквізити документа про сплату

1

Придбано верстат циклічний модель АР3378

Акт приймання-передачі від 29.06.2020р.

220000,00 грн

29.06.2020р., платіжне доручення №33 від 29.06.2020р.

2

Придбано сервісне обслуговування верстату циклічного модель АР3378

Сервісний талон,

Страховий поліс

2000,00 грн

29.06.2020р., платіжне доручення №33 від 29.06.2020р.

3

Разом:

222000,00 грн

Висновок: Первісна вартість  обєкту ОЗ: Верстат циклічний модель АР 33786 складає 222000,00 грн

(Двісті двадцять дві тисячі гривень 00 копійок).

Верстат циклічний А 33786 готовий до експлуатації.

_____________________-Іванов І.І.

**Додаток

 

3.) Срок полезного использования ОС устанавливается самостоятельно ФЛП, но не может быть меньше минимально допустимого срока установленного в п.п. 177.4.9 НКУ:

группа 1 - капитальные расходы на улучшение земель, не связанные со строительством - 15 лет;

группа 2 - здания, сооружения, передаточные устройства - 10 лет;

группа 3 - машины, оборудование, животные, многолетние - 5 лет;

группа 4 - нематериальные активы, в соответствии с правоустанавливающим документом, но не < 2х лет.

4) Используем прямолинейный метод начисления амортизации (первоначальная стоимость/срок полезного использования) (п.п. 177.4.7, ЗіР 104.08).

6) Амортизация начисляется с месяца, следующего за месяцем ввода оборудования в эксплуатацию (абз. 4 п. 29 П(С)БО 7)

7.)Амортизацию начисляют ежемесячно и отражают ее сумму в графе 8 Книги учета доходов и расходов. В графе 5 Книги необходимо указать, что это амортизационные отчисления со ссылкой на первичный документ, в котором произведен расчет амортизации.

«Форма Книги обліку доходів і витрат, яку ведуть фізичні особи - підприємці, крім осіб, що обрали спрощену систему оподаткування, і фізичні особи, які провадять незалежну професійну діяльність (далі – Книга) та порядок її ведення затверджені наказом Міністерства доходів і зборів України від 16.09.2013 № 481 (далі – Порядок). Згідно з п.п. 8 п. 6 Порядку  у графі 8 «Інші витрати, пов’язані з отриманням доходу» фізична особа – підприємець відображає суму фактично понесених інших витрат, безпосередньо пов’язаних з одержанням доходу, які повинні бути документально підтверджені.»-ЗІР 104.05.

5.Возможные варианты решения ситуации:

ВАРИАНТ 1

1.   Ввести станок в эксплуатацию (оформить приказ, акт ввода в эксплуатацию), начать исчислять срок полезного использования;

Минимально допустимый срок для машин и оборудования 5 лет; (п.п.177.4.9.НКУ);

     ФОП Иванов И.И. ввел в эксплуатацию станок 30.06.2020 г, Срок полезного использования установлен -  8 лет;

В этом случае, с 01.07.2020г начинает исчисляться срок полезного использования без начисления амортизации;

Окончательный расчет по условиям 31.12.2020г.

Т.о, оставшийся срок полезного использования на момент окончательного расчета (фактически понесенных затрат в полном обьеме) составил:

(8 лет*12мес)-6 мес =90 мес

90 мес оставшийся срок >60 мес (минимально допустимого)***

2.   Амортизацию при этом пока не начислять, поскольку ФОП имеет право начислять ее по собственному желанию (Згідно з п.п. 177.4.6 п. 177.4 ст. 177 ПКУ, ЗІР 104.05), то есть пока что у нас такого желания нет;

3.   После окончательной оплаты станка, начислить всю амортизацию, распределив ее пропорционально оставшемуся сроку эксплуатации.

!!! ***«Підпунктом 177.4.9 п. 177.4 ст. 177 ПКУ встановлено, що амортизація нараховується протягом строку корисного використання (експлуатації) об’єкта основних засобів та нематеріальних активів, самостійно установленого фізичною особою, але не менше мінімально допустимого строку корисного використання об’єкта основних засобів та нематеріальних активів», исходя из вышесказанного имеет смысл изначально установить срок полезного использования больше, чтобы на момент окончательного расчета за станок, оставшийся срок был в рамках минимально допустимого.

Вывод: Данный метод позволяет включить всю амортизацию обьекта основного средства в затраты, но не сразу. При этом требования контролеров - «витрати повинні бути фактично понесені» (п.177.2 НКУ, ЗІР 104.05) выполняются.

ВАРИАНТ 2

1.   Ввести станок в эксплуатацию (оформить приказ, акт ввода в эксплуатацию);

Минимально допустимый срок для машин и оборудования 5 лет; (п.п.177.4.9.НКУ);

ФОП Иванов И.И. ввел в эксплуатацию станок 30.06.2020 г,

Срок полезного использования установлен -  8 лет;

С 01.07.2020г начинает исчисляться срок полезного использования с начислением амортизации (которую не включаем в расходы);

Т.о.  срок полезного использования 96 месяцев

222 000/96 мес=2312,50 грн -сумма начисленной амортизации в месяц;

Сумма «потерянной» амортизации июль-декабрь (окончательный расчет 31.12.2020г)  составила 2312,50*6=13875 грн.

2.   Начать исчислять срок полезного использования и начислять амортизацию, но в расходы не включать***;

3.   После окончательной оплаты станка, включить часть амортизации в расходы, исходя из оставшегося срока эксплуатации.

Возможно попытаться включить ранее начисленную амортизацию в расходы оформив данную операцию бухгалтерской справкой, но считаем, что данный поступок рисковый и привлечет внимание контролеров.

Вывод: Данный метод приводит к частичной потере затрат на амортизацию, но является относительно безопастным поскольку те же требования контролеров - «витрати повинні бути фактично понесені» (п.177.2 НКУ, ЗІР 104.05) выполняются.

ВАРИАНТ 3

1.   Не вводить станок в эксплуатацию до тех пор, пока он не будет полностью оплачен***

Данный вариант возможен, если:

-         основное средство фактически не используется;

или

-        Нет доказательной документальной базы о начале использования основного средства;

2.   После полной оплаты (оформить приказ, акт ввода в эксплуатацию), начать исчислять срок полезного использования, начислять амортизацию, и включать ее в расходы.

Например, для солнечной электростанции данный метод не применим, поскольку имеет место наличие сопроводительно-разрешительной документации о начале эксплуатации объекта. (разрешения на запуск, обследования, выводы экспертной комиссии, журнал фиксирования показаний и т д)

Вывод: Данный метод позволяет включить в расходы всю амортизацию, но при соблюдении определенных условий перечисленных выше. Данный метод является наиболее верным по устным разъяснениям контролеров.

4.Амортизация при переходе. Можно ли включить в расходы амортизацию ОС, приобретенных на ЕН?

ЗІР 104.05.: «Фізична особа – підприємець, яка придбала основні засоби після 01.01.2017 року під час перебування на спрощеній системі оподаткування, має право після переходу на загальну систему оподаткування нараховувати амортизацію виходячи із залишкової вартості об’єкта, що визначається на момент переходу на загальну систему оподаткування та включити суму таких відрахувань до складу витрат..»

Нюансы при «переходе»

 «Амортизационные» нормы пп. 177.4.6 — 177.4.9 НКУ касаются ОС, приобретенных или изготовленных после 01.01.2017 г. (поскольку с этой даты начали действовать указанные нормы);

 Вести учет амортизации контролеры рекомендуют предпринимателям, согласно П(С)БУ 7 «Основные средства».

Так же этот вывод можно сделать из нижеследующего:

«Фізична особа - підприємець на загальній системі оподаткування має право (за власним бажанням) вести облік основних засобів з використанням Національного Положення (стандарту) бухгалтерського обліку 7 «Основні засоби», затвердженого наказом Міністерства фінансів України від 27.04.2000 № 92 зі змінами (далі – П(С)БО 7).» (ЗІР 104.05)

 «Інші терміни, що застосовуються у цьому Кодексі і не визначаються ним, використовуються у значенні, встановленому іншими законами».( пп.5.3. ПКУ)

«Для цілей оподаткування платники податків зобов'язані вести облік доходів, витрат та інших показників, пов'язаних з визначенням об'єктів оподаткування та/або податкових зобов'язань, на підставі первинних документів, регістрів бухгалтерського обліку, фінансової звітності, інших документів, пов'язаних з обчисленням і сплатою податків і зборів, ведення яких передбачено законодавством». (пп.44.1.ПКУ)

 Начисляется амортизация с месяца, следующего за месяцем, в котором объект стал пригоден для полезного использования (введен в эксплуатацию);

Последний месяц начисления амортизации —месяц выбытия объекта (п. 29 П(С)БУ 7).

«Амортизация основных средств при переходе физического лица - предпринимателя с упрощенной системы на общую систему налогообложения начисляется с месяца, следующего за месяцем перехода на общую систему налогообложения и заканчивается - со следующего месяца после реализации (выбытия) или безвозмездной передачи объектов» (ЗІР 104.05)-видим здесь некие противоречия….

Начислять амортизацию из остаточной стоимости, определенной на дату перехода на общую систему налогообложения (П(С)БУ 7.,ЗІР 104.05) прямолинейным методом (п.п. 177.4.7 п. 177.4 ст. 177 ПКУ).

Пример. ФЛП Иванов И.И. на едином налоге приобрел станок (после 01.01.2017). Первоначальная стоимость — 36000 грн. Срок полезного использования, (п.п. 177.4.9 НКУ), — 5 лет (60 мес.). Объект введен в эксплуатацию 15.01.2020 г. С 01.10.2020 г. ФЛП перешел на общую систему налогообложения. Решение:

  • Ежемесячная сумма амортизации равна: 36000 грн. : 60 месяцев = 600 грн.
  • Срок полезного использования до перехода (15.01.2020-30.09.2020): 8,5 мес. (усл.аморт.4800 грн*)
  • . На дату перехода оставшийся срок полезного использования составил: 60 мес.-8,5 мес.=51,5 мес.
  • Начисляем амортизацию через месяц после даты перехода, то есть с 01.11.2020г. При этом в расходы относим часть первоначальной стоимости (остаточную стоимость) в сумме 31200 грн. (52 х 600).

Последний месяц начисления амортизации — февраль 2025 года*. (амортизация будет начислена за полный месяц февраль, несмотря на то, что объект фактически самортизирован в ноль 15.01.2025 г.)

Дата ввода 15.01.2020;

Дата начала начисления амортизации -  февраль 2020

*Амортизация начисленная до перехода (условно)

Февраль-сентябрь 2020 (8 мес)*600=4800 грн

Переход 01.10.2020

Дата начала начисления амортизации после перехода рекомендованная контролерами 01.11.2020

 (2 мес)

Начисленная амортизация

2021-2024 гг (12 мес*4)=48 мес.

2025 (2 мес)

Итого: 8мес+2мес+48 мес+2 мес=60 мес (наш срок полезного использования)

Если начислять амортизацию сразу (не ожидая месяц после перехода), то смещения в сумме амортизации на один месяц вперед не будет, но рекомендации контролеров не будут соблюдены.

 Таким образом, ФЛП на общей системе налогообложения имеет право включать в расходы начисленную амортизацию «разрешенных» основных средств. Для этого нужно фактически осуществить затраты на приобретение (оплатить их) и иметь исчерпывающий перечень первичных документов подтверждающих как приобретение основных средств, использование их в хозяйственной деятельности, так и документы подтверждающие ведение бухгалтерского учета начисленнной амортизации.

 

ЮРИДИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА

НЕСПРАВЕДЛИВЫЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА: КАК ДОКАЗАТЬ И ЗАЩИТИТЬСЯ

1. Есть ли возможность не выполнять несправедливые условия договора?

Долгое время существовала судебная практика, которая исходила из того, что подписанный договор, несмотря на наличие в нем отдельных несправедливых условий, создает для сторон соответствующие правовые последствия. Суды применяли «принцип свободы договора».

Принцип свободы договора - стороны свободны в заключении договора, выборе контрагента и определении условий договора С УЧЕТОМ требований Кодекса, других актов гражданского законод-ва, обычаев делового оборота, требований разумности и справедливости (Ст. 627 ГК Украины).

По сути это означало, что стороны несут полную ответственность за выполнение всех условий, под которыми стоит подпись (в т.ч. взыскание «кабальных штрафов»), т.к. она является подтверждением свободного волеизъявления и ознакомления со всеми условиями договора.

18.03.2020 г. Большая Палата Верховного Суда в своем постановлении от по делу № 902/417/18 предусмотрела возможность ограничения свободы договора в силу общих принципов справедливости, добросовестности, разумности.

Рассматривая дело, Верховный Суд обратил внимание на соразмерность суммы долга по договору и штрафных санкций за нарушение сроков выполнения. Показательным для суда стало то, что общая сумма заявленных штрафных санкций более чем вдвое превышает сумму основной задолженности.

Суд сделал вывод, что не является справедливым, когда последствия неисполнения должником обязательства очевидно более выгодны для кредитора, чем его надлежащее исполнение.

2. Сложности применения данного решения Большой Палаты для доказывания факта несправедливости отдельных условий договора, в т.ч. по расчетам штрафных санкций:

1. Необходимо доказать наличие подобности правоотношения по договору с данным выводом суда;

2. Отсутствие в ГКУ четкого определения данных понятий, а из-за этого нет единого подхода к их применению (у каждого свое субъективное понимание данных оценочных суждений). Это усложняет.

ВЫВОД: ссылаясь на эту практику Большой Палаты Верховного Суда должник имеет возможность применить принцип справедливости договорных обязательств как норму прямого действия и смягчить свою ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств.

Анализ судебной практики дает однозначный ответ: суды признают несправедливым начисления штрафных санкций, которые равны или превышают сумму основного долга. Однако и здесь есть свои особенности. Например, срок неисполнения обязательства, который корреспондируется с заявленными штрафными санкциями. Также судами учитывается и значимость договора для вашего контрагента.

НАЛОГОВЫЕ РИСКИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ДОГОВОРОВ

Практически каждая налоговая проверка начинается с изучения договоров предприятия. От того, как составлены такие договоры, какими документами они «укомплектованы» зависят ее результаты.

1. Выводы о «нереальности» хозяйственных операций могут быть сделаны, фактически, из чего угодно, и одно из распространенных оснований - «дефект» контрагента. 

Противостоять этому поможет применение принципа «надлежащей осмотрительности». Это своего рода «достаточный» комплекс действий, совершение которых даст налогоплательщику возможность заявить, что он сделал все от него зависящее, дабы убедиться в надёжности своего контрагента. Критерии и условия соблюдения данного принципа законодательно не определены.

Каждого контрагента детально проверять не имеет смысла, но на «крупного» поставщика еще до заключения договора, нужно собрать некое «досье» (документы, скриншоты, копии) и убедиться, что он:  

  • не имеет судебных дел с органами ГНС, не является фигурантом в уголовном производстве;
  • не зарегистрирован на временно оккупированной территории;
  • приобретал те товары/услуги, которые вы покупаете у него (если он их не производит);
  • имеет "достаточную" материально-техническую базу для ведения своей деятельности (путем получения от контрагента хотя бы справки о количестве сотрудников и наличии оборудования).

  Также следует получить:

- заверенные подписью и печатью учредительные, регистрационные документы, лицензии;

- документы, подтверждающие полномочия лица, которое будет подписывать договор, первичные документы (копию паспорта и решение высшего органа управления, доверенности);

- документы о происхождении товара, продажа которого является предметом договора.

Однако, контролирующие органы считают, что просто проверить контрагента в реестрах недостаточно. Нужно обосновать, почему именно для заключения договора был сделан выбор в пользу определенного лица: где была найдена информация о нем, какие именно предложенные им условия продажи/покупки товаров/работ/услуг привели к принятию решения о сотрудничестве, какая у него деловая репутация/опыт, которых было достаточно, чтобы остановить выбор на нем и т.п.

2. Применяя риск-ориентированный подход, следует уделять внимание надлежащему формулированию и детализации условий каждого договора. Но и здесь важно не перестараться. Все детали, которыми наполняется договор, должны быть предварительно взвешены на их достаточность и уместность.

1000 Осталось символов