Инфосправка 910

Инфосправка  910

Информационный центр/

http://infocentr.biz.ua/

Информационная справка № 910 от 23.07.2021г.

Содержание:

  • Новости и разъяснения законодательства – стр. 1 – 2
  • В один день оплата и несколько отгрузок, и наоборот – есть ли догма в количестве выписываемых налоговых накладных – стр. 3
  • Договор совместной деятельности: суть, учет, налогообложение, «за» и «против» – стр. 4 – 9
  • Юридическая страничка – стр. 10

УЧЕТНАЯ СТАВКА НБУ С 23.07.2021 СОСТАВЛЯЕТ 8 % (+0,5%)

НБУ - https://bank.gov.ua/ua/news/all/natsionalniy-bank-ukrayini-pidvischiv-oblikovu-stavku-do-8

Правление НБУ приняло решение повысить учетную ставку до 8% годовых (+0,5%). Это необходимо для возвращения инфляции к цели 5% в 2022 году и удержания под контролем инфляционных ожиданий. С 4 квартала 2021 года планируется повысить учетную ставку до 8,5 % и далее ее значение не повышать.

С КАКОЙ ДАТЫ НЕОБХОДИМО ВЕСТИ 10 ДНЕВНЫЙ ОТСЧЕТ ДЛЯ ПОДАЧИ ФОРМЫ 20 –ОПП – С ДАТЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ЗЕМЛИ ИЛИ С ДАТЫ ЕГО ГОСРЕГИСТРАЦИИ?

ЗІР 116.11 – «В які терміни подається повідомлення за ф. № 20-ОПП та з якої дати визначається 10-денний строк для подання повідомлення: з дати державної реєстрації (взяття на облік) ЮО, ФОП або ФО, яка здійснює незалежну професійну діяльність, чи дати оформлення договору купівлі-продажу, оренди (тощо) або іншої дати?»

Сообщение об объектах налогообложения или объектах, связанных с налогообложением или через которые осуществляется деятельность по ф. № 20-ОПП подается в течение 10 рабочих дней после их регистрации, создания или открытия в контролирующий орган по основному месту учета налогоплательщика.

Началом отсчёта 10-дневного срока является дата приобретения права плательщиком по объекту налогообложения в соответствии с правоустанавливающих документов или документов, подтверждающих право пользования, распоряжения объектом налогообложения.

Согласно последним изменениям в ст. 19 ЗУ «Об аренде земли» дата окончания действия договора аренды исчисляется с даты его заключения. Однако право аренды земельного участка возникает с момента государственной регистрации такого права.

Таким образом отсчет 10 дней для подачи формы 20-ОПП начинают вести с даты госрегистрации договора аренды.

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВА ТРУДОУСТРОЙСТВА ИНВАЛИДА, ЕГО ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА ДОЛЖНА БЫТЬ НЕ МЕНЬШЕ МИНИМАЛЬНОЙ

Постановление ВС/КХС от 09.06.2021 по делу № 920/474/20(5021/2509/2011)

  • Согласно ч. 5 ст. 19 ЗУ «Об основах социальной защищенности лиц с инвалидностью в Украине» выполнением норматива рабочих мест в количестве, определенном согласно части первой настоящей статьи, считается трудоустройство предприятием лиц с инвалидностью, для которых это место работы является основным.
  • Дискриминация по признаку инвалидности запрещается. Поэтому, выполнением норматива рабочих мест считается именно трудоустройство предприятием инвалидов, а не только создание рабочих мест для таких лиц, что обусловлено общей направленностью законодательства по социальной защите и реабилитации инвалидов на обеспечение реализации ими трудовых прав и обязанностей наравне с другими работниками без дополнительных социальных гарантий в содействии их трудоустройства.
  • Создание вакансий для трудоустройства лиц с инвалидностью на должности с окладом ниже минимальной заработной платы является свидетельством того, что такое предложение относительно трудоустройства людей с инвалидностью не соответствует гарантиям по трудоустройству инвалидов на условиях выполнения работы с получением заработной платы, не ниже определенной законом (часть 4 статьи 43 Конституции Украины) и указанное свидетельствует, что ответчик не создал надлежащих условий для трудоустройства лиц с инвалидностью. Что в свою очередь говорит, что ответчиком не приняты все зависящие от него меры для выполнения обязанности по выполнению норматива по трудоустройству инвалидов!!!

С 16.07.2021 ДЕЙСТВУЮТ ТИПОВЫЕ ФОРМЫ ТРУДОВЫХ ДОГОВОРОВ ДЛЯ НАДОМНОЙ И ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ

Приказ Минэкономразвития «Об утверждении типовых форм трудовых договоров о надомной и дистанционной работу» от 05.05.2021 № 913-21 (вступил в силу 16.07.2021)

Согласно ст. 601 и 602 КЗоТ трудовой договор об надомной или дистанционной работе заключаются в письменной форме, за исключением случаев угрозы распространения эпидемии, пандемии, необходимости самоизоляции работника в случаях, установленных законодательством, и / или в случае возникновения угрозы вооруженной агрессии, чрезвычайной ситуации техногенного, природного или иного характера когда такие виды трудовых отношений может вводиться приказом (распоряжением) собственника или уполномоченного им органа.

Для реализации заключать трудовой договор таких видов вне карантина как раз и принят Приказ 913-21, которым утверждены соответствующие типовые формы трудовых договоров, обязательные к применению.

ПОДАЧА ЗАЯВЛЕНИЯ ФЛП-ЕДИНЩИКОМ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВЕД-ОПЕРАЦИЙ

ГУ ГНС в Черкасской области - https://ck.tax.gov.ua/media-ark/news-ark/480869.html

Как правило при регистрации ФЛП в графе 6 мы обозначаем «Надання послуг на території України» та/або «Торгівля на території України».

Согласно п. 298.5, 298.6 НКУ при смене места осуществления хозяйственной деятельности единщикам 1-2 групп необходимо подать соответствующее заявление не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошли такие изменения, а единщикам 3 группы не позднее последнего дня квартала, в котором произошли такие изменения.

В бланке Заявление на применение упрощенной системы налогообложения необходимо отметить «Внесення змін», в поле 5.4 отмечаем, что изменения вносятся в виду изменения места осуществления деятельности и в поле 6 «Місце провадження господарської діяльності» заполняем только графу «Область, район, населенный пункт», в которой отмечается «Выполнение работ или оказание услуг за пределами Украины (экспорт)» и / или «Поставка товаров за пределами территории Украины (экспорт)». Остальные графы поля 6 Заявления не заполняются.

По мнению автора, если планируется осуществлять не только экспорт, но и торговлю по Украине в графе 6 необходимо указать: отмечается «Выполнение работ или оказание услуг по Украине и за ее за пределами (экспорт)» и / или «Поставка товаров по Украине и за ее пределами территории (экспорт)»

ГНСУ ДОПУСТИЛА ВОЗМОЖНОСТЬ ЕДИНЩИКУ-ЮРЛИЦУ ИНОГДА ПРЕДОСТАВЛЯТЬ ВОЗВРАТНО-ФИНАНСОВУЮ ПОМОЩЬ ДРУГИМ ЛИЦАМ

ЗІР 108.01.02 – «Чи може ЮО – платник ЄП третьої групи застосовувати спрощену систему оподаткування при наданні фінансової допомоги (поворотної або безповоротної)?»

Как и ранее, согласно пп. 6 п. 291.5.1 не могут быть плательщиками единого налога третьей группы субъекты хозяйствования, которые осуществляют, в частности, деятельность в сфере финансового посредничества. При этом ч. 3 ст. 333 Хозяйственного кодекса Украины предусмотрено, что финансовым посредничеством является деятельность, связанная с получением и перераспределением финансовых средств, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Финансовое посредничество осуществляется учреждениями банков и другими финансово-кредитными организациями.

Учитывая указанное, деятельность юрлица-единщика третьей группы по предоставлению безвозвратной и возвратной финансовой помощи другим юридическим лицам на постоянной основе может рассматриваться как финансовое посредничество.

Несмотря на такую милость для юрлиц, для ФЛП пока позиция ГНСУ не поменялась (см. ЗІР 107.01.03 – «Чи можуть ФОП – платники ЄП першої – третьої груп надавати безповоротну фінансову допомогу?») – они по прежнему, по мнению ГНСУ не могут предоставлять возвратно-финансовую помощь.

КАК ПРАВИЛЬНО ОТРАЖАТЬ КОАТУУ В 2021 ГОДУ В ДЕКЛАРАЦИИ ПО НЕДВИЖИМОМУ ИМУЩЕСТВУ

ЗІР 106.07 – «Який код КОАТУУ зазначається у 2021 році в рядку 1 розд. І додатків 1 або 2 до податкової декларації з податку на нерухоме майно, відмінне від земельної ділянки, у зв’язку з об’єднанням сільських рад в територіальну громаду?»

Для реализации механизма начисления и уплаты местных налогов и сборов в налоговых декларациях по местным налогам и сборам содержится реквизит «код КОАТУУ органа местного самоуправления», в частности, в строке 1 разд. I приложений 1 или 2 к налоговой декларации по налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка (далее - Декларация).

Согласно п. 63.3 в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат регистрации или постановке на учет в контролирующих органах, в частности, по месту нахождения движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения или объектов, связанных с налогообложением или через которые осуществляется деятельность (далее - объект налогообложения) - неосновное место учета.

В случае расположения административного центра территориальной общины на территории юрисдикции другого контролирующего органа, налогоплательщиком должны быть соблюдены требования п. 63.3 ст. 63 НКУ о регистрации по новому неосновному месту налогового учета.

При приведенных обстоятельствах плательщики местных налогов и сборов, которые зарегистрировались по новому неосновному месту, в строке 1 разд. I приложений 1 или 2 к Декларации указывается код по КОАТУУ объединенной территориальной общины (общины, которая размещена в административном центре объединенной территориальной общины).

В противном случае в переходный период в 2021 году в строке 1 разд. I приложений 1 или 2 к Декларации рекомендуется указывать код органа местного самоуправления, на территории которого находятся объекты налогообложения, до создания объединенной территориальной общины, то есть код, который плательщики отмечали при предоставлении Деклараций в 2020 году.

Аналогичную позицию занял налоговый орган и относительно отражения КОАТУУ в декларации по плате за землю в разъяснении ЗІР 111.05 – «Який код КОАТУУ зазначається у 2021 році в рядку 7 податкової декларації з плати за землю?»

В ОДИН ДЕНЬ ОПЛАТА И НЕСКОЛЬКО ОТГРУЗОК, И НАОБОРОТ – ЕСТЬ ЛИ ДОГМА В КОЛИЧЕСТВЕ ВЫПИСЫВАЕМЫХ НАЛОГОВЫХ НАКЛАДНЫХ

Довольно распространенной практикой является получение в одни день оплаты и отгрузки товара в этот же день. Хорошо, когда сумма оплате соответствует сумма одной отгрузки в этот день, а если их было несколько, или наоборот когда одна отгрузка, а оплат несколько? Правильно ли выписать одну налоговую накладную или на каждую отгрузку необходимо выписывать отдельную налоговую накладную?

Нормы НКУ нам говорят следующее:

  • п. 201.7 НКУ говорит, что налоговая накладная на каждую полную или частичную поставку товаров / услуг, а также на сумму средств, поступивших на текущий счет как предоплата (аванс);
  • п. 187.1 НКУ гласит, что датой возникновения налогового обязательства является:

- либо ДАТА зачисления средств как аванс

- либо ДАТА отгрузки товара

В нашем случае у нас дата оплаты и отгрузки совпадают, потому мы не можем однозначно сказать какое из событий произошло ранее, т.к. закон во главу угла ставит не минуты, а дату. В данной ситуации будет не лишним узнать позицию налогового органа.

ГНСУ четкости в своей официальной позиции не добавляет, т.к. согласно разъяснения (см. ЗІР 101.16 – «Скільки податкових накладних (одна чи декілька) складається постачальником у випадку відвантаження товарів/надання послуг покупцю декілька разів протягом одного дня в межах однієї цивільно-правової угоди?») «в случае отгрузки товаров / предоставления услуг покупателю несколько раз в течение одного дня в пределах одной гражданско-правовой сделки поставщику необходимо учитывать требования п. 201.7 ст. 201 НКУ и условия хозяйственных договоров, в части оплаты (предоплаты) за поставку товаров (услуг), частичной поставки товаров (услуг) и т.п. при составлении налоговых накладных».

Индивидуальные налоговые консультации пронизаны следующими тенденциями:

- либеральными плательщик по своему усмотрению решает составлять несколько налоговых накладных на каждую поставку (оплату) или одну – ИНК от 08.04.2021 № 1454/ІПК/99-00-21-03-02-06:

  • в случае отгрузки товаров покупателю несколько раз в течение одного дня в пределах одной гражданско-правовой сделки поставщику необходимо при составлении налоговых накладных учитывать требования п. 201.7 НКУ, согласно которому налоговая накладная составляется на каждую полную или частичную поставку товаров / услуг, а также условия хозяйственных договоров в части их оплаты (предварительной оплаты), полного / частичного поставки и тому подобное. В тоже время, не будет считаться ошибкой, когда поставщиком будет составлена одна налоговая накладная на общую сумму товаров, поставленных такому покупателю в течение одного дня.
  • в случае получения нескольких авансовых платежей в течение одного дня от одного и того же покупателя налоговая накладная должна составляться поставщиком товаров / услуг на каждую сумму средств, поступившую на текущий счет как предоплата (аванс). В то же время составление поставщиком одной налоговой накладной на общую сумму таких авансовых платежей не считается ошибкой.

- фискальными, направленными на противодействие дроблению налоговых накладных – необходимо составлять только одну налоговую накладную на общую сумму налогового обязательства за день - ИНК от 03.09.2020 № 3679/ІПК/99-00-05-06-02-06:

  • составление двух или более налоговых накладных в случае получения предварительной оплаты товаров / услуг одной суммой или в случае единовременной поставки товаров / услуг не соответствует нормам Кодекса и не дает возможности идентифицировать операции. В случае, если полученная предоплата (аванс) и поставка товаров осуществлялось по одному договору, поставщик обязан составить налоговую накладную на всю сумму такой предоплаты, в которой определить номенклатуру товаров в соответствии с условиями договора (в аналогичной более ранней консультации (ИНК от 26.03.2018 № 1230/6/99-99-15-03-02-15/ІПК) контролирующий орган констатировал, что в таком случае у покупателя отсутствует право на НК!!!).

Как мы видим, практика налогового органа в этом вопросе является неоднозначной, ввиду его желания минимизировать количество операций, которые будет миновать блокировки налоговых накладных (критерий - месячный объем операций до 500 тыс. грн, максимальный объем какой-либо операции за месяц не превышает 50 тыс. грн, сумма уплаты НДС в бюджет за предыдущий месяц более 20 тыс. грн, руководитель не занимает эту должность более чем у трех налогоплательщиков).

По сути, если налогоплательщик зарегистрирует либо одну налоговую накладную, либо несколько (на каждую поставку или оплату), то закон он не нарушит, т.к. дата событий одна и та же. Смелый покупатель также отстоит право на свой НК (несмотря на запугивания ГНСУ), т.к. согласно п. 201.10 НКУ налоговая накладная, составленная и зарегистрирована в ЕРНН плательщиком, осуществляющим операции по поставке товаров / услуг, является для покупателя таких товаров / услуг основанием для начисления сумм налога, относящихся к налоговому кредиту.

Осторожным плательщикам, следует регистрировать одну налоговую накладную на все налоговое обязательство, возникшее по одному договору, за текущий день.

ДОГОВОР СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СУТЬ, УЧЕТ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, «ЗА» И «ПРОТИВ»

Договор о совместной деятельности относится к, так называемым, «нехоженым» тропам ввиду сложности его организации, учета и отчетности. Для того, чтобы каждый из нас понял о возможности или не возможности применения такого без сомнения важного инструмента, необходимо детально разобраться с его сущностью, учетом и налогообложением.

Юридический аспект договора.

Группа совместно-целевых обязательств состоит из двух договорных типов: 1) те, которые направлены на создание нового субъекта - юридического лица (в данном случае мы говорим об учредительном договоре), и 2) те, которые направлены на организацию совместной деятельности без создания юридического лица (договор о совместной деятельности).

Согласно ст. 1130 ГКУ по договору о совместной деятельности стороны (участники) обязуются совместно действовать без образования юридического лица для достижения определенной цели, не противоречащей закону. Такой договор заключается в простой письменной форме.

Совместная деятельность может осуществляться:

  • без объединения вкладов участников (договоры о производственной специализации, о сотрудничестве). В гражданско-правовой литературе такие договоры принято считать «договором о совместной деятельности в широком смысле».
  • с объединением вкладов (простое общество) - стороны (участники) обязуются объединить свои вклады и совместно действовать с целью получения прибыли или достижения иной цели. Данный договор является самым распространенным среди договоров об совместной деятельности, о нем далее и будет идти речь.

Сторонами договора могут быть юридические и физические лица, причем, если основной целью совместной деятельности является получение прибыли, то сторонами договора должны быть только субъекты хозяйствования.

Исходя из норм ст. 1133 ГКУ вкладом участника простого общества считается все то, что он вносит в совместную деятельность (общее имущество), в том числе денежные средства, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи.

Внесенное участниками имущество, которым они обладали на праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы являются общей долевой (!!!) собственностью участников, если иное не установлено договором простого общества или законом. Внесенное участниками имущество, которым они обладали по основаниям иным, чем право собственности, используется в интересах всех участников и является их общим имуществом.

Внесение имущества в совместную деятельность подразумевает фактически его куплю-продажу с соответствующей регистрацией (недвижимость, автомобили). Однако для того, чтобы не осуществлять фактическое отчуждение и перерегистрацию права собственности логично вносить в качестве вклада не имущество целиком, а право его использования. В таком случае такое имущество используется совместно всеми участниками в их совместной деятельности. При этом, если передается в качестве вклада в совместную деятельность право использования арендованного актива, то необходимо чтобы в договоре аренды не было установлено запрета на отчуждение такого права.

Т.к. в совместную деятельность можно вносить право использования нематериальных активов (разрешений, лицензий и т.д.), то такой вид сотрудничества является идеальным для того, чтобы другой стороне не получать соответствующий разрешительный документ, но иметь в итоге необходимый результат.

При осуществлении взносов в совместную деятельность стороны могут самостоятельно осуществлять оценку каждого вносимого акта, о чем составляется соответствующий акт оценки, или пригласить для этого эксперта.

Для осуществления совместной деятельности стороны несут определенные затраты. Если договором совместной деятельности ничего не сказано относительно порядка осуществления затрат, то стороны несут все затраты и убытки пропорционально стоимости их вклада в общее имущество. Однако договором может быть закреплен иной порядок несения затрат сторонами, например, текущие затраты для осуществления деятельности несутся в соотношении 9:1.

При этом необходимо учитывать, что договор не может предусматривать полного освобождения одной из сторон в компенсации общих расходов или убытков. Даже если такая норма и будет прописана в договоре, то она будет ничтожной.

Информация,  в т.ч. документация, о совместной деятельности является открытой для всех участников совместной деятельности. Если договор содержит норму, что одна из сторон не имеет права (возможности) к доступу к полной информации о совместной деятельности, то такая норма договора является ничтожной.

Как и в случае с затратами (убытками), по общему правилу, полученная прибыль делится между участниками пропорционально взносу каждой стороны в совместную деятельность. Однако договором может быть установлен иной порядок распределения прибыли, кроме случая, когда какая-то из сторон лишается вообще возможности получения прибыли – такая норма является ничтожной.

Участники совместной деятельности вправе выйти из договора. При этом, если договор совместной деятельности является бессрочным, то сторона может с него выйти, предупредив другие стороны за 3 месяца до момента выхода. Если договор составлен на определенный срок или до достижения поставленных в договоре целей, то сторона может требовать расторжения договора с компенсацией другим участникам реальных убытков.

Законом не установлена процедура выделения части стороны при выходе из совместной деятельности, поэтому такую процедуру необходимо прописывать непосредственно в договоре совместной деятельности, руководствуясь принципом свободы договора.

При прекращении договора:

- имущество, которое было передано на праве совместного владения или пользования участниками, возвращается участнику, который его внес, по общему правилу без вознаграждения, если иное не установлено договором;

- имущество, которое было внесено в совместную долевую собственность, может быть разделено в натуре между совладельцами по договоренности между ними. Договор о разделе недвижимого имущества, находящегося в общей долевой собственности, заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. При этом нужно учитывать, если в совместную долевую собственность передавалась вещь, определенная индивидуальными признаками (дом, строение, квартира, машина), в таком случае, участник может ставить вопрос в судебном порядке о возврате ему такой вещи при условии соблюдения интересов других участников и кредиторов (компенсации части стоимости).

Для ведения совместных дел участников договора:

- назначают отдельного участника-представителя по договору – формирую доверенность на представление интересов от других участников или прописывают соответствующие полномочия в договоре совместной деятельности

- каждый из участников может представлять интересы совместной деятельности самостоятельно, при этом для осуществления любой сделки необходимо получение согласия от других участников.

Если какой-либо из участников совершит сделку от своего имени, но в интересах совместной деятельности, то такой участник имеет право требовать компенсации понесенных затрат.

При этом в договоры с третьими лицами, заключаемые в рамках совместной деятельности, как правило заключает уполномоченный участник. Например, «Товариство з обмеженою відповідальністю «РОМАШКА», що діє на підставі договору про спільну діяльність від 01.06.2021 № 22, в особі директора Квітконоса Р.О., що діє на підставі статуту (надалі за текстом – «Покупець»), з однієї Сторони та …».

Регистрация договора о совместной деятельности

Договор о совместной деятельности подлежит обязательной регистрации:

- в Минэкономразвитиипри условии наличия его стороны в виде иностранного инвестора. Осуществить такую регистрацию необходимо до момента осуществления взноса иностранным инвестором в совместную деятельность. Такая регистрация будет основанием для ввоза в Украину иностранным инвестором активов из-за рубежа.

Для осуществления регистрации в Минэкономразвития необходимо подать такие документы:

- письмо обращение о государственной регистрации договора (контракта);

- информационную карточку договора (контракта) по форме, которую устанавливает Минэкономразвития;

- договор (контракт) (оригинал и копию), заверенные в установленном порядке;

- заверенные копии учредительных документов субъекта (субъектов) внешнеэкономической деятельности Украины и свидетельства о его государственной регистрации как субъекта предпринимательской деятельности в Украине (для других участников);

- документы, свидетельствующие о регистрации (создании) иностранного юридического лица (нерезидента) в стране его местонахождения (извлечение с торгового, банковского или судебного реестра). Такие документы должны быть легализированы в консульском учреждении Украины, а также переведены на украинский язык.

- в ГНСУпри условии регистрации договора (лица, которое ведет учет) плательщиком НДС или плательщиком акцизного налога. Ранее, до 01.01.2015, все договоры по совместной деятельности полежали обязательной регистрации в ГНСУ, т.к. такой договор совместной деятельности считался отдельным плательщиком налога на прибыль с подачей отдельной декларации. Сейчас такого правила нет. Эту позицию подтверждает п. 3.6 разд. III Порядка учета плательщиком налогов от 09.12.2011 № 1588: основанием для взятия на учет договора о совместной деятельности явлается принятие контролирующим органом решения о регистрации уполномоченного лица плательщиком НДС или акцизного налога. В случае, если уполномоченное лицо (договор) не регистрируется плательщиком НДС или акциза, такой договор не регистрируются в ГНСУ вообще и каждый участник находится на учете в своем налоговом органе с самостоятельным выполнением обязанностей плательщика налога.

Согласно разъяснения ГНСУ (см. ЗІР 101.02 – «Чи зобов’язана реєструватися платником ПДВ особа, що веде облік результатів діяльності за договором про спільну діяльність без утворення юридичної особи?») уполномоченное лицо подает одновременно с регистрационным заявлением плательщика НДС по ф. № 1-ПДВ в контролирующий орган по своему основному месту учета заявление по ф. № 1-ОПП, копию договора (контракта) о совместной деятельности. К этим документам прилагаются:

1)       информационная карточка договора с отметкой органа, осуществившего государственную регистрацию договора, если в состав участников входит иностранный инвестор;

2)       копии документов, подтверждающих согласование договора уполномоченным органом управления в соответствии с законодательством, заверенные в установленном законодательством порядке, если договором предусмотрено использование недвижимого имущества государственной собственности, находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении участника договора;

3)       копии специальных разрешений на пользование недрами, если договором предусмотрено использование недр.

При этом сразу возникнет вопрос: «А как правильно заполнить форму 1-ОПП?». Ответ на этот вопрос дает налоговый орган в своем разъяснении (см. ЗІР 116.03 – «Як заповнюється заява за ф. № 1-ОПП якщо на облік береться договір про спільну діяльність?»):

- в поле «Учет по основному месту учета» проставляется отметка (отметка);

- поле «Налоговый номер» не заполняется;

- в полях «Полное наименование на украинском языке» и «Сокращенное наименование на украинском языке» указываются слова «Договор о совместной деятельности от __.__.____ № ____ - уполномоченное лицо» и наименование и код ЕГРПОУ уполномоченного лица;

- в разделе заявления «Данные о регистрации» указывается информация об органе, который осуществил регистрацию, и данные о регистрации - для договоров о совместной деятельности с участием иностранного инвестора;

- в разделе «Местонахождение» указывается информация о месте осуществления деятельности по договору о совместной деятельности;

- в разделах «Руководитель» и «Главный бухгалтер (бухгалтер или другое лицо, на которое возложены обязанности по ведению бухгалтерского учета налогоплательщика)» заполняются данные о должностных лиц участника договора, ответственного за удержание и внесение налогов в бюджет во время выполнения договора;

- перечень всех сторон (участников) договора о совместной деятельности отмечается в разделе заявления «Информация об учредителях».

По результатам подачи формы 1-ОПП уполномоченному лицу будет присвоен регистрационный номер плательщика налогов (9 символов), договор совместной деятельности включается в Реестр договоров о совместной деятельности, договоров управления имуществом и соглашений о разделе продукции, а контролирующий орган выдает справку о взятии на учет по форме 34-ОПП.

Т.е. если среди сторон договора нет иностранных субъектов или нет желания становится плательщиком НДС или акциза, то договор о совместной деятельности на сегодня вообще не нужно нигде регистрировать, кроме случаев, когда для совместной деятельности необходимо открытие расчетного счета (см. ниже).

Открытие расчетного счета для ведения совместной деятельности

Согласно п. 491 разд. IV Инструкции о порядке открытия и закрытия счетов клиентов банков и корреспондентских счетов банков - резидентов и нерезидентов от 12.11.2003 № 492 банк открывает текущий счет для обеспечения осуществления совместной деятельности для уполномоченного лица при наличии документов:

1) заявления об открытии текущего счета (приложение 2), подписанное уполномоченным участниками договора лицом;

2) копии договора о ведении совместной деятельности;

3) решение участников договора об определении лиц, которым предоставляется право открытия счета и право распоряжения этим счетом, который оформляется в форме доверенности;

4) копии документа, подтверждающего взятие на учет в контролирующем органе договора о совместной деятельности без создания юридического лица (возможно кому-то удастся обойти это требование ввиду необязательности регистрации договора о совместной деятельности на сегодняшний день, но, скорее всего, работники банка будут настаивать на его регистрации).

Особенности трудовых отношений при реализации договора о совместной деятельности

Как правило, при заключении договора о совместной деятельности трудовые отношения, а также ГПД возникают непосредственно между сторонами договора и их работниками ввиду того, что простое общество (договор о совместной деятельности) не может выступать работодателем. Исходя из этого все приказы и записи в трудовых книжках о принятии сотрудников, которые задействованы в совместной деятельности, формируются от имени субъектов хозяйствования – сторон договора без привязки к договору о совместной деятельности. Утвердить целевое использование труда определенных работников в совместной деятельности можно путем формирования отдельного функционального или производственного подразделения предприятия с соответствующим его отражением в штатном расписании.

Особенности бухгалтерского учета

Основополагающими нормами бухгалтерского учета совместной деятельности являются нормы НП(С)БУ 12 «Финансовые инвестиции», которые раскрываются более широко в Методических рекомендациях по бухгалтерскому учету совместной деятельности без создания юридического лица от 30.12.2011 № 1873. Согласно этих документов, учет совместной деятельности одновременно ведется по двум направлениям:

- формируется отдельная база «1 С» по совместной деятельности, которую ведет уполномоченное лицо;

- показатели совместной деятельности отражаются внутри учета каждой из сторон договора, в т.ч. у уполномоченного лица.

Вклады, внесенные в совместную деятельность, отражаются уполномоченным лицом в учете совместной деятельности в составе прочей долгосрочной задолженности (субсчет 551 «Долгосрочные вклады в совместную деятельность»), если договор заключен на срок более года или бессрочно, или расчетов с другими кредиторами (субсчет 6851 «Вклады в совместную деятельность»), если договор заключен на срок менее года.

Исходя из этого уполномоченное лицо может формировать такие записи:

Д-т 10, 11, 12, 16, 20, 21, 22, 23, 25, 28, 30, 31, 37, 64 К-т 551 (6851)

Участники же внесенные вклады отражают в своем учете на субсчете 1831 «Долгосрочный вклад в совместную деятельность», если договор заключен на срок более года или бессрочно или на субсчете 3771 «Вклад в совместную деятельность», если договор заключен на срок менее года.

Исходя из этого, члены договора, осуществляя свои вклады в совместную деятельность, могут у себя в учете осуществлять такие записи:

Д-т 1831 (3771) К-т 30, 31, 65, 66, 685, 70, 71, 74

Текущие расчеты по совместной деятельности отражаются следующим образом:

- в учете совместной деятельности текущие расчеты с членами договора отражаются на субсчете 6852 «Расчеты по совместной деятельности»

- в учете членов договора с простым обществом текущие расчеты отражаются на субсчете 3772 «Расчеты по совместной деятельности»

Амортизация ОС и / или НА, взятых на отдельный баланс совместной деятельности и использующихся исключительно в такой деятельности, начисляется уполномоченным лицом совместной деятельности в порядке, определенном П(С)БУ 7 и 8, и в полном объеме учитывается при определении результатов совместной деятельности.

Если ОС и / или НА участника (в том числе внесенные в качестве вклада в совместную деятельность) используются как в собственной хозяйственной деятельности участника, так и в совместной деятельности, то сумма начисленной амортизации распределяется* и в соответствующих суммах отображается в отдельном бухгалтерском учете совместной деятельности (Д-т 23, 91, 92, 93 К-т 6852) и в бухгалтерском учете участника (Д-т 23, 91, 92, 93 К-т 13, Д-т 3772 К-т 13).

* Расходы, понесенные участником на осуществление собственной и совместной деятельности, распределяются между общей и собственной деятельностью пропорционально выбранной базе (изготовленной продукции, часам труда, заработной плате, объема деятельности, прямым расходам, сумме доходов, полученных от совместной деятельности и т.д.).

Если договор о совместной деятельности заключен на определенный срок, то право пользования имуществом (ОС, НА, МНМА и т.д.) как нематериальный актив (НА) амортизируется оператором совместной деятельности на общих основаниях, исходя из условий получения будущих экономических выгод и договора, а сумма начисленной амортизации относится на расходы совместной деятельности. Если договор о совместной деятельности заключен на неопределенный срок, то право пользования имуществом как нематериальный актив в совместной деятельности не амортизируется, поскольку приравнивается к нематериальным активам с неопределенным сроком полезного использования.

Обязательства, взятые участником для осуществления совместной деятельности (в том числе на оплату труда, уплату налогов, сборов, обязательных платежей), признаются расходами совместной деятельности и компенсируются** участнику за счет совместной деятельности (у участника Д-т 3772 К-т 66, 65, 64, Д-т 311 К-т 3772, у совместной деятельности Д-т 23, 91, 92, 93 К-т 6852, Д-т 6852 К-т 311).

**Важно, что в п. 20 НП(С)БУ № 12 установлено, что не признается доходами участника компенсация, полученная в погашение обязательств, взятых участником для осуществления совместной деятельности.

Участники совместной деятельности при взносе или продаже совместной деятельности каких-либо активов:

- в составе финансовых результатов отчетного периода отражается только та часть прибыли (убытка), которая приходится на долю других участников совместной деятельности (например, Д-т 3772 К-т 712 3000, Д-т 712 К-т 6415 500, Д-т 943 К-т 201 2000, Д-т 712 К-т 791 1000);

- сумма прибыли (убытка) от вклада или продажи совместной деятельности активов, приходящаяся на долю участника, включается в состав доходов (расходов) будущих периодов с признанием их прибылью (убытком) участника только после продажи совместной деятельностью этого актива другим лицам или в периодах амортизации полученных или приобретенных основных средств (в продолжении примера, Д-т 712 К-т 69 1500)

Уполномоченное лицо подает всем участникам отдельный баланс и соответствующие формы финансовой отчетности совместной деятельности (которая не подается в статитстику), а также другую информацию, необходимую участникам для составления ими финансовой отчетности в сроки, определенные участниками. На основании данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности о результатах собственной хозяйственной деятельности и отдельного баланса и соответствующих форм отдельной финансовой отчетности совместной деятельности, участники составляют финансовую отчетность с учетом своей доли в совместной деятельности (показатель финотчетности совместной деятельности умножается на долю стороны в этой деятельности). При этом, сумма взаимной дебиторской и кредиторской задолженности между совместной деятельностью и ее участниками, а также сумма прибыли от совместной деятельности, которая была распределена и выплачена уполномоченным лицом участникам, подлежат исключению.

Нужно учитывать, что доходы или расходы совместной деятельности в сумме, соответствующей доле участника в совместной деятельности, отражаются участником общей суммой соответственно в составе прочих операционных доходов (субсчет 719) или прочих операционных расходов (субсчет 949).

Более детально об порядке ведения учета и составления отчетности отражено в примерах Методических рекомендаций № 1873.

Особенности налогообложения

НДФЛ, ВС, ЕСВ

По разъяснению ГУ ГНС в Закарпатской области (https://zak.tax.gov.ua/media-ark/news-ark/468369.html) в НКУ не предусмотрен особый порядок налогообложения совместной деятельности на территории Украины без создания юридического лица на основании договора о совместной деятельности, при этом для целей налогообложения НДФЛ (ВС) и предоставления отчетности НКУ не определяет, что участники по договорам о совместной деятельности являются налоговыми агентами. Поэтому, исходя из того, что учет, отчетность и уплата налогов по совместной деятельности возлагается на уполномоченное лицо, то все функции по вопросам налогообложения НДФЛ (ВС) и предоставления соответствующей отчетности выполняет уполномоченное лицо, одно из участников такого договора.

Схожее разъяснение налогового органа есть и относительно ЕСВ (см. ЗІР 210.01 – «Хто є платником ЄВ під час виконання договору про спільну діяльність без утворення ЮО?») - плательщиком ЕСВ при выполнении договоров о совместной деятельности без образования ЮЛ является уполномоченное лицо - один из участников такого договора о совместной деятельности без образования ЮЛ, на которого согласно условиям договора о совместной деятельности без образования ЮЛ возложена обязанность начисления, удержания и внесения налогов и сборов в бюджет.

Таким образом, НДФЛ, ВС и, возможно, ЕСВ по операциям по совместной деятельности будет уплачивать уполномоченное лицо с отдельно открытого расчетного счета для совместной деятельности, и объединенную отчетность по совместной деятельности должно подавать именно оно. О том как правильно формировать объединенную отчетность (отдельный отчет или в общем порядке, кого указывать в качестве плательщика «договор» или уполномоченное лицо) на сегодняшний день контролирующий орган дать ответ не может – вопрос на согласовании. Но, по всей вероятности, отсчитываться необходимо именно уполномоченному лицу в рамках своего «внутреннего» объединенного отчета.

Налог на прибыль

По разъяснению налогового органа (см. ЗІР 102.20.02 – «Який порядок обчислення податку на прибуток та подання звітності за договором про спільну діяльність?») поскольку положения НКУ не содержат особенностей отдельного учета операций по совместной деятельности, участники совместной деятельности без образования юридического лица - плательщики налога на прибыль, в том числе оператор, представляют налоговую декларацию по налогу на прибыль предприятий, в которой прибыль каждого участника, полученный в рамках совместной деятельности, учитывается при определении финансового результата до налогообложения такого участника согласно правилам бухгалтерского учета.

Если участники (все или некоторые) совместной деятельности не будут плательщиками налога на прибыль, то соответственно они не будут подавать соответствующую декларацию , т.к. отдельной отчетности по налогу на прибыль по совместной деятельности, которую формировало бы уполномоченное лицо, с 01.01.2015 не предусмотрено.

В случае выплаты доходов от совместной деятельности нерезиденту, то уполномоченное лицо осуществляет удержание и перечисление в бюджет налога на репатриацию по ставке 15 % (если иная ставка не установлена международным договором), а также информацию о выплаченных нерезиденту доходов, сумм удержанного с них налога и примененную для налогообложения ставку отражает в приложении ПН к строке 23 ПН налоговой декларации по налогу на прибыль (независимо является ли такое уполномоченное лицо плательщиком налога на прибыль или нет). К поданной декларации рекомендуется подать пояснение в произвольной форме.

Единый налог

Налоговый орган констатирует (см. ЗІР 108.01.01 – «Чи має право ЮО – платник ЄП здійснювати діяльність за договором про спільну діяльність?») юридическое лицо - единщик (3 и 4 группы) имеет право заключать договор о совместной деятельности и осуществлять деятельность по такому договору при условии, что осуществляемая деятельность не входит в запрещенную п. 291.5 (для 3 группы) и п. 291.51 (для 4 группы) НКУ. Сказанное для юрлиц, по мнению автора, справедливо и для ФЛП-единщиков 3 группы и частично для 2 группы (если не будет в ходе совместной деятельности предоставления услуг юрлицам).

Относительно определения базы налогообложения, то контролирующий орган в своем разъяснении (см. ЗІР 107.05 – «Чи мають право ФОП – платники ЄП укладати з іншими СГ (ЮО та ФОП) договори про спільну діяльність без створення ЮО?») поясняет, что объект налогообложения определяется исходя из общих правил, определенных в п. 292.1 НКУ, т.е. учитываются поступления в денежной форме, материальной и нематериальной форме. Таким образом все поступления, которые будут от совместной деятельности на счет плательщика налога будут базой обложения (включаться в доход) единого налога.

При этом, если договор от совместной деятельности зарегистрирован в ГНСУ, то доходом единщика-уполномоченного лица будет лишь та часть общего дохода от совместной деятельности, которая соответствует процентному соотношению распределения доходов и расходов между участниками по договору, а если договор не зарегистрирован в ГНСУ, то весь доход, который поступает от совместной деятельности на расчетный счет будет считаться доходом единщика.

Возможно такой фискальный подход может быть применен не только для единщика-уполномоченного лица, но и других единщиков-участников совместной деятельности. Спасением в этом случае может быть только получение индивидуальной налоговой консультации.

Продукция, полученная единщиком 4 группы от совместной деятельности, не может считаться полученной в рамках его сельскохозяйственной деятельности, т.к. продукция выращивается не конкретным сельхозпредприятием, а совместно с кем-то, к тому же может быть ситуация, что не на собственных или арендованных землях, а на землях, находящихся в пользовании совместной деятельности. Поэтому как доход от продажи продукции, так и полученная распределенная прибыль от совместной деятельности будут уменьшать 25 % лимит несельскохозяйственных доходов юрлица-единщика 4 группы

НДС

С точки зрения НКУ (пп. 14.1.139), для целей налогообложения НДС, два или более лица, осуществляющие совместную деятельность без образования юридического лица, считаются отдельным лицом в пределах такой деятельности (соответственно подлежит регистрации как плательщик налога, должен регистрировать налоговые обязательства, имеет право на налоговый кредит, должен подавать отчетность и уплачивать налог).

Здесь же НКУ повторяет нормы ГКУ, что учет результатов совместной деятельности ведется плательщиком налога, уполномоченным на это другими сторонами согласно условиям договора, отдельно от учета хозяйственных результатов такого плательщика налога. И, на последок, НКУ констатирует, что для целей налогообложения НДС хозяйственные отношения между участниками совместной деятельности приравниваются к отношениям на основе отдельных гражданско-правовых договоров (это означает что любые передачи товаров в пределах совместной деятельности будут считаться отдельными операциями поставки).

При формировании взносов в совместную деятельность в неденежном виде, участники договора- плательщики НДС регистрируют налоговые накладные на сумму оценки вносимых активов, но не менее минимальной базы (п. 188.1 НКУ): для самостоятельно изготовленных товаров – исходя из обычных цен, при поставке необоротных активов – исходя из остаточной стоимости ОС на начало месяца, при поставке товаров – не менее цены приобретения.

При заполнении налоговой накладной, стороной которой является «договор совместной деятельности» необходимо учитывать такие нюансы:

ü  в качестве налогоплательщика – указываются надпись в формате «Договор о совместной деятельности от 01.06.2021 № 22 - уполномоченное лицо ООО «РОМАШКА» код ЕГРПОУ 2223332555»;

ü  в строке «Индивидуальный налоговый номер» и «Налоговый номер» - указывается 9-значный ИНН, присвоенный уполномоченному лицу (договору);

ü  в строке код налогового номера – указывается «3» - индивидуальный налоговый номер, присвоенный контролирующим органом налогоплательщикам, которые не включены в ЕГРПОУ.

Все остальные реквизиты налоговой накладной заполняются в общем порядке

Текущие операции совместной деятельности с точки зрения НДС оформляются уполномоченным лицом как обычная деятельность юрлица с формированием налоговых накладных, подачей декларации и т.д.

Операции по возврату участникам взносов или передаче произведенной продукции также являются поставкой с точки зрения НКУ, соответственно у договора совместной деятельности также возникают налоговые обязательства на уровне не меньше чем минбаза (п. 188.1 НКУ).

ВЫВОД:

Договор простого общества хорошо применим между сторонами договора юрлицами-общесистемниками, но сложнореализуем без дополнительных налоговых потерь, если сторонами являются единщики.

Сама по себе конструкция совместной деятельности реализована достаточно сложно и для безошибочного учета его деятельности от бухгалтера требуется высокая квалификация.

Однако договор совместной деятельности является единственной возможностью сотрудничества в ситуации, когда есть предприятие, которое имеет разрешительные документы на деятельность, но по факту не работает, а у другого предприятия есть финансовые возможности и желание работать, но нет таких разрешительных документов.

РЕКОМЕНДАЦИЯ:

В большинстве случаев, сотрудничество субъектов хозяйствования вместо договора совместной деятельности можно реализовать в менее проблемной форме – в виде договора подряда, в том числе с давальческим сырьем.

ЮРИДИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА

1. Может ли собственник недв. имущества сдать его в аренду при наличии в Государственном реестре прав зарегистрированного обременения (ареста) на все недвижимое имущество собственника?

В соответствии со ст. 317 ГК Украины собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Право владения означает возможность физически обладать определенным имуществом.

Пользование вещью означает возможность использовать свойства вещи для своих нужд или потребностей других лиц, получать плоды и доходы, которые приносит вещь.

Распоряжение вещью это возможность владельца самостоятельно решать юридическую и фактическую судьбу имущества путем его отчуждения другим лицам, изменения его состояния или назначения и т.д. Если проще, то это возможность заключения в отношении вещи любых сделок в пределах, определенных законодательством (например, продать, подарить, передать в аренду и т.д.).

Аренда - основанное на договоре срочное платное владение, пользование имуществом.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 2 ЗУ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» ОБРЕМЕНЕНИЕ - это запрет распоряжаться и/или пользоваться недвиж. имуществом, установленная законом, актами уполномоченных на это органов государственной власти или установленное на основании договора.

ЗУ «Об исполнительном производстве» статья 56. Арест и изъятие имущества (средств) должника

1. Арест имущества должника применяется для обеспечения реального исполнения решения.

2. Арест на имущество должника накладывается исполнителем путем вынесения постановления об аресте имущества должника или об описании и аресте имущества должника.

Исполнитель при необходимости может ограничить право пользования имуществом, осуществить опечатывания или изъятия его у должника и передать на хранение другим лицам, о чем он выносит постановление или отмечает ограничения в постановлении об аресте. Вид, объем и срок ограничения устанавливаются исполнителем в каждом конкретном случае с учетом свойств имущества, его значения для владельца или владельца, необходимости использования и других обстоятельств.

Следовательно, наличие в Государственном реестре обременения (ареста) на недвижимое имущество собственника, в том числе наложенного ДВС, исключает возможность передачи такого имущества в пользование другим лицам и, как следствие, государственной регистрации других вещных прав на него.

2. Заказчик не подписывает акты выполненных работ: что сделать, чтобы получить оплату?

В договорах подряда часто прописано, что «Заказчик производит расчеты за выполненные Подрядчиком работы в течение 10 банковских дней с момента подписания акта выполненных работ».

Таким образом, заказчик думает, что «затягивая» подписание акта приемки выполненных работ, он может не платить подрядчику денежные средства за выполненные работы.

Согласно ч. 1 и ч.6 ст.853 ГК Украины, заказчик обязан принять работу, выполненную подрядчиком в соответствии с договором подряда, осмотреть ее и в случае выявления допущенных в работе отступлений от условий договора или других недостатков НЕМЕДЛЕННО ЗАЯВИТЬ о них подрядчику.

В п. 6 письма ВХС Украины от 18.02.2013 года № 01-06 / 374/2013 «О практике разрешения споров, связанных с исполнением договоров подряда» указано, что в соответствии с нормами действующего законодательства подрядчик не должен совершать никаких действий по принуждению заказчика к подписанию акта выполненных работ, а должен лишь констатировать факт отказа от подписания акта.

В свою очередь, обязанность принять выполненные работы, а в случае обнаружения недостатков работ немедленно о них заявить (в том числе путем мотивированного отказа от подписания акта выполненных работ) законом возложена именно на заказчика.

В таком случае, подрядчику целесообразно направить заказчику (с описью вложения, уведомлением о вручении и курьерской доставкой):

- письменное требование о принятии работ, подписании акта приемки выполненных работ и оплаты денежных средств согласно акту приемки выполненных работ в семидневный срок с момента предъявления вышеуказанного требования (в порядке ст. 530 ЦК Украины);

- два экземпляра акта приемки выполненных работ, подписанные подрядчиком.

ВЫВОД: заказчик, который безосновательно отказался от принятия работ, своевременно не заявив об их недостатках (при наличии таковых), не освобождается от обязанности оплатить работы, выполненные по договору подряда. Защитой от таких контрагентов может быть формулировка такого пункта в договоре:

«Заказчик обязан подписать один экземпляр акта приемки выполненных работ или предоставить письменные замечания к нему в течение 5 (пяти) календарных дней с момента отправки Заказчику акта приемки выполненных работ.

В случае непоступления Подрядчику от Заказчика, подписанного Заказчиком и скрепленного печатью (при наличии) Заказчика, одного экземпляра акта приема-выполненных работ или письменных замечаний к нему в течение 5 (пяти) календарных дней с момента отправки Заказчику акта приемки выполненных работ, работы считаются выполненными надлежащим образом в установленный срок и принятыми Заказчиком в объеме и на условиях, указанных в акте приемки выполненных работ.»

 

Материалы семинара

1000 Осталось символов