Инфосправка 915

Инфосправка 915

Информационный центр/

http://infocentr.biz.ua/

Информационная справка № 915 от 27.08.2021г.

Содержание:

  • Новости и разъяснения законодательства – стр. 1 – 2
  • Перенос рабочих дней: оформляем правильно – стр. 3 -5
  • «Хвосты» ФЛП после его закрытия – стр. 6 – 7
  • Отходы хозяйственной деятельности и НДС: разбираемся с внутренней неопределенностью налогового органа – стр. 8 – 9
  • Юридическая страничка – стр. 10

Перенос рабочих дней в 2022 году

КМУ - https://www.kmu.gov.ua/news/uryad-uhvaliv-rozporyadzhennya-pro-perenesennya-robochih-dniv-u-2022-roci

26 августа КМУ приня распоряжение о переносе рабочих дней в 2022 году с целью создания благоприятных условий для рационального использования рабочего времени и празднования праздничных дней.

Руководители предприятий, учреждений и организаций, в которых установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями в субботу и воскресенье, смогут перенести рабочие дни с:

- понедельника 7 марта на субботу 12 марта;

- понедельника 27 июня на субботу 2 июля.

Специальный режим работы банков и их учреждений в эти дни будет определять НБУ.

Дата возникновения дохода единщика при самостоятельном удержании вознаграждения по договору поручения/комиссии

ИНК от  06.08.2021 № 2983/ІПК/99-00-18-04-03-06

Ситуация: Юрлицо-единщик по договору поручения/комиссии самостоятельно удерживает из средств, поступивших ему на счет от третьих лиц свое вознаграждение. Плательщик считал, что датой его дохода в случае, если вознаграждение заказчиком отдельно не оплачивается будет дата формирования акта выполненных работ.

Ответ ГНСУ: Датой получения дохода плательщика единого налога является дата поступления средств плательщику единого налога в денежной (наличной или безналичной) форме, дата подписания плательщиком единого налога акта приема-передачи безвозмездно полученных товаров (работ, услуг) (п. 292.6 НКУ).

Таким образом, суммы вознаграждения предприятия по договорам поручения, комиссии, транспортного экспедирования или по агентским договорам включаются им для целей налогообложения единым налогом в состав дохода и налоговой декларации в квартале, в котором состоялось их поступление на расчетный счет предприятия (от автора – т.е. дата поступления средств от третьих лиц).

Суммы акцизного налога не отражаются ФЛП-общесистемником в новой типовой форме учета доходов и расходов

ЗІР 104.08 – «Чи відображаються ФОП на загальній системі оподаткування суми акцизного податку з реалізованих в роздрібній торгівлі підакцизних товарів в обліку доходів і витрат за Типовою формою, затвердженою наказом Міністерства фінансів України від 13.05.2021 № 261?»

Типовая форма, по которой осуществляется учет доходов и расходов ФЛП и ФО, осуществляющими независимую профессиональную деятельность (далее - типовая форма) и Порядок ведения типовой формы, утверждены приказом Минфина от 13.05.2021 № 261.

Исходя из п. 2 раздела II Порядка № 261 не включаются в доход ФЛП-общесистемника суммы акцизного налога с реализованных субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров.

Типовая форма не предусматривает отражение ФЛП дохода, который не включается в общий налогооблагаемый доход такого физического лица - предпринимателя.

Таким образом, суммы акцизного налога с реализованных подакцизных товаров ФЛП-общесистемником в розничной торговле не включаются в его ни доходов, ни расходов и не отображаются Типовой форме.

Порядок заполнения декларации по единому налогу за прошлые периоды при не подаче за соответствующие периоды приложения 5 по ЕСВ

ЗІР 107.01.07 – «Який тип необхідно зазначити ФОП у податковій декларації платника ЄП ФОП (далі – Декларація) та Додатку 1 до неї, якщо Декларація за минулий звітний період з позначкою «Звітна» подавалась, а звітність по ЄВ подається вперше за такий період (за формою Д5 не подавалась) та чи необхідно в Декларації повторно заповнювати всі показники?»

Неотъемлемой частью Декларации является Приложение 1 «Сведения о суммах начисленного дохода застрахованных лиц и суммах начисленного единого взноса» (далее - Приложение 1), которое подается и заполняется ФЛП-единщиками первой - третьей групп и которые являются плательщиками ЕСВ.

ФЛП-единщик, который подавал налоговую декларацию за истекший отчетный период с отметкой «Отчетная», а отчетность по ЕСВ за себя предоставляет впервые за такой период, то в Декларации и Приложении 1 к ней указывает тип «Уточняющая», заполняя в Декларации повторно все показатели указанные в Декларации, которая уточняется, и разд. VII «Определение обязательств по уплате единого взноса по данным налогового отчетного (налогового) периода» Декларации. При этом показатель строки 14 декларации переносится в строки 15 и 16:

 

Если декларация по налогу на прибыль ошибочно была подана с разницами, то плательщик имеет право подать уточненку без них

ИНК от 16.08.2021 № 3017/ІПК/99-00-21-02-02-06

Ситуация: в 2019 году плательщик применял разницы, т.к. объем операций превышал 20 млн. грн. В 2020 году доход предприятия не превысил 40 млн грн, но плательщик в декларации за 2020 год на автомате применял разницы. Можно ли откорректировать декларацию за 2020 год без применения разниц?

Ответ ГНСУ: налогоплательщик, у которого годовой доход от любой деятельности (за вычетом косвенных налогов), определенный по правилам бухгалтерского учета за последний годовой отчетный период не превышает сорока миллионов гривен и принявший решение о неприменении корректировок финансового результата до налогообложения на все различия (кроме отрицательного значения объекта налогообложения прошлых налоговых (отчетных) лет и корректировок, определенных п.п. 140.4.8 п. 140.4 и п. 140.5.16 п. 140.5 НКУ), но ошибочно отразил налоговые разницы за этот период в Приложении PI к Декларации, может воспользоваться правом о неприменении корректировок финансового результата до налогообложения на все разницы, подав уточняющую декларацию, указав в ней о принятом решении о неприменении корректировок финансового результата до налогообложения и задекларировав показатели Декларации без налоговых разниц

Покупатель имеет право на налоговый кредит, если данные номенклатуры накладной соответствуют данным номенклатуры в налоговой накладной

ИНК от 06.08.2021 № 2984/ІПК/99-00-21-03-02-06

Право на отнесение сумм НДС в налоговый кредит возникает у налогоплательщика - покупателя товаров / услуг на основании налоговой накладной, составленной с соблюдением норм налогового законодательства и зарегистрированной в ЕРНН плательщиком налога - поставщиком товаров / услуг на такого покупателя по факту совершения хозяйственной операции по поставке товаров / услуг на дату возникновения налоговых обязательств, показатели которой соответствуют первичным (бухгалтерской) документам, составленным по следующей хозяйственной операцией.

Таким образом, если информация, указанная в налоговой накладной, соответствует данным бухгалтерского учета, сформированным на основании первичных документов, то сумма НДС, указанная в такой налоговой накладной, может быть включена в налоговый кредит.

При корректировке таможенной стоимости импортного товара корректиовка налогового кредита осуществляется на дату оформления листа корректировки к ГТД

ИНК от 17.08.2021 № 3035/ІПК/99-00-21-03-02-06

Если таможенным органом до или после таможенного оформления обнаружено, что декларантом при импорте заявлены неполные и / или недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе неверно определена таможенная стоимость товаров, тогда принимается письменное решение о ее корректировке.

Порядок внесения изменений в таможенных деклараций на бланке единого административного документа, их отзыва и признание недействительными определены в Положении о таможенных декларациях, утвержденного постановлением КМУ от 21.05.2012 № 450.

Согласно пункту 37 Положения № 450 после завершения таможенного оформления изменения в таможенной декларации могут вноситься, в частности, путем заполнения и оформления таможенным органом листа корректировки по форме согласно приложению 4 к Положению № 450. После оформления листа корректировки его электронный экземпляр заверяется электронной цифровой подписью должностного лица таможенного органа, вносится в локальных баз данных таможенного органа и Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов Украины должностным лицом таможенного органа. Оформленный таможенным органом лист корректировки является неотъемлемой частью соответствующей таможенной декларации на бланке единого административного документа.

Учитывая указанное, в случае, если после таможенного оформления товаров, помещенных под таможенный режим импорта, изменяется величина таможенной стоимости таких товаров (в частности, если таможенным органом принято решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров), корректировки налогового кредита по НДС осуществляется на дату оформления листа корректировки по форме согласно приложению 4 к Положению № 450.


Перенос рабочих дней: оформляем правильно

Распоряжение Кабинета Министров Украины от 30.09.20 г. N1191-р «О переносе рабочих дней в 2021 году».

КЗоТ - Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

Закон об отпусках - Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Письмо Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины от 12.08.2020 г. N 3501-06 / 219

Порядок утвержденный Постановлением Кабинета Министров Украины от 26 сентября 2001 г. № 1266  «Об исчислении средней заработной платы (дохода, денежного обеспечения) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию»

Инструкция о служебных командировках в пределах Украины и за границу № 59 утвержденная Приказом Министерства финансов Украины 13.03.1998г.

ПЕРЕНОС РАБОЧИХ ДНЕЙ

ПО РЕШЕНИЮ РУКОВОДИТЕЛЯ*

Согласно ст. 67 КЗоТ в целях создания благоприятных условий для использования праздничных и нерабочих дней и рационального использования рабочего времени КМУ не позднее чем за три месяца до таких дней может рекомендовать* руководителям предприятий, перенести выходные и рабочие дни в порядке и на условиях, определенных законодательством, для работников, которым установлена 5-тидневная рабочая неделя с 2мя выходными днями.

В 2021 году, например: Распоряжением № 1191 рекомендован перенос раб. дн. с:

 23.08 (понедельник) — на 28.08 (субботу);

15.10 (пятница) — на 23.10(субботу).

В этом случае документальное оформление НУЖНО.

СОГЛАСНО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Ст. 67 КЗПП:«У випадку, коли святковий або неробочий день (стаття 73) збігається з вихідним днем, вихідний день переноситься на наступний після святкового або неробочого».

Документировать перенос

Предупреждать о нем сотрудников

Согласовывать перенос с проф-                       не нужно

союзным органом (представителем

трудового коллектива,

 другим уполномоченным органом)               

Например: по графику пятидневной рабочей недели с выходными в субботу и воскресенье выходной день переносятся, 25 декабря (субботы) — на 27 декабря (понедельник).

*Каждый работодатель самостоятельно принимает решение, переносить ли рабочие дни согласно рекомендациям.

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРЕНОСА РАБОЧИХ ДНЕЙ

Если руководителем принято решение о переносе рабочих дней согласно Рекомендациям КМУ, то вступают в силу изменения существенных условий труда. (ст.32 КЗоТ), в таком случае необходимо:

  • Издать приказ на предприятии о переносе рабочих дней (ч.5 ст.67 КЗоТ)**;
  • Приказ о переносе согласовать с представителем трудового коллектива (профсоюзным органом) (ч.5 ст.67 КЗоТ);
  • С приказом ознакомить сотрудников не позднее, чем за 2 месяца до внесения изменений в существенные условия труда (ч.5 ст.67 КЗоТ).

**С примером приказа о переносе можно ознакомиться в Образце №1.

ТАБЕЛЬ ЗАПОЛНЯЕМ ПРАВИЛЬНО. Поскольку заработная плата начисляется на основании Табеля учета рабочего времени – он должен быть заполнен правильно. Основанием для внесения в табель отметок об отработанном работником времени при переносе рабочих дней будет приказ.

Дни, подлежащие переносу, табелируются как выходные, а дни, на которые они перенесены согласно приказу предприятия, — как рабочие. Поэтому, если предприятие переносит рабочие дни согласно рекомендациям КМУ, 15 октября 2021 года будет считаться выходным, а 23 октября 2021 года — рабочим. ***

! Данное изменение не повлияет на норму продолжительности рабочего времени, ведь дни переносятся в пределах одного месяца (см. образец 2). ***

***С примером заполнения табеля рабочего времени при переносе можно ознакомиться в Образце №2.

 

Если на предприятии принято решение о переносе рабочих дней в пределах 2х месяцев, например, 30.04.21 г (пятница) переносится на раб. день 15.05.21г  (суббота) - перенос рабочих дней в таком случае в целом за год не влияет на продолжительность рабочего времени, фонд оплаты труда и т.д. То есть в этом случае важен «годовой баланс» нормы рабочего времени, который должен быть соблюден. Изменится только график работы, табель учета рабочего времени и нормы рабочего времени за апрель и май 2021 года.

 

При переносе рабочего дня, предшествующего праздничному или нерабочему дню, на выходной (например, 23 августа на 28 августа), продолжительность работы в перенесенный рабочий день (28 августа) должна соответствовать продолжительности предпраздничного рабочего дня, ст. 53 КЗоТ (т. е. 7 часов).(Письмо Минэкономразвития N 3501-06 / 219)

Образец №1

Товариство з обмеженою відповідальністю «ЛАСТІВКА» Код ЄДРПОУ 12345678

Наказ №88

«Про перенесення робочих днів у жовтні 2021 року»

04.08.2021                                                                                                                                                          м. Київ

Із метою створення сприятливих умов для використання святкових і неробочих днів та раціонального використання робочого часу, відповідно до розпорядження Кабінету Міністрів України від 30 вересня 2020 р. № 1191-р,

НАКАЗУЮ:

1. Перенести для працівників, які працюють за п’ятиденним робочим тижнем із двома вихідними днями в суботу й неділю, робочі дні:

•        з п’ятниці 15.10.2021 на суботу 23.10.2021.

2. Працівники, які 15.10.2021 перебуватимуть у відпустці чи будуть відсутніми через тимчасову непрацездатність, працюватимуть за новим графіком у відповідну суботу.

3. Працівників, які в робочі суботи будуть відсутніми на роботі без поважних причин, притягнуть до дисциплінарної відповідальності.

4. Начальнику відділу кадрів Маленькій Г. О. ознайомити всіх працівників із наказом під підпис до 13.08.2021.

5. Контроль за виконанням наказу залишаю за собою.

Директор        Немчев   К. М. Немчев

Начальник відділу кадрів   Маленька             Г. О. Маленька

04.08.2021

ПОГОДЖУЮ

Профспілковий представник   Дурман       /Дурман Т.М./        06.08.2021

Відмітки про ознайомлення працівників із наказом

Образец №2

Заповнення табеля обліку робочого часу в разі перенесення робочих днів у жовтні 2021 р.

(за п’ятиденного робочого тижня з вихідними днями в суботу і неділю)

Дні

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

13

14

15

Х

Відпрацьовано за місяць

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Дуб А.Т.

ДВ

ДВ

ДВ

ДВ

СВ

ДВ

Х

Днів

Годин

ДВ

ДВ

ДВ

ДВ

ДВ

20

159

УМОВНІ ПОЗНАЧЕННЯ: 8Р — РОБОЧІ ДНІ; ДВ — ДНІ ВІДПОЧИНКУ; СВ — СВЯТКОВІ ДНІ; 7Р - дні напередодні святкових (неробочих), в які тривалість роботи скорочується на одну годину згідно ст. 53 КЗпП.

ОТПУСК ВО ВРЕМЯ ПЕРЕНОСА РАБОЧИХ ДНЕЙ

Ситуация №1: Палий В.А. находился в отпуске 14 кал. дней, с 10.08. по 23.08. включительно. По рекомендациям КМУ на предприятии принято решение рабочий день (понедельник) 23.08. перенести на субботу 28.08. Палий В.А. категорически не согласен выходить на работу 28.08, так как 23.08. он находился в отпуске и считает, что на этот день его отпуск должен быть продлен. Согласны ли Вы с мнением Палия В.А.?

Независимо от графика и режима работы предприятия продолжительность отпусков рассчитывается в календарных днях и определяется ЗУ «Об отпусках» КЗоТ.

Согласно ст. 5 ЗУ «Об отпусках», при определении продолжительности ежегодных отпусков и дополнительного отпуска работникам, имеющим детей, праздничные и нерабочие дни, установленные ст. 73 КЗоТ, не учитываются. На остальные виды отпусков (кроме указанных выше) данная норма не распространяется. То есть отпуск без сохранения заработной платы на праздничные дни не увеличивается и исчисляется строго в календарных днях.

 

Решение о переносе рабочих дней изменяет график работы предприятия и норму продолжительности рабочего времени в месяцах, в которых переносятся рабочие дни. Поэтому все действия по предоставлению отпусков, выходу на работу должны осуществляться по измененному в связи с переносом рабочих дней графику работы предприятия (см. письмо Минэкономразвития от 12.08.20 г. № 3501-06/219)..

!!! Речь идет именно о переносе рабочих дней, а не об отработке. Работники не отрабатывают за предоставленный им выходной день. Они работают согласно измененному графику выхода на работу.

Вывод: Т.о. Палий В.А. должен выйти на работу 28 августа (суббота). И для него, как и для остальных работников предприятия, это будет обычный рабочий день, за который начислена зарплата согласно условиям трудового договора. Отсутствие работника в рабочий день 28 августа 2021 без уважительной причины будет расцениваться как прогул (письмо Минсоцполитики от 13.08.2012 г.. № 270/13 / 116-12).

ВРЕМЕННАЯ НЕТРУДОСПОСОБНОСТЬ ПРИ ПЕРЕНОСЕ РАБОЧИХ ДНЕЙ.

 

Ситуация №2: на ООО «Ласточка» принято решение о переносе рабочего дня 15.10. (пятница) на выходной день (субботу) 23.10. Данное решение задокументировано надлежащим образом. Петренко И.И. болел с 01.10.21 по 22.10.21 г. Последний день нетрудоспособности согласно больничному листу – 22.10.21г. Нужно ли Петренко И.И. выходить на работу в субботу 23.10.21г?

Если работник заболел, а на этот период приходятся дни, подлежащие переносу, то в соответствии с п. 2 № 1266, оплачивают все календарные дни нетрудоспособности.

Т.е. независимо от того, были ли в периоде нетрудоспособности праздничные, выходные или нерабочие дни, их все оплачивают одинаково.

Основанием для оплаты времени болезни будет листок нетрудоспособности, который работник должен представить в бухгалтерию предприятия.

Также следует учесть, что в случае временной нетрудоспособности работника в дни, перенесенные приказом предприятия, выйти на работу работник должен согласно новому графику работы предприятия (при условии, что его листок нетрудопособности будет закрыт).

Вывод: поскольку, последний день нетрудоспособности Петренко И.И. пришелся на 22 октября, он должен приступить к работе 23 октября (в субботу), т.к. в связи с переносом этот день является рабочим.

ПЕРЕНОС РАБОЧИХ ДНЕЙ И КОМАНДИРОВКА

 

Ситуация 3: на ООО «Ласточка» принято решение о переносе рабочего дня 15.10. (пятница) на выходной день (субботу) 23.10. Данное решение задокументировано надлежащим образом. В связи с необходимостью проведения договорной работы юрист Мороз И.И. направляется в командировку в ООО «РОСТОК» 15.10.2021г., возвращается из командировки 16.10.2021г. (В ООО «РОСТОК» 15.10.2021 является рабочим днем, принято решение не следовать рекомендациям КМУ). Каковы последствия данной командировки?

Согласно Инструкции №59: «8. На працівника, який перебуває у відрядженні, поширюється режим робочого часу того підприємства, до якого він відряджений. Замість днів відпочинку, не використаних за час відрядження, інші дні відпочинку після повернення з відрядження не надаються.

9. Якщо працівник спеціально відряджений для роботи у вихідні або святкові й неробочі дні, то компенсація за роботу в ці дні виплачується відповідно до чинного законодавства.

10. Якщо працівник відбуває у відрядження у вихідний день, то йому після повернення з відрядження в установленому порядку надається інший день відпочинку.

11. Якщо наказом про відрядження передбачено повернення працівника з відрядження у вихідний день, то працівникові може надаватися інший день відпочинку відповідно до законодавства у сфері регулювання трудових відносин.»

Вывод: Т.е. если работник специально командирован для работы в выходной или нерабочий день, его работу оплачивают в денежной форме в 2-ом размере или предоставляют другой день отдыха (ст. 72, ст.107 КЗоТ, пп. 8, 9 ,10,11,12 Инструкции № 59). Мороз И.И. получит командировочные за 15.10.21 в двойном размере, а за 16.10.21 (день возвращения из командировки) ему будет предоставлен другой день отдыха. (Более детально «командировочные нюансы» рекомендуем прописать в Приказе или Положении предприятия)

 

В ВРУ 15.01.2021г. зарегистрирован законопроект №4597 "О внесении изменений в статью 67 Кодекса законов о труде Украины относительно согласования отечественного законодательства с законодательством стран-членов ЕС в вопросе переноса рабочих дней», который на данный момент ожидает рассмотрения.

     

На заметку. По мнению нардепов, чрезмерное количество переносов рабочих дней негативно влияет на производительность труда, формирует негативную репутацию бизнеспотенциала Украины в мире. Анализ опыта стран мира в вопросе переноса рабочих дней доказывает, что в Беларуси, Словакии, Франции, Дании, США и др. странах такой практики нет. Но мнения здесь разошлись, так, по данным аналитиков (на начало 2015 года) в Нидерландах на практике вся страна идет на рождественские каникулы в последнюю неделю года, и это учитывается в графике работы государственных учреждений. В Испании в случае, когда между праздничным днем и выходным появляется один рабочий день (он получил название puente - мостик), его переносят на следующую неделю, и, как правило, предоставляют работникам отгул. В Трудовом кодексе Литвы (ст. 161) указывается о возможности сочетания дней отдыха с праздничными и нерабочими днями.

 

 

«Хвосты» ФЛП после его закрытия

«Сколько веревочки не виться, а конец все-равно будет» – рано или поздно любой ФЛП сталкивается с вопросом закрытия. В отличии от юрлица, правосубъектность ФЛП имеет особенность, суть которой состоит в том, что лишившись статуса предпринимателя все обязательства, заключенные в качестве ФЛП не прекращаются, а остаются действительными непосредственно за физлицом, причем такое физлицо отвечает по таким обязательствам всем своим имуществом. Такой тезис подтвержден Постановлением Большой Палаты Верховного Суда от 05.06.2018 по делу № 338/180/17.

Соответственно после закрытия ФЛП могут возникнуть вопросы:

- при осуществлении расчетов по обязательствам (дебетовым или кредитовым) после даты прекращения деятельности;

- товарных остатков после прекращения предпринимательской деятельности;

- ответственности по налоговым правоотношениям и возможности корректировки обязательств.

Погашение кредитовых обязательств ФЛП

Если происходит погашение кредитовых обязательств за приобретенный ранее товар или возврат ранее полученного аванса за товар, то здесь особых проблем не возникнет ни у физлица, ни у его контрагента, кроме случаев, если две стороны обязательства были плательщиком НДС.

Если физлицо будет возвращать ранее полученный аванс плательщику НДС, то выписывать РК не кому (регистрация ФЛП-поставщика плательщиком НДС аннулирована), но одновременно и права на пользование налоговым кредитом у покупателя- плательщика НДС тоже нет, т.к. поставка товара не состоялась. В таком случае ГНСУ говорит (см. ЗІР 101.15 – «Яким чином покупець повинен відобразити коригування податкового кредиту у зв’язку з поверненням продавцем авансу або продавцю неоплачених товарів якщо на дату повернення реєстрація платника ПДВ такого продавця анульована?»), что покупатель должен осуществить уменьшение налогового кредита по результатам налогового периода, в течение которого был проведен такой перерасчет и отразить сумму уменьшения в налоговой декларации по НДС. Такая корректировка отражается в строке 14 разд. II налоговой декларации по НДС с обязательным представлением Приложения 1 к декларации на основании бухгалтерской справки.

Еще одним нехорошим последствием может стать не возврат ФЛП-единщиком полученной возвратно-финансовой помощи (беспроцентного займа) в течение 12 месяцев после даты ее получения. По мнению ГНСУ (см. ЗІР 107.01.03 – «Чи включається до складу доходу ФОП – платника ЄП (першої – третьої груп) сума неповерненої отриманої поворотної фінансової допомоги, якщо нею прийнято рішення про припинення підприємницької діяльності до спливу 12 календарних місяців?»), в случае принятия ФЛП решения о прекращении предпринимательской деятельности и если ею не возвращена полученная возвратная финансовая помощь до истечения 12 календарных месяцев, физическое лицо включает такую помощь в общий годовой налогооблагаемый доход и подает годовую налоговую декларацию об имущественном состоянии и доходах как физическое лицо (гражданин), в соответствии с требованиями разд. IV «Налог на доходы физических лиц» НКУ!!! По мнению автора, такая позиция контролирующего органа является слишком фискальной и не основывается на логике, т.к. даже для ФЛП-общесистемника (см. ЗІР 104.04– «Чи є об’єктом оподаткування сума поворотної фінансової допомоги (позики) отримана ФОП на загальній системі оподаткування?») или для простого физлица (см. ЗІР 103.02– «Чи підлягає оподаткуванню ПДФО поворотна фінансова допомога, яка отримана ФО?») возвратно-финансовая помощь НЕ является объектом налогообложения НДФЛ.

Погашение дебетовых обязательств ФЛП

Погашение должниками обязательств по выданному ФЛП займу не будет считаться доходом физлица в связи с общими понятиями займа, выложенные в гл. 71 ГКУ (деньги передаются временно, есть обязанность возврата средств), а также согласно пп. 165.1.31 НКУ.

Другая ситуация будет, если физлицо от должника получит оплату за ранее поставленный товар в статусе ФЛП. В виду того, что операция по поставке товара будучи ФЛП налогами не обложилась, то полученные денежные средства будут считаться доходом такого физлица. И все бы было ничего, если бы должником был бы покупатель-физлицо. В таком случае, по общим правилам, установленным ст. 179 НКУ, физлицо, бывший в статусе ФЛП, должен самостоятельно до 01 мая подать декларацию об имущественном состоянии и заплатить НДФЛ и ВС до 01 августа.

Однако, если должником за товар будет субъект хозяйствования, то в таком случае невинное погашение задолженности за товар может обернуться дополнительными проблемами:

- субъект хозяйствования, будучи согласно п. 14.1.180 НКУ налоговым агентом, обязан согласно п. 176.2 НКУ удержать из суммы долга НДФЛ, ВС и не позже момента возврата средств оплатить удержанные налоги в бюджет;

- отразить выплаченные средства в приложении 4 ДФ к объединенному Расчету с признаком дохода «127» (согласно п. 119.1 НКУ штраф за не отражение информации в отчете -  1020 грн)

Перед тем, как погашать в наличными долг ФЛП, с которым длительное время не работали, необходимо удостовериться, что такое лицо еще имеет статус субъекта хозяйствования.

Товарные остатки после прекращения предпринимательской деятельности

С оставшимися товарами после прекращения деятельности можно:

- возвратить товар субъекту хозяйствования, который его продал – последствия этой операции будут только у поставщика- плательшика НДС, при условии, что ФЛП также был плательщиком НДС. В таком случае, по мнению ГНСУ (см. ЗІР 103.02– «Чи підлягає оподаткуванню ПДФО поворотна фінансова допомога, яка отримана ФО?»), у поставщика отсутствует право на корректировку налоговых обязательств, т.к. покупатель не может подать на регистрацию РК на «минус».

Данная позиция является не совсем справедливой, однако таковой является прямая норма пп. 192.1.1 НКУ: «Поставщик имеет право уменьшить сумму налоговых обязательств только после регистрации в ЕРНН расчета корректировки». Смелые плательщики могут попробывать зарегистрировать РК на «минус» на неплательщика, однако при проверке такой факт может быть выявлен и свою правоту придется отстаивать в суде с туманными перспективами.

Необходимо учитывать, что возвратить алкогольные и табачные изделия желательно до момента исключения плательщика с Единого реестра мест хранения алкогольных и табачных изделий

- продать товар. При продаже товара необходимо также учитывать свои подводные камни:

* систематическая продажа (2 и более раз в год) можно считать предпринимательской деятельностью, соответственно ведение предпринимательской деятельности без осуществления ее регистрации по ст. 164 КоАП может привести к штрафу от 17000 до 85000 грн с конфискацией или без такой таких товаров;

* отчуждение алкогольных напитков и табачных изделий возможно только при наличии соответствующей лицензии, после аннулирования лицензии соответствующие подакцизные товары возможно использовать только для собственных нужд (см. ЗІР 113.03– «Чи може СГ, у якого закінчився термін дії ліцензії на роздрібну (оптову) торгівлю алкогольними напоями чи тютюновими виробами, залишки алкогольних напоїв чи тютюнових виробів безоплатно передати, подарувати чи використати для власного споживання?»);

* при продаже товара субъекту хозяйствования и физлица возникает налогооблагаемый НДФЛ и ВС доход от общей суммы проданного товара, а не разницы между покупкой и продажей. Субъект хозяйствования будет выступать налоговым агентом этих операций с удержанием НДФЛ, ВС и отражения этих операций в приложении 4 ДФ с признаком дохода «127».

- использовать товары для личных целей

Ответственность по налоговым правоотношениям и возможности корректировки обязательств

После посещения госрегистратора и подачи бланка на прекращение деятельности информация о таком прекращении попадает в контролирующий орган (как правило день в день). Исходя из п 6 п. 11.18 разд. XI Порядка учета плательщиков налогов и сборов от 09.12.2011 № 1588 датой получения информации о закрытии ФЛП в налоговом органе такого ФЛП, с одной стороны, снимают с учета как ФЛП (данные о снятии с учета заносятся в журнал по форме № 6-ОПП), с другой стороны, физическое лицо продолжает учитываться в контролирующих органах как физическое лицо - налогоплательщик, которое получало доходы от осуществления предпринимательской деятельности.

При этом такое физическое лицо должно обеспечить окончательные расчеты по налогам от осуществления предпринимательской деятельности, в установленные сроки подать соответствующему контролирующему органу декларацию за последний базовый налоговый (отчетный) период, в котором отражаются исключительно доходы от проведения предпринимательской деятельности.

Кроме того, физлицо отвечает за совершенные ошибки при расчете налогов и сборов, однако необходимо учитывать такой момент, что исходя из судебной практики Верховного суда (см. Постановление ВС/КАС от 11.12.2018 № 813/2113/16), бывшему ФЛП можно только доначислить налоговые обязательства (в случае их занижения), но без штрафных санкций:

«Доводы налогового органа о том, что физическое лицо должно обеспечить окончательные расчеты по налогам от осуществления предпринимательской деятельности, в установленные сроки подать соответствующему контролирующему органу годовую налоговую декларацию за отчетный год, в котором проведена государственная регистрация прекращения предпринимательской деятельности физического лица - предпринимателя Суд считает неприемлемым учитывая, что в указанной норме речь идет исключительно о налоговых обязательствах, тогда как к истцу применимы финансовые санкции в виде штрафа, который не является налогом в понимании национального законодательства».

Важно также учитывать, что согласно разъяснениям ГНСУ (см. ЗІР 129.02– «Чи має право ФО, щодо якої до ЄДР внесено запис про державну реєстрацію припинення підприємницької діяльності ФОП, або ФО, яка здійснювала незалежну професійну діяльність, після подання заяви за формою № 8-ОПП, у разі самостійного виявлення помилок уточнити показники у раніше поданій звітності?»), до момента снятия с учета физлица как плательщика, который получал доходы от предпринимательской деятельности (до окончания проверки налоговым органом) можно проводить корректировки ранее поданной отчетности в связи с самостоятельным выявлением ошибок.

Однако такая практика не распространяется на НДС, т.к., по мнению ГНСУ (см. ЗІР 101.03– Чи має право підприємство у разі анулювання реєстрації платника ПДВ подати уточнюючий розрахунок за період у якому він був платником ПДВ?), возможность уточнения отчетности по НДС связана с регистрацией лица плательщиком НДС в соответствующем реестре. Соответственно при аннулировании регистрации НДС, откорректировать ранее поданную отчетность не получится.

Отходы хозяйственной деятельности и НДС: разбираемся с внутренней неопределенностью налогового органа

Фактическое образование отходов производства не новость в производственных реалиях. Бухгалтеры, желающие обеспечить учетную чистоту, показывают фактическое образование таких отходов, но в итоге могут столкнуться с неоднозначной позицией налогового органа относительно необходимости начисления налоговых обязательств при операциях с такими отходами.

Примерами образования отходов хозяйственной деятельности могут быть:

- металлолом, который образуется вследствие обработки металлических заготовок или при замене запчастей на объектах основных средств или их ликвидации;

- макулатура, стекло и отходы пластика;

- мертвые отходы при процедуре очистки зерна из-под комбайна.

С одной стороны, в ситуации с металлолом и макулатурой все предельно просто – согласно п. 23 подраздела 2 раздела XX НКУ «временно до 1 января 2022 от обложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по поставке, в том числе операции по импорту отходов и лома черных и цветных металлов, а также бумаги и картона для утилизации (макулатуры и отходов) товарной позиции 4707 согласно УКТ ВЭД». Перечень отходов и лома черных и цветных металлов, операции по поставке которых, в частности операции по импорту, временно, до 1 января 2022 года, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержден Постановлением КМУ от 12.01.2011 № 15 Т.е. при поставке таких товаров не нужно начислять НДС обязательства, а нужно составлять отдельные налоговые накладные с отметкой «Без НДС» с указанием в графе 8 кода ставки 903, а в графе 9 кода льготы 14060465.

Естественно, что при закупке металлического или бумажного сырья покупатель (производитель) имеет право на НК, при этом получается, что часть товара в виде сформированного отхода металлолома или макулатуры начинает применяться в льготных операциях, соответственно возникает логичный вопрос в начислении компенсирующих налоговых обязательств.

Начисление компенсирующих налоговых обязательств регламентируются ст. 199 НКУ. Причем сразу скажем, что на поставку металлолома по п. 199.6 НКУ начисление компенсирующих налоговых обязательств не распространяется. А вот относительно макулатуры такой нормы нет, соответственно есть основания для начисления компенсирующих исходя из базы налогообложения по п. 189.1 НКУ (стоимость приобретения товаров) и процентного соотношения части использования товаров в необлагаемых операциях. По таким операциям необходимо составлять сводную налоговую накладную в месяце оприходования такой макулатуры на склад (209 счет). Причем начислять распределяющие обязательства по ст. 199.1 НКУ, по мнению ГНСУ, необходимо даже в случае приобретения упаковка, которая в последствии сдается в макулатуру, изначально «сидела» в составе купленного товара, вся стоимость которого была перенесена в себестоимость готовой продукции (см. ИНК от 30.07.2020 № 3148/ІПК/99-00-05-06-02-06).

И никаких дополнительных налоговых обязательств начислять не нужно, в том числе при оприходовании металлолома*.

* ИНК от 11.06.2021 № 2378/ІПК/99-00-21-03-02-06: «ГНС сообщает, что в случае осуществления предприятием операций по поставке отходов и лома черных и цветных металлов, включенных в соответствующие перечень, утвержденный Постановлением № 15, образовавшихся в частности, в результате плавления сырья, материалов, заготовок на производстве, обязанности по начисления налоговых обязательств по НДС по правилам, установленным пунктом 198.5 статьи 198 и пунктом 199.1 статьи 199 раздела V НКУ, не возникает».

С другой стороны, желание выполнить план доначислений налоговых обязательств плательщику заставляет при проверке сотрудников ГНС нарушать позицию ГНСУ и нормы НКУ доначисляя плательщику налоговые обязательства по пп. «б» п. 198.5 НКУ: «налогоплательщик обязан начислить налоговые обязательства исходя из базы, определенной в соответствии с пунктом 189.1 НКУ, и составить не позднее последнего дня отчетного (налогового) периода и зарегистрировать в ЕРНН в сроки, установленные НКУ, сводную налоговую накладную в случае если товары / услуги, необоротные активы начинают использоваться в операциях, освобожденных от налогообложения в соответствии со статьей 197, подраздела 2 раздела XX этого Кодекса, международных договоров (соглашений)». Причем проверяющие читают такую норму буквально, не взирая на нормы ст. 199 НКУ, доначисляя по этому пункту налоговые обязательства, как при оприходовании металлолома, так и при оприходовании макулатуры!!!

Судебная инстанция смотрит на такую позицию проверяющих отрицательно, как в случае оприходования металлолома (см. Постановление ВС/КАС от 07.07.2021 по делу № 540/726/19), так и в случае с оприходованием макулатуры (см. Постановление ВС/КАС от 18.12.2020 по делу № 460/1798/19). В обоих случаях доводы судебной инстанции строились на том, что:

- пп. «б» п. 198.5 НКУ действует в случае, если изначально приобретенный товар целиком был использован в льготных операциях;

- если в льготных операциях начинает использоваться только часть приобретенного товара, тогда применяются нормы ст. 199 НКУ.

Что касается операций со стеклобоем и отходами пластмассы, то здесь для предприятия многое зависит от того, каким видом отхода будет признавать их предприятие.

По возможности дальнейшего использования отходы можно классифицировать:

возвратные отходы - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов и других видов материальных ценностей, образовавшихся в процессе производства продукции (работ, услуг), утратившие полностью или частично потребительские свойства исходного материала (химические и физические) и поэтому используются с повышенными затратами (понижением выхода продукции) или вовсе не используемые по прямому назначению;

безвозвратные отходы - отходы, которые не могут быть использованы или реализованы.

Оприходование на балансе предприятия металлолома означает признать его активом. А для этого нужно (п. 2.1 Методрекомендаций по бухгалтерскому учету запасов от 10.01.2007 № 2), чтобы выполнялись одновременно все условия:

-предприятию перешли риски и выгоды, связанные с правом собственности на запасы;

- предприятие осуществляет управление и контроль за запасами;

- существует вероятность того, что предприятие получит в будущем экономические выгоды, связанные с их использованием (в виде повторного использования в производстве или получение за них денежных средств;

- стоимость запасов может быть достоверно определена (по чистой стоимости реализации или по оценке возможного использования в хоздеятельности)

Если предприятие не видит никакой возможности получить пользу от использования таких отходов (в том числе на основании, что, например, стеклобой и некоторый вид пластика являются вторичным сырьем, но затраты на его учет, доставку до места приемки могут несоизмеримы с доходами, полученными от них) соответственно оприходование на баланс таких видов отходов производиться не будет. Соответственно, если нет оприходования (списания) товара, соответственно не возможно говорить о возникновении налогового обязательства исходя из того, что сданный в утилизацию отход не может считаться использованным вне хозяйственной деятельности (основание для доначисления обязательства по пп. «г» п. 198.5 НКУ), всю свою стоимость он передал в готовую продукцию, на которую в последствии будет начислено налоговое обязательство, компенсирующее полученный налоговый кредит от отходов. Это подтверждается схожим вопросом в ИНК от 16.01.2021 № 194/ІПК/99-00-21-03-02-06:

«Если стоимость указанных товаров включается в состав расходов и, соответственно, к стоимости товаров / услуг, операции по поставке которых объектом налогообложения и связанные с получением доходов, такие товары / услуги признаются предназначенные для использования / использованы в хозяйственной деятельности, и дополнительного начисления налоговых обязательств по правилам, установленным подпунктом «г» пунктом 198.5 статьи 198 раздела V НКУ, не осуществляется».

Что касается «мертвых отходов» при сборе урожая сельскохозяйственных культур, они не могут считаться как таковыми отходами с точки зрения действующего законодательства (т.к. государственный классификатор ДК 005-96 не содержит в перечне отходов так называемые «мертвые отходы» зерна), а также они не входят в понятие «сельскохозяйственная продукция» (согласно п. 2.6 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету биологических активов, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 29.12.2006г. № 131), а также на их количество уменьшается общее количество сельскохозяйственной продукции при ее оприходовании на баланс. Также сложно «мертвые отходы» назвать вообще каким-то активом, исходя из сложности достоверно определить балансовую стоимость таких «мертвых отходов».

Соответственно исходя из того, что «мертвые отходы» не отражаются на балансе и вся реальная стоимость выращивания продукции включена в себестоимость готовой продукции, которая в будущем будет компенсировано налоговыми обязательствами при реализации сельхозтоварами, то по вышеописанной в ИНК практике говорить о начислении налоговых обязательств по подпункту «г» пункта 198.5 НКУ говорить сложно.

Однако, последней практикой для минования доначисления проверяющими налоговых обязательств при списании мертвых отходов, является изначальное отражение на балансе предприятия зачетного веса зерна без учета мертвых отходов, ссылаясь на не засоренность и не полеглость посевов, наличие нового комбайна, в котором настроена процедуры очистки зерна таким образом, что в бункер попадает только целое или дробленое зерно со сторонними примесями, находящимися в пределах классификации по определенному классу. Доказать обратное проверяющим, при отсутствии разниц в количестве полученной продукции в первичных документах при доставке с поля и при приемке на склад.

ЮРИДИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА

НОВЫЕ ШТРАФЫ ЗА ПЕРЕГРУЗ ТС И ОШИБКИ В ТТН

29.06.2021 был принят ЗУ «О внесении изменений в КУоАП относительно отдельных вопросов осуществления габаритно-весового контроля» № 1582. Закон вступает в силу 01.10.2021г.

1. Законом внесены изменения в КУоАП, которыми законодательно закреплена возможность фиксации нарушений в сфере безопасности на автомобильном транспорте с помощью средств фото- и киносъемки, видеозаписи, В ТОМ ЧИСЛЕ в автоматическом режиме (с помощью комплекса технических средств автоматического определения весовых, габаритных и других параметров ТС с функциями фотосъемки и / или видеозаписи, которые функционируют в соответствии с законодательством о защите информации в информационно-телекоммуникационных системах).

2. Законом повышена ответственность автомобильных перевозчиков за превышение установленных законодательством габаритно-весовых норм.

Часть 2 ст. 122-2 КУоАП ТЕПЕРЬ устанавливает ответственность за невыполнение требований уполномоченных должностных лиц Укртрансбезопасности об остановке транспортного средства3000 НМДГ (51000 грн.). Ранее для водителя был штраф в размере 200 НМДГ (3400 грн) или лишение права управления ТС на срок от 3 до 6 месяцев.

Новая редакция ч. 2 ст. 132-1 КУоАП теперь предусматривает, что за нарушение превышения весовых или габаритных ограничений при проезде дорогами, улицами налагается штраф в размере:

- 500 НМДГ (8500 грн.) за превышение установленных габаритно-весовых норм от 5% до 10%;

- 1000 НМДГ (17000 грн.) за превышение установленных габаритно-весовых норм от 10% до 20%;

- 2000 НМДГ (34000 грн.) за превышение установленных габаритно-весовых норм от 20% до 30 %;

- 3000 НМДГ (51000 грн.) за превышение установленных габаритно-весовых норм более чем на 30%.

Кроме того, ст. 132-1 КУоАП БЫЛА ДОПОЛНЕНА новой частью третьей, которая предусматривает ответственность за уклонение или отказ от прохождения габаритно-весового контроля в виде штрафа в размере 3000 НМДГ (51000 грн.).

Согласно новой редакции ст. 14-3 КУоАП за все указанные правонарушения (ч. 2 ст. 122-2, ч. 2 и 3 ст. 132-1) ответственность несет не водитель, а физическое лицо или руководитель юридического лица, НА КОТОРОЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАНО ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО, а в случае если в Единый государственный реестр транспортных средств внесены сведения о надлежащем пользователе соответствующего ТС – ответственность несет надлежащий пользователь транспортного средства.

3. Кроме того, новой ст. 132-2 КУоАП вводится ответственность для грузоотправителя за нарушения допущенные им при заполнении ТТН или других предусмотренных законодательством документов на груз (внесение недостоверных данных о массе и габаритах груза, которые не соответствуют фактическим данным) вводится штраф в размере 3000 НМДГ (51000 грн.).

Вопрос о привлечении к ответственности за данные нарушения будет рассматривать должностные лица Укртрансбезопасности.

4. Также, новой ст. 188-57 КУоАП предусмотрена отдельная ответвенность за невыполнение законных требований должностных лиц Укртрансбезопасности относительно проверки соблюдения требований законодательства об автомобильном транспорте, устранения нарушений законодательства по безопасности на автомобильном транспорте или создание препятствий для выполнения возложенных на них обязанностей, задач – штраф в размере 50 НМДГ (850 грн.) до 150 НМДГ (2550 грн.)

Вопрос о привлечении к ответственности за нарушение по ст. 188-57 КУоАП будет рассматривать суд.

5. Закон предусматривает «особенности» рассмотрения данной категории дел.

Так, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об админправонарушении выносится без участия лица, в случае выявления админправонарушения в сферах обеспечения безопасности на автомобильном транспорте, зафиксированные с помощью средств фото- и киносъемки, видеозаписи, в т.ч. в автоматическом режиме, админ.правонарушения, предусмотренного ст. 132-2 настоящего Кодекса, и/или нарушение правил остановки ТС. Копия постановления и материалов, зафиксированных с помощью средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, привлекаемому к административной ответственности, в течение 15 дней со дня вынесения такого постановления.

6. При наложении взыскания за правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения не учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность (ч. 2 ст. 33 КУоАП)

ТАКЖЕ ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ, что с 01.10.2021 г. ещё будет действовать ЗУ № 1534 от 03.06.2021г., которым также повышены штрафы ДЛЯ ПЕРЕВОЗЧИКОВ за превышение установленных габаритно-весовых норм без соответствующего разрешения (ст. 60 ЗУ «Об автомобильном транспорте"):

  • превышение норм на 5-10% - штраф в размере 500 НМДГ (8500 грн.)
  • на 10-20% - штраф в размере 1000 НМДГ (17000 грн.)
  • на 20-30% - штраф в размере 2000 НМДГ (34000 грн.)
  • более чем на 30% - штраф в размере 3000 НМДГ (51000 грн.).

Кроме указанных штрафов с перевозчика взимается плата за проезд тяжеловесного и/или крупногабаритного транспортного средства, которая измеряется в евро по формулам приведенным в Ставках платы за проезд по автомобильным дорогам общего пользования транспортных средств весовые и/или габаритные параметры которых превышают нормативные (пост. КМУ от 27.06.2007 № 879).

Материалы семинара

1000 Осталось символов