Инфосправка 916

Инфосправка  916

Информационный центр/

http://infocentr.biz.ua/

Информационная справка № 916 от 03.09.2021г.

Содержание:

  • Новости и разъяснения законодательства – стр. 1 – 2
  • Продажа продукции по цене ниже себестоимости и НДС – стр. 3 - 6
  • Порядок подачи декларации по налоговой амнистии – стр. 7 – 13
  • Юридическая страничка – стр. 14

ПОЛНОЕ ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ БОЛЬНИЧНЫХ ПЕРЕНЕСЛИ НА 01.10.2021

Приказ МОЗ «Об утверждении Изменений в некоторые нормативно-правовые акты Министерства здравоохранения Украины» от 28.08.2021 № 1836

Исходя из того, что на сегодня не все больничные учреждения освоили работу электронными медицинскими заключениями (особенно в селах), а те которые освоили сталкиваются с проблемами в нестандартных случаях, МОЗ принято решение о продление переходного периода, в течение которого могут быть использованы больничные листы в бумажном и электронном виде до 01.10.2021.

КАК РАСПОЗНАТЬ ПРОДЛЕНИЕ Е-БОЛЬНИЧНОГО

ФССУ - http://www.fssu.gov.ua/fse/control/main/uk/publish/article/977122

В бумажных листках нетрудоспособности на бланке имеется отметка «первичный» или «продолжение», однако в е-больничных такая отметка отсутствует. На основании данных медицинских заключений, составляющих один случай временной нетрудоспособности, в порядке очередности формируются электронной больничные, каждый следующий из которых создается как продолжение первого и вместе составляют один страховой случай. Т.е. уникальный номер случае нетрудоспособности для всех электронных больничных, сформированных в пределах одного случая, будет совпадать, при этом номера самых е больничных будут отличаться, даже если все они выданы как продолжение.

Чтобы и работник, и работодатель могли увидеть связь е-больничных, ПФУ обновил интерфейсы личных кабинетов на вебпортал электронных услуг - теперь там добавлена информация о номере случае временной нетрудоспособности, который ранее был недоступен для просмотра страхователями и застрахованными лицами.

Теперь чтобы выяснить, является е-больничный первичным или продолжением, достаточно обратить внимание на уникальный номер страхового случая. Если у работника несколько электронных больничных, созданных как продолжение, все они будут иметь одинаковый уникальный номер - «номер случая нетрудоспособности».

Кроме того, в интерфейсе появилась информация о наличии признаков алкогольного / наркотического опьянения пациента, нарушения им режима лечения, а также о причинах нетрудоспособности, в частности, установленной ФССУ (например, по связи болезни или травмы с производством)!!!

ПЕРЕВОД НЕОБХОДИМО ПРАВИЛЬНО ОТРАЖАТЬ В ПРИЛОЖЕНИИ 5 ЕСВ ДЛЯ ВОЗМОЖНОСТИ В ПОСЛЕДУЮЩЕМ СОТРУДНИКУ ПОЛУЧИТЬ Е-БОЛЬНИЧНЫЙ

ПФУ - https://www.pfu.gov.ua/lg/350748-unyknennya-pomylok-pry-vedenni-elektronnogo-reyestru-lystkiv-nepratsezdatnosti/

При переводе работников на другие должности в Приложении 5 к Объединенному расчету ЕСВ и НДФЛ нужно указывать только дату начала работы в новой должности с проставлением признаки «1» в графе «Переведен, назначен на другую должность или работу, перемещены в другое подразделение». Указание даты прекращения в прежней должности и основания об увольнении приведет к ошибке «Отсутствует страхователь».

Например. Нестеренко Ивана Ивановича перевели с должности мастера по производству на должность главного инженера с 15.03.2021.

 

КАК ЕДИНЩИКУ 2 ГРУППЫ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ ВНУТРЕННЕГО СОВМЕСТИТЕЛЯ – КАК ОДНО ЛИЦО ИЛИ ДВА?

ИНК от 15.06.2021 № 2429/ІПК/99-00-04-03-03-06

Работа по внутреннему совместительству означает, что с человеком по факту заключен отдельный трудовой договор с выполнением работ в свободное от основной работы время.

Однако, учитывая, что пп. 2 п. 291.4 НКУ установлено ограничение по количеству лиц, состоящих в трудовых отношениях с ФЛП-единщиком 2 группы, а не количества заключенных трудовых договоров с одним физическим лицом (наемным работником), то в случае заключения с одним из наемных работников двух трудовых договоров (соглашений) как с основным работником и как с внутренним совместителем, ФЛП считает такого наемного работника как одного человека, независимо от количества заключенных с ним трудовых договоров (соглашений).

ПРОДАЖА НАБОРОВ ТОВАРОВ ОТРАЖАЮТСЯ В НН ОДНОЙ СТРОКОЙ

ИНК от 10.06.2021 № 2368/ІПК/99-00-21-03-02-06

Номенклатура товаров продавца должна соответствовать формулировке в первичных документах, которыми сопровождается поставки таких товаров.

Операция по поставке набора товаров, который содержит несколько видов одной товарной позиции, и один (или несколько) видов иной товарной позиции, в налоговой накладной отображается одной строкой.

Графы 6 и 7 налоговой накладной по количеству и цены поставки единицы товара заполняются в установленном порядке (цена единицы набора (комплекта) товаров и количество таких наборов (комплектов)).

По вопросу правильности определения кода товарной классификации в соответствии с УКТ ВЭД для товаров, поставляемых в наборе / комплекте при оформлении документов (в том числе налоговых накладных) ДПС рекомендует обращаться в Торгово-промышленную палату Украины (их региональные отделения) или научно-исследовательский институт судебных экспертиз (от автора – а лучше ложить в набор товары, которые имеют один код УКТ ВЭД).

В ТАБЛИЦЕ ДАННЫХ УКАЗЫВАЮТСЯ КОДЫ УКТ ВЭД ТОВАРОВ, ПРИОБРЕТЕННЫХ У НЕПЛАТЕЛЬЩИКОВ НДС

ГУ ГНСУ в Днепропетровской области - https://dp.tax.gov.ua/media-ark/news-ark/495053.html

Порядком остановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных от 11.12.2019 № 1165 не определен порядок заполнения в Таблице кодов товаров согласно УКТ ВЭД и кодов услуг согласно ДКПП, приобретаемых (приобретаются) налогоплательщиком в зависимости от статуса поставщика.

Поэтому, если товары / услуги приобретаются (приобретаются) у лица, не зарегистрированного плательщиком НДС, их коды, определенные согласно УКТВЭД и ДКПП подлежат заполнению в Таблице.

Это же ГНС (https://dp.tax.gov.ua/media-ark/news-ark/497770.html) более ранее опубликовало разъяснение, суть которого сводится к тому, что «получение предоплаты за товары, поставки которых еще не произошло, не лишает плательщика НДС права привести в таблице информацию о товарах в отношении которых она получена».

В КАКОЙ ПЕРИОД ИМПОРТЕР МОЖЕТ СФОРМИРОВАТЬ СВОЙ НК ПО ВВОЗУ ТОВАРОВ, ЕСЛИ ДАТА ГТД И ОТРАЖЕНИЕ ОПЕРАЦИИ В «СЕА ПДВ» ПРИХОДЯТСЯ НА РАЗНЫЕ ПЕРИОДЫ

ИНК от 31.08.2021 № 3187/ІПК/99-00-21-03-02-06

Ситуация: таможенная декларация, подтверждающая уплату налога, была оформлена 30.06.2021, а отражение показателей таможенной декларации в СЕА ПДВ состоялась 01.07.2021 в автоматическом режиме. Когда плательщик имеет право на НК?

Сумма налога (ΣНакл), на которую налогоплательщик имеет право зарегистрировать налоговые накладные и / или расчеты корректировки в ЕРНН, вычисляется автоматически, в т.ч. в следствии изменения показателя Митн.

∑Митн - общая сумма налога, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Украины, которая исчисляется на основании таможенных деклараций, листов корректировки и дополнительных деклараций.

Таким образом, СЕА ПДВ, среди прочего, предусматривает обеспечение автоматического учета в разрезе плательщиков НДС сумм налога, уплаченных при ввозе товара на таможенную территорию Украины. Изменения показателей СЕА ПДВ, по мнению автора, влияет исключительно только на возможность плательщика зарегистрировать НН или РК на минус.

В соответствии с пунктом 187.8 НКУ датой возникновения налоговых обязательств при ввозе товаров на таможенную территорию Украины является дата представления таможенной декларации для таможенного оформления. При этом согласно п. 198.2 НКУ, датой отнесения сумм налога в налоговый кредит является дата уплаты налога по налоговым обязательствам согласно пункту 187.8 НКУ. Документом, удостоверяющим право на отнесение сумм налога к налоговому кредиту в случае ввоза товаров на таможенную территорию Украины, является таможенная декларация, оформленная в соответствии с требованиями законодательства, подтверждающая уплату налога (пункт 201.12 НКУ). Если таможенное оформление завершено, электронная таможенная декларация, оформленная с помощью автоматизированной системы таможенного оформления, подтверждающий уплату НДС, является основанием для формирования налогового кредита.

Таким образом, при таможенном оформлении товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины, налогоплательщик, осуществивший уплату НДС по налоговым обязательствам согласно пункту 187.8 НКУ, на дату такой уплаты включает суммы НДС в налоговый кредита на основании надлежащим образом оформленной таможенной декларации, независимо от того, какой датой в СЕА НДС отражен показатели такой таможенной декларации.

ПРОДАЖА ПРОДУКЦИИ ПО ЦЕНЕ НИЖЕ СЕБЕСТОИМОСТИ И НДС

НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02 декабря 2010 г. №2755-VI с изменениями и дополнениями.

Порядок 1307 – Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный Приказом Министерства финансов Украины от 31.12.2015 г.  №1307.

ЗУ «О ценах и ценообразовании» - Закон Украины «О ценах и ценообразовании» 5007-VI от 21.06.2012г  с изменениями и дополнениями.

Ситуация №1. ООО «ЯРКИЙ ЛУЧ», наряду с выращиванием сельскохозяйственных культур, основном выращивание гороха), решило заняться производством консервированного зеленого горошка для продажи. Для этого было закуплено специальное оборудование, созданы дополнительные рабочие места, оборудован цех. Спустя полгода управленческий персонал ООО «ЯРКИЙ ЛУЧ», рассчитав фактическую себестоимость обнаружил, что доходы от продажи горошка не «покрывают» расходы на производство данного продукта, т.е. новый вид деятельности - убыточный. Таким образом, фактическая себестоимость горошка выше его продажной (рыночной) стоимости. Все «вытекающие» вопросы из этой ситуации рассмотрим ниже.

1. В случае продажи горошка что является базой налогообложения НДС? Договорная цена (в нашем случае равная рыночной) или же себестоимость?

2. Не потеряет ли ООО «ЯРКИЙ ЛУЧ», право на налоговый кредит полученный при приобретении оборудования и других товаров, необходимых для производства горошка (в случае продажи ниже себестоимости)?

3. Что является базой налогообложения НДС, если договорная цена будет ниже рыночной (например, в связи с карантином, спрос на горошек упал и руководством принято решение продать его дешевле)?

1. НДС. При продаже товаров (услуг) базой налогообложения является -

ДОГОВОРНАЯ ЦЕНА, но не ниже (п. 188.1 НКУ):

                                                                                                                                              

для ранее приобретенных товаров (услуг) – цены их приобретения;

для самостоятельно произведенных (изготовленных) товаров (услуг)обычных цен;

для необоротных активов – остаточной балансовой стоимости на начало периода продажи. (в случае отсутствия учета необоротных активов - из обычной цены).

за исключением: товаров (услуг), цены на которые подлежат государственному регулированию; газа для населения, электроэнергии.

 

 

ОБЫЧНАЯ ЦЕНА – цена товаров (работ, услуг), определенная сторонами договора, если иное не установлено настоящим Кодексом. Если не доказано обратное, считается, что такая обычная цена соответствует уровню рыночных цен. (ст. 14.1.71. НКУ)

Это определение не распространяется на операции, которые признаются контролируемыми в соответствии со статьей 39 НКУ.

! Обратите внимание, согласно статье 14.1.71. НКУ, понятие обычной цены не распространяется*:

*Если цены на товары подлежат государственному регулированию случае минимальных цен продажи и индикативных цен, обычной ценой считается цена, определенная сторонами договора, но не ниже минимальной или индикативной цены.). Например:

*Цены на некоторые медпрепараты подлежат обязательному государственному регулированию (ЗУ о ценах и ценообразовании»);

*Минимальные цены установлены правительством, на алкоголь, отечественные макароны, бензин и др.;

*Индикативная цена в ВЭД-операциях. (когда цена по инвойсу ниже цены в таможенной базе).;

*Во время проведения аукциона (публичных торгов) обычной считается цена, которая сложилась по результатам такого аукциона (публичных торгов);

*Если обязательным является проведение оценки, стоимость объекта оценки = обычной цене; (недвижимость и др.)

*Поставка осуществляется на основании форвардного или фьючерсного контракта – обычная цена = цена, которая соответствует форвардной или фьючерсной цене на дату заключения такого договора.;

 (Форвард используется для фиксации условий сделки, будет поставлен реальный товар,

 фьючерс — для хеджирования рисков, основанных на изменении стоимости актива);

*Если продажа (отчуждение) товаров, в т.ч. имущества, переданного в залог заемщиком с целью обеспечения требований кредитора, осуществляется в принудительном порядке согласно закону, обычная цена = цена, сформированная во время такой продажи.

 

РЫНОЧНАЯ ЦЕНА (ст.14.1.219 НКУ):

Рыночной считается цена, сложившаяся при условии соблюдения следующих принципов:

1.    Передача товаров между сторонами договора осуществляется на добровольной основе.

2.    Стороны независимы друг от друга (как юридически, так и фактически).

3.    Существует осведомленность сторон о передаваемых товарах и ценах на них.

Вывод: ДОГОВОРНАЯ ЦЕНА- ОБЫЧНАЯ ЦЕНА - РЫНОЧНАЯ ЦЕНА

 

Т.о, исходя из условий задачи, поскольку горошек продавался ООО «ЯРКИЙ ЛУЧ» по рыночной (обычной) цене, - доначислять НДС не нужно.

Базой начисления НО по НДС будет обычная (рыночная) цена продажи горошка.

       

            Себестоимость продукции производителя не упоминается среди критериев определения,

размера обычной цены для целей определения базы налогообложения НДС.

Отсутствие привязки себестоимости к базе налогообложения НДС подтверждается многочисленными письмами и ИНК налоговиков, так по данным ИНК от 06.03.2020 г. № 965/6/99-00-07-03-02-06/ИНК:

 «При визначенні бази оподаткування ПДВ операцій з постачання самостійно виготовлених товарів/послуг враховується рівень звичайних цін на таку продукцію, та не враховується розмір собівартості такої продукції. У разі, якщо собівартість продукції перевищує звичайну ціну такої продукції, то податкова накладна на суму перевищення собівартості над звичайною ціною не складається. … норма Кодексу, згідно з якою база оподаткування за операціями з постачання самостійно виготовлених товарів/послуг не може бути нижче їх собівартості, діяла лише у 2015 році. Починаючи з 01.01.2016 до пункту 188.1 статті 188 Кодексу внесено зміни, згідно з якими база оподаткування операцій з постачання самостійно виготовлених товарів/послуг не може бути нижче звичайних цін.»

Аналогичные мнения контролирующих органов можно увидеть в ИНК от 16.04.2019 г. № 1620/6 / 99-99-15-03-02-15 / ИНК, от 01.02.2019 г. № 358/6/99 -99-15-03-02-15 / ИНК, от 16.01.2019 г. № 177/6 / 99-99-15-03-02-15 / ИПК, от 20.04.2018 г. № 1734/6/99 -99-15-03-02-15 / ИНК, от 05.04.2018 г. № 1443/6 / 99-99-15-03-02-15 / ИПК, от 12.06.2017 г. № 583/6/99 -99-15-03-02-15 / ИНК).

БУДЬТЕ ГОТОВЫ ПОДТВЕРДИТЬ ОБЫЧНУЮ (РЫНОЧНУЮ) ЦЕНУ

На практике контролирующие органы при проведении проверок, учитывают именно уровень обычных цен, а не себестоимость. В письме ГНС от 15.08.2016 г.. № 27600/7 / 99-99-14-02-01-17 указано, что в случае несоответствия этих цен (занижение цены поставки по сравнению с рыночными ценами) - орган налоговой службы фиксирует в актах документальных проверок факт такого несоответствия, отмечая источники информации о рыночных ценах, их уровень и расчет несоответствия.

              Т.е. можно сделать вывод, что для аргументации обычной цены целесообразно хранить соответствующие данные и источники информации о ценах на продукцию.

 

Обращаем Ваше внимание, что ни в одном нормативно-правовом акте четко не прописано, какими именно документами следует подтверждать то, что договорные цены на вашу продукцию не ниже обычных (рыночных) цен.

По мнению ГНС, такие документы должны содержать информацию, взятую:

— в Минэкономразвития или в органах статистики (письмо ГФСУ от 13.10.2016 г. № 22286/6/99-99-15-03-02-15);

— из других источников, в т.ч. и о биржевых ценах (письмо ГФСУ от 15.08.2016 г. № 27600/7/99-99-14-02-01-17).

“Також можуть бути використані інші джерела, які містять інформацію стосовно цін на ринку відповідних послуг.”                      

ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА РЫНОЧНОЙ (ОБЫЧНОЙ) ЦЕНЫ

Доказательная база рыночной цены так же может быть следующая:

- Внутренние документы (распоряжения/приказы) с описанием цен/скидок в отношении различных контрагентов/клиентов или же различных партий одних и тех же товаров/услуг (цены на разные партии могут отличаться из-за объема партии, видов расчетов, сезонности, состояния, окраса, залежалости, моды и др.).                Такие документы должны четко подтверждать обоснованность разных скидок и цен для разных категорий покупателей, товаров/услуг и условий их поставки, что не позволит фискалам обложить все реализованные партии по наивысшей из отпускных цен.

- Внешние документы—подобранные, в т.ч. самостоятельно «организованные»):

v  Объявления в газеты;

v  Обьявления на интернет - сайтах, интернет-платформах (розетка, olx сохраняем скриншот);

v  Прайс-листы на однородные (идентичные) товары (услуги);

v  Публикации и другие рекламно-ценовые материалы на идентичные и/или однородные товары/услуги.

v  Договоры других котрагентов/поставщиков на идентичные/однородные товары.

- Запрос на ИНК. Любой налогоплательщик согл. ст. 52 – 53 НКУ в праве обратиться в территориальный орган ГНС с запросом предоставить информацию о том, как поступить в конкретном случае.

- Запрос в ТПП (платный)- Обратиться к экспертам торгово-промышленной палаты с просьбой предоставить письменное заключение о цене.

(этот вариант дает дает возможность использовать довольно широкий диапазон цен и его оспаривание фискалами будет затруднено.)

2. Право на налоговый кредит

* Согласно ст.198.3 НКУ «Нарахування податкового кредиту здійснюється незалежно від того, чи такі товари/послуги та основні фонди почали використовуватися в оподатковуваних операціях у межах провадження господарської діяльності платника податку протягом звітного податкового періоду, а також від того, чи здійснював платник податку оподатковувані операції протягом такого звітного податкового періоду.», и таким образом единственным условием отнесения суммы НДС в НК является надлежащим образом оформленная и зарегистрированная налоговая накладная в ЕРНН.

* Согласно ст.198.5 НКУ, если товар ранее приобретенный начинает использоваться в необлагаемых операциях или в не хозяйственной деятельности – плательщик НДС обязан признать условную продажу и начислить компенсирующие НО по НДС.

! Часто мнение налоговиков следующее:

Убыточная деятельность = не хозяйственная деятельность= компенсирующие НО

 

«Убыточные» продажи вписываются в «хозяйственные» рамки. Согласно НКУ (п.п. 14.1.36)

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ — это деятельность, направленная прежде всего на получение дохода. А реализация товаров/услуг предусматривает фактическое получение дохода, но не прибыли.

 

Важно, чтобы операция имела разумную экономическую причину. Согласно п.п. 14.1.231 НКУ разумная экономическая причина (ДЕЛОВАЯ ЦЕЛЬ) — это причина, которая может существовать только при условии, что налогоплательщик намерен получить экономический эффект в результате хозяйственной деятельности.

 

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА И ДЕЛОВАЯ ЦЕЛЬ.

Например, в Постановлении ВС от 23.07.2019 г. по делу № 802/2386/14-а, описаны следующие аспекты:

·         Направленность любой операции на положительный экономический эффект, т. е. на прирост (сохранение) активов плательщика, создание условий для сохранения в будущем;

·         Не обязательно, чтобы экономический эффект наблюдался немедленно после совершения хозяйственной операции;

·         Не исключено, что такой эффект наступит в будущем. Не исключено, что в результате объективных причин экономический эффект может не наступить вообще. Но при этом отнесение «убыточных» операций к хозяйственным возможно в случаях обоснования налогоплательщиком экономических причин или деловой цели заключения соглашений «убыточной» продажи.

·         Обоснованием может быть изменение цен на рынке; необходимостью реализации товара из-за угрозы его порчи; изменением курса инвалюты в случае импортных и/или экспортных операций и пр. (см., к примеру, постановление ВС от 27.12.2018 г. по делу № 804/5343/14).

Также суды отмечают (постановление Киевского окружного админсуда от 08.08.2017 г. № 810/1166/17), что, осуществляя свою предпринимательскую деятельность на собственный риск, плательщик несет все негативные последствия возможной экономической неэффективности своих решений. Такой плательщик не имеет обязанности быть экономически эффективным и рациональным и может принимать нестандартные с экономической точки зрения решения, что является элементом его правосубъектности как участника рыночных правоотношений.

 

Вывод: Т.о, исходя из условий задачи в ООО «ЯРКИЙ ЛУЧ»:

- Продажа горошка — это хозяйственная деятельность, пусть и убыточная (может временно);

- Данный вид деятельности имеет деловую цель (разумную экономическую причину);

 - Закупленное оборудование используется в налогооблагаемых операциях;

Т.о., ООО «ЯРКИЙ ЛУЧ» не потеряет право на НК и не будет доначислять компенсирующие НО по НДС.

3. Если рыночная цена оказалась выше (договорной) цены

Предположим, что ООО «ЯРКИЙ ЛУЧ» продает 100 банок горошка по договорной цене 12,00 грн/банка (в т.ч. НДС), при том, что рыночная цена составляет 22,00 грн/банка (в т.ч. НДС) (по данным статистики). В таком случае необходимо составить налоговую накладную на МИН-базу. (ст.188.1 НКУ)

Как оформить НН на МИН-базу, рассмотрим ниже:

Согласно п. 15 Порядка № 1307, при поставке по цене ниже мин базы, необходимо составлять две НН:

— первую — на фактическую цену поставки (договорную стоимость); (в нашем случае 1200,00 грн с НДС)

— вторую — сводную НН на сумму превышения мин базы над фактической ценой. (в нашем случае 100 банок*22 грн-1200 грн=1000 грн).

Данный расчет бухгалтеру предприятия необходимо отразить в бухгалтерской справке.

В налоговой накладной (в том числе сводной), которая составлена на сумму такого превышения:

- Вместо отметки «Х» указывается код с признаком 3;

-  Тип причины 15 – (составлена на сумму превышения базы налогообложения, определенной в соответствии со ст. 188 и 189 НКУ, над фактической ценой поставки);

- Такая налоговая накладная получателю (покупателю) не предоставляется.

- При этом в строках такой налоговой накладной, отведенных для указания данных покупателя, поставщик (продавец) отмечает собственные данные;

- В графе 2 - описание (номенклатура) товаров / услуг поставщика (продавца), кроме описания (номенклатуры) товаров / услуг, также отмечается, «превышение базы налогообложения, определенной в соответствии со ст.188 и 189 НКУ, над фактической ценой поставки»;

- Графы 3.1, 3.2, 3.3, 4, 5, 12 не заполняются.

- Остальные графы сводной налоговой накладной заполняются без особенностей

Срок регистрации НН до 20го числа следующего за отчетным месяцем, срок составления не позднее последнего числа месяца, в котором произошло событие. (Кат. ЗІР 101.16, Порядок 1307)

ЭКСПОРТ И МИН-БАЗА. При осуществлении экспортной операции следует учитывать требования абз. 2 п. 188.1 НКУ, согласно которым база налогообложения операций по поставке товаров не может быть ниже минимальной. Пересчитывают базу в гривне, исходя из курса НБУ, который действовал на 0 часов дня оформления таможенной декларации (ст. 214.2, ст. 39 прим.1. НКУ).

К операциям по вывозу (экспорту) товаров применяется нулевая ставка НДС (п.п. «а» п 195.1.1 НКУ). Причем факт вывоза товара за пределы таможенной территории Украины необходимо подтвердить таможенной декларацией (МД), оформленной в соответствии с требованиями таможенного законодательства (п «б» п. 187.1 НКУ) и сообщении о фактическом вывозе товаров (п. 30 Положения № 450, 209.09 БЗ).

ДВА ПОДХОДА К «УБЫТОЧНОМУ» ЭКСПОРТУ

 

 

СТАРЫЙ. Ранее, при «убыточном» экспорте, когда минимальная база налогообложения НДС превышала контрактную стоимость товаров, налоговики в своих письмах говорили о необходимости доначисления НДС по ставке 20% на отрицательную разницу, несмотря на то, что ставка НДС по экспортным операциям – 0%. (письма ГФСУ от 26.01.2016 г.. № 1389 / 6 / 99-99-19-03-02-15, от 26.01.2016 г.. № 1388/6 / 99-99-19-03-02-15).

НОВЫЙ. На данный момент позиция контролирующих органов изменилась, и в своих письмах они согласились с тем, что при «убыточном» экспорте нулевая ставка применяется ко всей сумме базы обложения (увеличенной при расчете размеру минбазы). (письма ГФСУ от 25.05.2016 г.. № 11361/6 / 99-99-15-03-02-15, от 23.12.2016 г.. № 40757/7/99- 99-15-03-01-17, от 05.05.2017 г.. № 87/6 / 99-99-15-03-02-15 / ИНК)

 

Так же в письме ГФСУ от 23.12.2016 г. № 40757/7/99-99-15-03-02-17  указано, что:

фактическая сумма экспорта облагается по нулевой ставке, а мин база налогоплательщиком к экспорту не применяется, и вторая НН не составляется.

Данную позицию подтвердили контролеры устно на на горячей линии, и в категории 101.07 ОИР, указано следующее: «Базою оподаткування для операцій з вивезення товарів за межі митної території України є договірна (контрактна) вартість таких товарів, зазначена в митній декларації, оформленій відповідно до вимог Митного кодексу України.»

         

 

ПОРЯДОК ПОДАЧИ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НАЛОГОВОЙ АМНИСТИИ

Порядок подачи одноразовой (специальной) добровольной декларации, утвержденный Приказом Минфина от 02.08.2021 № 439

Подраздел  94 раздела ХХ Налогового кодекса Украины

Одноразовая (специальная) добровольная декларация - это особый порядок добровольного декларирования физическим лицом принадлежащих ему активов, размещенных на территории Украины и / или за ее пределами, если такие активы до 01 января 2021 года:

- были получены (приобретены) за счет доходов, подлежащих на дату их начисления (получения) налогообложению в Украине, и с которых не были уплачены или уплачены не в полном объеме налоги и сборы (НДФЛ и ВС);

- не были задекларированы в соответствующей декларации.

Т.е. такое декларирование:

  • является добровольным (необязательным)

Для правильного восприятия «необязательности» подачи необходимо учитывать последнюю позицию министра финансов Марченко С.М. (см. https://news.obozrevatel.com/economics/fea/nulevaya-deklaratsiya-dlya-vseh-ukraintsyi-ili-vyijdut-iz-teni-ili-ne-smogut-svobodno-vospolzovatsya-dengami.htm?_ga=2.67357713.1607635750.1630222450-1284257298.1630222449&_gl=1*1vx95jl*_ga*MTI4NDI1NzI5OC4xNjMwMjIyNDQ5*_ga_JBX3X27G7H*MTYzMDIyMjQ0OS4xLjEuMTYzMDIyMjQ1Ni4w): «украинцы или выйдут из тени, или не смогут свободно воспользоваться деньгами», «в Украине в течение тридцати лет существовала система, которая позволяла многим гражданам получать необлагаемые доходы, в том числе и за рубежом», «со временем будет все сложнее разместить наличные в банковских учреждениях или приобрести собственность, если гражданин не имел официального дохода», «в будущем будут внедрены непрямые методы контроля доходов, на основании которых органы контроля будут проводить сопоставление реального уровня жизни человека, его состояния - имеющейся информации о полученных ею доходы и уплаченные с них налоги», «граждане, которые воспользуются этой возможностью смогут спокойно распоряжаться своими активами. Для них это будет чистая финансовая история» ...

  • одноразовым
  • не имеет временных границ, т.е. такое декларирование не ограничивается сроком исковой давности для отсчета назад, но ограничивается конечной границей для отсчета вперед – 01.01.2021;
  • объектом налогообложения таким специальным сбором (такой сбор не имеет ничего общего с НДФЛ и ВС) являются имеющиеся активы, а не доходы;
  • осуществляется только если физлицо получило значительные доходы (активы), не обложенные НДФЛ и ВС или задекларированные с нарушением налогового и валютного законодательства.

Особенности декларирования

Активы, подлежащие декларированию (п. 1 разд. II Порядка № 439)

1. Валютные ценности (гривна и иностранная валюта в безналичной форме, право денежного требования (депозит или деньги, одолженные третьим лицам в простой письменной форме при взаимодействии с юрлицами и в нотариальной форме при взаимодействии с физлицами), банковские металлы, размещенные на счетах банка, электронные деньги.

2. Недвижимое имущество (земельные участки, объекты жилой и нежилой недвижимости, незавершенное строительство (принятое или непринятое в эксплуатацию).

3.     Движимое имущество (транспортные средства, прочие самоходные машины и механизмы, другое ценное движимое имущество (предметы искусства и антиквариата, драгоценные металлы, драгоценные камни, ювелирные изделия и др.).

4. Доли (паи) в имуществе юридических лиц или в образованиях без статуса юридического лица, другие корпоративные права, имущественные права на объекты интеллектуальной собственности.

5. Ценные бумаги, финансовые инструменты.

6. Права на получение дивидендов, процентов или другой аналогичной имущественной выгоды, НЕ связанные с правом собственности на ценные бумаги, доли (паи) в имуществе юридических лиц (привилегированные акции).

7. Другие активы физического лица

Декларируется актуальное имущественное положение физического лица-декларанта, а не «история» приобретения ею активов. Например, если объект недвижимости был приобретен за счет доходов, с которых не были уплачены налоги в 2019 году и впоследствии проданы за денежные средства в 2020 году, то декларированию подлежит сумма денежных средств, оставшаяся от продажи такого актива по состоянию на дату подачи одноразовой (специальной декларации), независимо от того, где эти средства физически хранятся на счетах в банках - в Украине или за рубежом.

НЕ могут декларироваться такие активы (п. 2 разд. II Порядка № 439)

1) Активы физического лица, которые принадлежат декларанту, в отношении которого начато досудебное расследование или судебное производство по таким активам по признакам уголовных правонарушений, предусмотренных уголовным кодексом:

- статьей 212 «Уклонение от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей)»;

- статьей 212-1 «Уклонение от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и страховых взносов на общеобязательном государственном пенсионном страхование»;

- статьей 366 «Служебный подлог»;

- статьей 367 «Служебная халатность».

2) Активы физического лица или юридического лица, принадлежащих декларанту, в отношении которого открыто судебное производство по совершению любого из уголовных преступлений:

- статья 209 «Легализация (отмывание) имущества, полученного преступным путем»

- статья 2585 «Финансирование терроризма»

- статья 306 «Использование средств, полученных от незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров, ядовитых или сильнодействующих веществ или ядовитых или сильнодействующих лекарственных средств»

- статья 368-3 «Подкуп должностного лица юридического лица частного права независимо от организационно-правовой формы»

- статья 368-4 «Подкуп лица, предоставляющего публичные услуги»

- статья 368 «Принятие предложения, обещания или получения неправомерной выгоды должностным лицом»

- статья 3685 «Незаконное обогащение»

- статья 369 «Предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды должностному лицу»

- статья 3692 «Злоупотребление влиянием»

3) Средства в национальной и иностранной валютах и или в банковских металлах, которые на дату представление одноразовой (специальной) добровольной декларации находятся в наличной форме – их можно задекларировать предварительно на текущий счет со специальным режимом использования в Украине (при этом банк должен проводить процедуру установления источников происхождения этих средств в случаях, предусмотренных законодательством о финмониторинге).

4) Активы декларанта, которые учитываются (находятся) на счетах финансовых учреждений и /или расположены (зарегистрированы) на территории России или имеют источники происхождения из такой страны

Активы, которые не подлежат декларированию (п. 10 подразд. 94 разд. ХХ НКУ)

Состав и перечень активов при неиспользовании права на подачу одноразовой специальной декларации, которые считаются такими, с которых уплачены все налоги и сборы, предусмотренные законодательством:

Вид актива

Состав

Недвижимое имущество, расположенное на территории Украины, которое по состоянию на 31.08.2022 г. принадлежит физлицу на праве собственности (в т.ч. общей совместной или общей долевой собственности):

- квартира / квартиры общей площадью, не превышающей 120 м2, или имущественные права, подтвержденные соответствующими документами, на такую(-ие) квартиру(-ы) в многоквартирном жилом доме незавершенного строительства;

- жилой дом/дома, зарегистрированный(-ные) в установленном порядке в Украине, общей площадью, не превышающей 240 м2, или жилой дом незавершенного строительства общей площадью, не превышающей 240 м 2, при условии наличия у такого физлица права собственности на земельный участок соответствующего целевого назначения;

- нежилые здания некоммерческого назначения и/или нежилые здания незавершенного строительства некоммерческого назначения общей площадью, не превышающей 60 м 2;

- земельные участки, размер которых не превышает нормы бесплатной передачи (ст. 121 ЗКУ):

* для фермерского хозяйства - в размере земельной доли (пая), определенной для членов сельскохозяйственных предприятий по месту их расположения;

* для ведения личного крестьянского хозяйства - не более 2,0 гектара;

* для ведения садоводства - не более 0,12 гектара;

* для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) в селах - не более 0,25 гектара, в поселках - не более 0,15 гектара, в городах - не более 0,10 гектара;

* для индивидуального дачного строительства - не более 0,10 гектара;

* для строительства индивидуальных гаражей - не более 0,01 гектара.

При этом, Закон № 1539 не ограничивает владением одного вида недвижимости из перечня, физлицо может владеть одновременно несколькими или всеми видами недвижимости из четырех пунктов.

ОДНО транспортное средство личного некоммерческого использования, право собственности на которое зарегистрировано по состоянию на 31.08.2022 г:

1) легковой автомобиль, который одновременно соответствует таким условиям:

- предназначен для перевозки менее чем 10 человек (включая водителя);

-объем двигателя, которого менее 3000 см3, и/или среднерыночная стоимость которого - до 400 тыс. грн;

ИЛИ

2) мотоцикл с объемом двигателя до 800 см 3

Другие активы, кроме указанных выше,

суммарная стоимость которых на дату завершения периода однократного (специального) добровольного декларирования не превышает 400 тыс. гривен.

Нужно учитывать, что если фактические активы физлица превышают указанные пределы, то физлицо декларирует только те активы, которые на момент подачи декларации не подтверждены легально полученными доходами!!!

Кто может воспользоваться правом на декларирование (п. 5 разд. I Порядка № 439)

Физлица:

- резиденты, являющиеся обычными гражданами Украины;

- резиденты, зарегистрированные как ФЛП или независимые профессионалы;

нерезиденты, которые до 01.01.2021 г. были резидентами Украины и у которых была обязанность платить налоги в связи с наличием доходов и/или других объектов декларирования.

НЕ ИМЕЮТ ПРАВО:

- физлица, которые по состоянию на 01.09.2021 г. являются малолетними или несовершеннолетними, либо полностью или частично недееспособными;

- физлица, которые относятся к кругу лиц, к которым со стороны Украины применены специальные экономические и другие ограничительные меры в соответствии с Законом Украины «О санкциях» от 14.08.2014 г. № 1644-VII;

- физлица, которые являются должностными лицами и которые обязаны подавать декларацию согласно требованиям антикоррупционного законодательства.

Срок проведения декларирования

(п. 3 разд. I Порядка № 439)

Однократное (специальное) добровольное декларирование производится с 1 сентября 2021 до 1 сентября 2022

Процедура декларирования

(п. 7-8, 12 подразд. 94 разд. ХХ НКУ)

Форма Однократной (специальной) добровольной декларации утверждена Приказом Минфина от 02.08.2021 № 439. Она подается лично физлицом и только в электронном виде через Электронный кабинет (идентификатор F0105001).

Декларация подается не в налоговый орган по месту регистрации физлица, а по непосредственно в Государственную налоговую службу Украины (центральный аппарат)!!!

В одноразовой (специальной) добровольной декларации не указывается информация об источниках получения (приобретения) декларантом объектов декларирования.

В декларации отражаются активы, стоимость которых на момент подачи не возможно подтвердить доходами из легальных источников происхождения.

База налогообложения рассчитывается декларантом самостоятельно. При этом нужно учитывать, что:

- валютные ценности – отражаются в гривне. Денежная стоимость, определенная в иностранной валюте, пересчитывается в гривни по курсу НБУ по состоянию на дату предоставления спецдекларации. Денежная стоимость, определенная в виде банковских металлов – исчисляется исходя из массы и учетной цены банковских металлов, рассчитанной НБУ на дату представления спецдекларации;

- прочие ценности – их стоимость физлицо определяется самостоятельно исходя из расходов на приобретение, номинальная стоимость прав денежного требования, оценочной стоимости, биржевой стоимости и т. п.

Необходимо учитывать, что под понятием оценочной стоимости подразумевается оценка объекта исходя из правил оценки, действующих в стране, где находится такой актив. При этом закон НЕ содержит требования относительно включения акта оценки украинского оценщика в Единую базу данных отчетов об оценке.

Декларант обязан документально подтвердить денежную стоимость декларируемых объектов: валютных ценностей, прочих ценностей, находящихся за границей.. При этом, вместе со спецдекларацией подаются заверенные должным образом копии документов, подтверждающие стоимость объектов декларирования.

Также для некоторых объектов движимого имущества (кроме драгоценных металлов, транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, произведений искусства, драгоценных камней (в том числе органогенного образования) и изделий из них) базой обложения сбором может быть самостоятельно определенная стоимость таких объектов (мало кто рискнет самостоятельно «на глаз» определять стоимость актива при декларировании).

Ставка сбора зависит от срока оплаты по обязательству (в течение 30 дней после подачи спецдекларации или равными частями на протяжении 3-х лет), вида актива и его месторасположения (в Украине, заграницей).

Объект налогообложения

Ставка сбора, %

одноразовая уплата

рассрочка

Валютные ценности, размещенные в банках Украины, и другие объекты декларирования, которые находятся в Украине

5%

6%

Валютные ценности в иностранных банках и другие объекты декларирования, которые находятся за рубежом

Задекларированных в период с 01.09.2021 г. по 01.03.2022 г:

7 %

9,5%

Задекларированных в период с 02.03.2022 г. по 31.08.2022 г:

9 %

11,5%

Номинальная стоимость гособлигаций Украины со сроком обращения более, чем 365 дней и без права досрочного погашения, приобретенных: в период с 01.09.2021 г. до 31.08.2022 г до предоставления спецдекларации

2,5%

3%

Рассрочка уплачивается этапами:

- первый платеж - в те же сроки, что и при одноразовой уплате (30 к.дн.);

- второй – до 01.11.2023 г.;

- третий - до 01.11.2024 г.

В случае неуплаты или неполной уплаты сбора спецдекларация считается неподанной, и соответственно право на налоговую амнистию – неиспользованным!!!

После получения от плательщика «отчетной» / «новой отчетной» / «уточняющей» деклараций в приватной части Электронного кабинета плательщику будет направлено уведомление о реквизитах для уплаты сумм по соответствующей территории с указанием сгенерированного QR-кода кодом платежа 11011100.

При сканировании QR-кода на смартфоне пользователя автоматически открываться мобильный приложение банка со необходимыми реквизитами счетов для уплаты платежа.

В случае если плательщиком была изменена адрес в соответствии с «новой отчетной» или «уточняющей» деклараций плательщику будет направлено сообщение с обновленными реквизитами для уплаты суммы сбора.

Уточнение ошибок в спецдекларации

(пп. 15.1 подразд. 94 разд. ХХ НКУ)

1)            в случае допущения ошибки в декларации – можно уточнять ее в течение периода с 01.09.2021 г. по 31.08.2022 г. неограниченное количество раз путем подачи декларации с типом «Звітна нова». При этом, исправление проводится путем «замены» ранее поданной на исправленную.

Если при исправлении ошибки увеличивается сумма сбора, разницу необходимо доплатить в течение 30 к.дн. с даты предоставления исправленной декларации;

2) уточниться после 31.08.2022 г. возможно только в случае, если проверяющие в ходе камеральной проверки обнаружат в поданной спецдекларации арифметическую или логическую ошибку, которая привела или не привела в недоплате сбора. В таком случае уточненка подается плательщиком в течение 20 дней после получения уведомления от ГНСУ, а при занижении суммы сбора доплату необходимо осуществить в течение 10 дней (плательщику будет направлено сообщение с обновленными реквизитами для уплаты суммы сбора).

Проверка спецдеклараций

(пп. 15.2 подразд. 94 разд. ХХ НКУ)

ГНСУ проводит камеральную проверку поданной декларации на протяжении 60 календарных дней после подачи спецдекларации.

Данные декларации сверяются проверяющими с данными госреестров для определения объективности примененных ставок сбора. Проверяющие могут посылать запрос плательщику на предоставление доказательств при наличии расхождений между данными декларации и данными госреестров.

Если в течение 365 дней после подачи декларации будет установлено:

- нарушения порядка размещения валютных ценностей на счетах финучреждений;

- отсутствие документа, подтверждающего право требования (отсутствии договора займа между декларантом и юридическим лицом и / или нотариального удостоверения договора займа между декларантом и другим физическим лицом);

- отсутствие документов, подтверждающих базу налогообложения (в случаях, предусмотренных подразд. 94 разд. ХХ НКУ)

- не предоставление необходимых документов и пояснений на протяжении 15 дней после получения запроса ГНСУ, налоговый орган проводит внеплановую проверку физлица, облагая нарушения по ставке сбора 18 %.

Юридические гарантии при подаче спецдеклараций (п. 10 подразд. 94 разд. ХХ НКУ)

Активы, указанные в спецдекларации (в пределах указанной стоимости) и за который заплачен сбор в установленном порядке, не могут быть основанием для привлечения к уголовной ответственности (по ст. 212, 2121 УК) и к административной ответственности (по ст. 1551, 162, 1621, 1631, 1631, 1634, 16315, 164, 1641, 1642, 1651, 1666)

Юридические последствия не осуществления декларирования

(п. 6 разд. III Порядка № 439)

Если лицо, имеющее право на одноразовое (специальное) декларирование не воспользуется им (то есть не подаст декларацию) либо подаст декларацию, но не оплатит вовремя сумму сбора, такое лицо будет считаться сообщившим контролирующему органу о том, что на 31 августа 2022 (дату завершения периода проведения однократного (специального) добровольного декларирования):

- в собственности такого физического лица отсутствуют активы, полученные (приобретенные) за счет доходов, с которых не уплачены или уплачены не в полном объеме налоги и сборы;

- о том, что состав и объем активов (т.е. активов, полученных (приобретенных) за счет доходов, с которых не уплачены или уплачены не в полном объеме налоги и сборы на момент начисления (получения) таких доходов) в собственности такого физического лица находится в пределах активов, которые не подлежат декларированию.

 

 

 

ЮРИДИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА

СИТУАЦИЯ: Стороны заключили договор поставки, в котором указано следующее:

- поставка с / х продукции осуществляется в срок до 16.08.2021г.;

- оплата товара производится покупателем путем 100% предоплаты;

- за нарушение сроков поставки товара взыскивается пеня в размере 0,5% от стоимости товара за каждый день просрочки.

 В то же время, в договоре также указано, что все споры, возникающие по настоящему Договору, связанные с ним или вытекают из него, в том числе, но не ограничиваясь, спорами, касающиеся его заключения, исполнения, нарушения (взыскание штрафных санкций, пени, неустойки, товарного кредита и т.п.), прекращения, изменения, расторжения или недействительности, которые невозможно решить путем переговоров, подлежат передаче на рассмотрение постоянно действующего третейского суда.

Какие существуют риски подписания этого договора?

ТРЕТЕЙСКИЙ СУД - негосударственный независимый орган, который создается по соглашению или соответствующим решением заинтересованных физических и/или юридических лиц в порядке, установленном настоящим Законом, для разрешения споров, возникающих из гражданских и хозяйственных правоотношения. Однако, юрисдикция третейских судом распространяется не на все правоотношения - споры, которые не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда указанные в ст. 6 ЗУ «О третейских судах»).

В соответствии со ст. 125 Конституции Украины третейские суды не входят в систему судов общей юрисдикции и не является органами правосудия. Однако решение третейского суда имеют юридическую силу и являются обязательными к исполнению в порядке, установленном для решений судов общей юрисдикции.

Для принудительного исполнения решения третейского суда заинтересованная сторона обращается с заявлением о выдаче судебного приказа в апелляционный хозяйственный суд, как суд первой инстанции по месту рассмотрения дела третейским судом.

Спор может быть передан на рассмотрение третейского суда при наличии между сторонами третейского соглашения, которое может быть заключено в виде:

  • третейской оговорки в договоре, контракте;
  • отдельного письменного соглашения.

Третейское соглашение может содержать как указание о конкретно определенном третейском суде, так и простую ссылку на решение соответствующих споров между сторонами третейским судом. Регламент третейского суда рассматривается как неотъемлемая часть третейского соглашения.

Согласно ч. 3 ст. 22 ХПК Украины любые неточности в тексте соглашения о передаче спора на разрешение в третейский суд, международного коммерческого арбитража и (или) сомнения в действительности, и выполнимости должны толковаться судом в пользу ее подлинности, действительности и выполнимости.

Решение третейского суда является окончательным и может быть обжаловано и отменено, но только по следующим основаниям (ст. 350 ГПК Украины, ст. 51 ЗУ «О третейских судах»):

1) дело, по которому принято решение третейского суда, не подведомственно третейскому суду в соответствии с законом;

2) решение третейского суда принято по спору, не предусмотренному третейским соглашением, или этим решением решены вопросы, выходящие за пределы третейского соглашения. Если решением третейского суда решены вопросы, выходящие за пределы третейского соглашения, то отменена может быть только та часть решения, которая касается вопросов, которые выходят за пределы третейского соглашения;

3) третейское соглашение признано недействительным компетентным судом;

4) состав третейского суда, которым принято решение, не отвечал требованиям Закона;

5) третейский суд решил вопрос о правах и обязанностях лиц, не участвовавших в деле.

Судебная практика:

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении ВС от 07.04.2020 по делу № 873/5/20 перечень оснований для отмены решения третейского суда является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

 КГС ВС в постановлении от 04.10.2018р., рассмотрев дело N 910/8961/17 по заявлению об отмене решения постоянно действующего третейского суда, принятого по результатам рассмотрения иска о взыскании задолженности по договору об открытии кредитной линии, указал, что предметом третейского соглашения может быть не только спор, который существует на момент заключения такого соглашения, но и любые споры, возникающие между сторонами договора в будущем и предусмотрены третейским соглашением.

В постановлении ВС от 12.03.2019 по делу N 910/8665/17 также указано, что при рассмотрении заявления о выдаче исполнительного документа суд не осуществляет оценки законности и обоснованности решения третейского суда в целом, а лишь устанавливает отсутствие или наличие оснований для отказа в удовлетворении заявления о выдаче исполнительного документа, определенных ст. 56 ЗУ "О третейских судах" и ст. 355 ГПК Украины.

ВЫВОД: при любых условиях избегайте подписания договоров с «третейской оговоркой».

Материалы семинара

1000 Осталось символов