Инфосправка 917

Инфосправка 917

Информационный центр/

http://infocentr.biz.ua/

Информационная справка № 917 от 10.09.2021г.

Содержание:

  • Новости и разъяснения законодательства – стр. 1 – 2
  • Разовая необлагаемая НДС поставка – большая головная боль бухгалтера – стр. 3 - 8
  • Изучаем новый стандарт по оформлению документов – стр. 9 – 17
  • Юридическая страничка – стр. 18

ИНДЕКС ИНФЛЯЦИИ ЗА АВГУСТ – 99,8 %

Госстат - http://www.ukrstat.gov.ua/express/expr2021/09/109.doc

Потребительские цены в августе 2021г. по сравнению с июлем 2021г. снизились на 0,2%, с начала года выросли на 6,2%.

Для целей индексации это означает, что у кого базовый месяц повышения заработной платы январь 2021, в октябре 2021 продолжают проводить индексацию в размере 3,4 %, что соответствует 80,89 грн (2379 * 0,034).

Индексация продолжается в размере 3,4 %, т.к. начавшийся отчет с майского индекса инфляции новый кумулятивный коэффициент за месяцы май, июнь, июль, август не превысил 103 %: 1,013 (май) * 1,002 (июнь) * 1,001 (июль) * 0,998 (август) = 1,014 или 101,4% < 103%. С того момента, когда новый кумулятивный коэффициент превысит 103%, он будет перемножен с коэффициентом 103,4%, и у нас появится новый индекс инфляции, и со следующего месяца начнется отсчет нового кумулятивного коэффициента (при условии, если не будет повышена заработная плата в сумме большей или равно размеру индексации).

С 10.09.2021 УЧЕТНАЯ СТАВКА ПОВЫШЕНА ДО 8,5 % (+0,5%)

НБУ - https://bank.gov.ua/ua/news/all/natsionalniy-bank-ukrayini-pidvischiv-oblikovu-stavku-do-85

Правление НБУ приняло решение повысить учетную ставку до 8,5% годовых. Ужесточение монетарной политики (от автора – повышение учетной ставки) будет способствовать удержанию под контролем инфляционных ожиданий и возвращению инфляции на траекторию устойчивого замедления до цели 5%, достижение которой прогнозируется в 2022 году.

С 2022 ГОДА ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ВОДЫ С КАНАЛОВ ЯВЛЯЮТСЯ ПЕРВИЧНЫМИ ВОДОПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ

ЗУ «О внесении изменений в Водный кодекс Украины относительно уточнения перечня первичных водопользователей» - http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=69656 (вступит в силу в течение 3-х месяцев после опубликования)

08.09.2021 года ВРУ приняла в целом поправку к ст. 42 Водного кодекса Украины, которым отнесены к первичным водопользователям субъектов, которые получают воду из каналов оросительных и осушительных систем, водохранилищ, прудов, водохозяйственных систем, каналов и водопроводов (водопроводов) межбассейнового и внутрибассейновых перераспределения водных ресурсов.

Забор и использование воды первичными водопользователями по каналам оросительных и осушительных систем, водохранилищ, прудов, водохозяйственных систем, каналов и водопроводов (водопроводов) межбассейнового и внутрибассейновых перераспределения водных ресурсов осуществляются на платной основе на основании договора с предприятиями, учреждениями и организациями, осуществляющими перераспределение ( опрокидывания) водных ресурсов, в том числе в маловодные регионы, и при наличии разрешения на специальное водопользование. Заключение договора является обязательным.

Такие субъекты должны стать плательщиками сбора за спецводопользование, кроме садоводческих и огороднических кооперативов (товариществ). За отсутствие разрешения на спецводопользование по пп. 255.11.15 НКУ весь потребленный объем воды считается сверхлимитным с уплатой сбора за спецводопользования, увеличенного в 5 раз!!!

Кроме того, за использование воды без разрешение на спецводопользование Госэкоинспекция при проверке предъявит к оплате размер ущерба государству согласно Методике расчета размеров возмещения убытков, причиненных государству вследствие нарушения законодательства об охране и рациональном использовании водных ресурсов, утвержденной приказом Министерства охраны окружающей природной среды № 389 от 20.07.2009 (суммы достаточно приличные!!!),

НАЛОГОВАЯ НА МЕСТАХ НАСТАИВАЕТ, ЧТО ФЛП-ОБЩЕСИСТЕМНИК ПРИ РАСЧЕТЕ КЛИЕНТОМ ПЛАТЕЖНОЙ КАРТОЙ, ДОХОД ОПРЕДЕЛЯТЬ НЕ ПО ДАТЕ ЗАЧИСЛЕНИЯ ДЕНЕГ НА СЧЕТ, А ПО ДАТЕ ВЫДАЧИ ФИСКАЛЬНОГО ЧЕКА РРО

ГУ ГНС в Днепропетровской области - https://dp.tax.gov.ua/media-ark/news-ark/496893.html

Несмотря на то, что согласно пп. 3 п. 1 раздела II Порядка ведения типовой формы, по которой осуществляется учет доходов и расходов физическими лицами - предпринимателями и физическими лицами, осуществляющими независимую профессиональную деятельность № 261 от 13.05.2021 ФЛП-общесистемники в графе 2 «Сумма дохода, полученного от осуществления хозяйственной деятельности или независимой профессиональной деятельности» Типовой формы отражают сумму дохода, полученного от осуществления хозяйственной деятельности, в частности, средства, поступившие на текущий счет, в кассу налогоплательщика и / или получено наличными, сумма задолженности, по которой истек срок исковой давности, стоимость безвозмездно полученных товаров (работ, услуг).

На основании первичных документов по итогам рабочего дня, в течение которого получен доход / понесены расходы, осуществляются записи о полученных доходах и документально подтвержденные расходы (при этом ГНСУ считает, что первичным документом, подтверждающим поступление средств на расчетный счет путем расчета ЭПС является чек РРО, а не банковская выписка!!!).

Таким образом делается вывод, что при ФЛП-общесистемника электронного платежного средства (платежной карты) платежного терминала, соединенного или объединенного с РРО при проведении расчетов с покупателями за проданные товары (предоставленные работы, услуги), графа 2 «Сумма дохода, полученного от осуществления хозяйственной деятельности или независимой профессиональной деятельности» Типовой формы заполняется по итогам рабочего дня на основании информации указанной в фискальных отчетных чекам.

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЗАТРАТ ФЛП-ОБЩЕСИСТЕМНИКА ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ТОВАРОВ/РАБОТ/УСЛУГ У ФИЗЛИЦА

ЗІР 104.06 – «Якими документами ФОП може підтвердити витрати з оплати товарів, робіт, послуг (оренди та інше) ФО – продавцю (орендодавцю)?»

Согласно пп. 6 п. 1 Порядка ведения типовой формы, по которой осуществляется учет доходов и расходов физическими лицами - предпринимателями и физическими лицами, осуществляющими независимую профессиональную деятельность № 261 от 13.05.2021 установлено, что документами, подтверждающими расходы, могут быть, в частности, платежное поручение, приходный кассовый ордер, квитанция, фискальный чек, акт закупки (выполненных работ, оказанных услуг) и другие первичные документы, удостоверяющие факт оплаты товаров (работ, услуг).

С учетом, что ФЛП является налоговым агентом физлица при приобретении у него товаров/работ/услуг, то подтверждающими документами в совокупности будут:

  • договорами и актами закупки (выполненных работ, оказанных услуг) составленными на его имя и физического лица - продавца (исполнителя работ, услуг);
  • платежными документами, подтверждающими факт удержания налога на доходы физических лиц (военного сбора) и перечисления его в бюджет;
  • сведениями из налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу налогоплательщиков - физических лиц, и сумм удержанного с них налога, а также сумм начисленного единого взноса.

НУЖНО ЛИ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ДОНАЧИСЛЕНИЕ СЕБЕ НДС ПРИ ВОЗВРАТЕ РАНЕЕ ИМПОРТИРОВАННОГО ТОВАРА НЕРЕЗИДЕНТУ?

ЗІР 101.06 – «Чи потрібно нараховувати податкові зобов’язання з ПДВ згідно з п. 198.5 ст. 198 Податкового кодексу України по товарам, які були раніше ввезені на митну територію України в митному режимі імпорту, у разі їх повернення продавцю-нерезиденту?»

Реэкспорт - это таможенный режим, согласно которому товары, ранее ввезенные на таможенную территорию Украины или территорию свободной таможенной зоны, вывозимые за пределы таможенной территории Украины без уплаты вывозной пошлины и без применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 86 ТКУ таможенный режим реэкспорта может быть применен к товарам, которые при ввозе на таможенную территорию Украины имели статус иностранных и были помещены в таможенный режим импорта и возвращаются нерезиденту - стороне внешнеэкономического договора в связи с невыполнением (ненадлежащим исполнением) условий настоящего договора или других обстоятельств, препятствующих его исполнению, если эти товары:

а) вывозятся в течение шести месяцев с даты помещения их под таможенный режим импорта;

б) находятся в том же состоянии, в котором они были ввезены на таможенную территорию Украины, кроме естественных изменений их качественных и / или количественных характеристик при нормальных условиях транспортировки, хранения и использования (эксплуатации), в результате которой были выявлены недостатки, повлекшие реэкспорт товаров.

Согласно пп. 195.1.1 НКУ вывоз товаров за пределы таможенной территории Украины в таможенном режиме реэкспорта облагается НДС по ставке 0 %.

Следовательно, операции по вывозу за пределы таможенной территории Украины в таможенном режиме экспорта или реэкспорта товаров, которые были ранее ввезены на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта, в случае их возврата продавцу-нерезиденту является налогооблагаемой НДС операцией, облагается налогом по ставке 0 %, и налоговые обязательства по НДС согласно п. 198.5 ст. 198 НКУ в таком случае не начисляются.

РАЗОВАЯ НЕОБЛАГАЕМАЯ НДС ПОСТАВКА – БОЛЬШАЯ ГОЛОВНАЯ БОЛЬ БУХГАЛТЕРА

НКУ – Налоговый кодекс Украины от 02 декабря 2010 г. №2755-VI с изменениями и дополнениями.

Порядок 1307 – Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный Приказом Министерства финансов Украины от 31.12.2015 г. №1307.

 

На практике бывают ситуации, как в старой песне: «Один раз в год…», только не «сады цветут», а предприятие осуществляет необлагаемую (освобожденную или необьектную) операцию, и забывает о «компенсирующе-распределительных» налоговых обязательствах ( НО ) по НДС согласно п. 198.5. и ст. 199 НКУ. Об этом пойдет речь дальше в нашем материале…..

Налоговые обязательства при разовой необлагаемой поставке (п.198.5., 199 НКУ)

 «КОМПЕНСИРУЮЩИЕ» НО ( п. 198.5 НКУ) (при полном использовании)

Начисляем, если товары (услуги), необоротные активы:

1)     приобретаются с НДС изначально для использования в операциях, которые не являются объектом обложения НДС, освобождены от налогообложения, а также в нехозяйственной деятельности (пп. «а», «б», «г» п. 198.5 НКУ).

              направление использования активов известно при их приобретении             НО начисляются на дату такого приобретения (1е событие);  (например, кофе и чай для офиса)

2)     изначально приобретались с НДС для использования в облагаемых НДС операциях, хозяйственной деятельности, а потом начинают использоваться в не облагаемых НДС операциях, нехозяйственной деятельности (пп. «а», «б», «г» п. 198.5 НКУ). (Например в массажный кабинет приобретена кушетка массажная, и мы пока не знаем о ее назначении.)

              направление использования активов меняется, поэтому НО начисляем на дату начала использования таких активов в не облагаемых НДС операциях и нехозяйственной деятельности.

              Кроме того, НО начисляются при поставке товаров (услуг), необоротных активов для непроизводственного использования в пределах баланса налогоплательщика, при переводе производственных необоротных активов в состав непроизводственных – на дату такой поставки/перевода. (пп. «в» п. 198.5 НКУ )

База налогообложения = цена приобретения товаров/услуг, остаточная стоимость необоротных активов (п. 189.1 НКУ).*

 «РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ» НО (п.199.1 НКУ) (при частичном использовании)

Начисляем, если товары (услуги), необоротные активы:

1)     частично используются в облагаемых НДС операциях, а частично – в не облагаемых.

(Например в медучреждении приобретенный рентген-аппарат используется по «двойному» назначению в облагаемых операциях (платные услуги) и для инвалидов (лицензия есть); аренда офиса, коммунальные платежи по зданию, офису, телефония, интернет, канцелярия и т. д.)

  Это активы, которые нельзя точно «связать» с конкретной деятельностью (необлагаемой или облагаемой). При этом базу налогообложения* определяем, согласно п. 189.1 НКУ, но с учетом доли использования таких товаров/услуг в необлагаемых операциях.

Порядок пропорционального начисления НО ( ст.199 НКУ)

Ключевые условия для начисления «распределительных» НО

 «Входящий» НДС по приобретениям «двойного» значения – должен быть!

Кат ЗІР 101.16: «По товарам/послугам, необоротним активам, придбаним без податку на додану вартість як до 01.07.2015 року так і після цієї дати, що використовуються (починають використовуватись) в неоподатковуваних операціях, податкові зобов’язання не нараховуються.»

(письма ГФСУ от 07.08.2015 г. № 29163/7/99-99-19-03-02-17, от 09.06.2016 г. № 12798/6/99-99-15-03-02-15)

Право на НК – возникло - в ЕРНН зарегистрирована надлежащим образом оформленная НН (ст.198.6 НКУ)

Период начисления НО.

                1. Впервые «распределительные» НО начисляем по товарам/услугам/НА, которые «задела» случайная необлагаемая операция, в том периоде, когда такая операция была проведена и такие активы были фактически использованы. Не позднее последнего дня отчетного периода приобретения (изготовления) или периода начала использования «двойных» активов необходимо составить и зарегистрировать НН в ЕРНН. ( ст.199.1. НКУ):

«….та скласти не пізніше останнього дня звітного (податкового) періоду і зареєструвати зведену податкову накладну в ЄРПН на загальну суму частки сплаченого (нарахованого) податку під час їх придбання або виготовлення, яка відповідає частці використання таких товарів/послуг, необоротних активів в неоподатковуваних операціях.» (ЗІР 101.16).

                2. Если необлагаемая операция произошла только в одном отчетном периоде - в следующих периодах осуществлять начисление «распределительных» НО не нужно.

                 3. Необходимо провести перерасчет сумм начисленных НО по результатам последнего отчетного периода такого года (п. 199.4 НКУ).

Вывод: если за календарный год произошла одна необлагаемая операция, то «распределительные» НДС-последствия будут дважды - в периоде осуществления данной операции и в конце года.

Примеры освобожденных (необьектных) операций согласно НКУ

1. Согласно раздела ХХ «Переходные положения» НКУ

- Операции по поставке, в т.ч. операции по импорту отходов и лома черных и цветных металлов, а также бумаги и картона для утилизации (макулатуры и отходов) товарной позиции 4707 согл. УКТ ВЭД (до 01.01. 2022 г); Перечни отходов и лома черных и цветных металлов утв. КабМином Украины;

! Правило «распределительных» НО не работает, если происходит «поставка плательщиком налога отходов и лома черных и цветных металлов, образовавшихся у такого плательщика в результате переработки, обработки, плавления товаров (сырья, материалов, заготовок и т.п.) на производстве, строительстве, разборке (демонтаже) ликвидированных основных фондов и др….;» (ст. 199.6. НКУ).

- Демонстрация фильмов (подраздел 2,п.13 прим 1,2) до 01.01.2023 г;

2. Согласно ст.197 НКУ

- поставка жилья (объектов жилищного фонда), кроме их первой поставки, если иное не предусмотрено настоящим подпунктом (пп. 197.1.14 НК);

- благотворительная помощь, в т. ч. бесплатная поставка товаров / услуг благотворительным и пр. организациям, образованным и зарегистрированным в соответствии с законодательством. Под бесплатной поставкой следует понимать поставку товаров / услуг благотворительным и другим организациям без какой-либо денежной, материальной или других видов компенсации (пп. 197.1.15 НК);

- бесплатная передача в собственность или коммунальную собственность территориальных громад сел, поселков, городов или в их совместную собственность объектов всех форм собственности, находящихся на балансе одного плательщика налога и передаются на баланс другого, если такие операции проводятся по решению Кабмина, центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, принятым в пределах их полномочий (пп. 197.1.16 НК);

- поставка (продажа, передача) земельных участков, земельных долей (паев), кроме тех, которые размещены под объектами недвижимого имущества и включаются в их стоимость в соответствии с законодательством (бесплатная приватизация жилья ст.197.1.13) (пп 197.1.21 НК);

- поставки в сельской местности сельхозтоваропроизводителями услуг по ремонту школ, дошкольных учреждений, интернатов, учреждений здравоохранения и предоставления материальной помощи (в пределах 1 НМДГ в месяц на одного человека) продуктами питания собственного производства и услуг по обработке земли многодетным семьям, ветеранам труда и войны, реабилитированным гражданам, инвалидам, одиноким пожилым людям, лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, а также школам, дошкольным учреждениям, интернатам, учреждениям здравоохранения (пп. 197.1.24 НК).

- поставка «периодики» печатных СМИ отечественного производства, изготовление и распространение книг, в т. ч. электронного контента и детских книжных изданий, учебников, словарей украинского-иностранного или иностранно-украинского языка (ст. 197.1.25.) и др.

Ситуация №1: ООО «Проминвест» занимается исключительно налогооблагаемыми НДС операциями. В августе 2021 г. на утилизацию сдана макулатура на сумму 6000 грн без НДС (3 грн/кг). Данная макулатура образовалась за несколько лет и не было известно о направлении ее использования.

Таким образом в «двойных» операциях были использованы:

  • Необоротные активы, приобретены с НДС после 01.07.2015г., балансовая стоимость на 01.08. 21г. - 60000 грн;
  • Расходы на аренду офиса за август 2021 г. – 8400 грн. (в т.ч. НДС 1400 грн);
  • Канцтовары и заправка картриджей - 7200 грн (в т.ч. НДС 1200 грн), НК отражен в июне 2021 г.

Решение ситуации рассмотрим ниже.

  • Рассчитываем долю использования в необлагаемых операциях (ЧВнеопод) по формуле:

ЧВнеопод. = 100% – ЧВопод., где

ЧВопод.  (доля использования данных товаров/услуг, необоротных активов в налогооблагаемых операциях) рассчитываем следующим образом (п. 199.3 НКУ).:

ЧВопод= Обьем налогооблагаемых поставок/100%*общий обьем поставок

Справочно: ЧВопод. исчисляется в кол. 6 стр.2 табл. 1 прил. Д6 к декларации по НДС за отчетный период, где впервые проведены льготные поставки.

Фрагмент приложения Д6 представлен ниже, где  ЧВнеопод. составила 10%.

Справочно: Показатель ЧВнеопод., исчисленный по результатам первого отчетного периода (в нашем случае августа), в котором проведены льготные поставки, применяется для начисления распределительных НО до конца года и лишь в том случае, если в следующих отчетных периодах будут освобожденные операции.

Рисунок №1

 

  • Начисляем НО и регистрируем сводную налоговую накладную. (см.рис.№2) «Распределительные» НО рассчитываем в бухгалтерской справке: ((7000+60000+6000))*20%*10%)= 1460 грн.
  • В строке «Сводная налоговая накладная» указывается код признака (п. 11 Порядка № 1307):

 «1» – для начисления НО согласно п. 198.5 НК; «2» – для начисления НО согласно п. 199.1 НК.

  • В строке «Не подлежит выдаче покупателю» ставится отметка «Х» и указывается тип причины:

 «04» – поставки в пределах баланса для непроизводственного назначения;

«08» – поставки, не являющиеся объектом обложения НДС;

«09» – поставки, освобожденные от обложения НДС;

«13» – использование производственных/ непроизводственных основных средств, др. товаров (услуг) в нехозяйственной деятельности.

  • Заглавная часть сводной НН с кодами признака «1» и «2» (п. 11 Порядка № 1307) заполняется так:

*в графе «Получатель (покупатель)» – приводится собственное наименование;

*строке «Индивидуальный налоговый номер покупателя» – условный ИНН «600000000000», налоговый номер покупателя не указывается.;

*в графе 2 «Номенклатура товаров/услуг поставщика (продавца)» – дата составления и порядковые номера НН, выписанных поставщиками товаров (услуг), необоротных активов, по которым определяются НО ((пп. 1, 8, 10 п. 16 Порядка № 1307);

Если основанием для отражения НК согласно п. 201.11 НК служит заменитель НН (чеки, транспортные билеты, гостиничные счета) или таможенные декларации – тогда в графе 2 указываются даты и номера таких документов (ОИР, категория 101.16);

*в графе 4 «Единица измерения товара/услуги, условное обозначение» – ставится «грн.»; графы 3.1, 3.2, 3.3, 5–9 не заполняются.

*Срок регистрации НН до 20го числа следующего за отчетным месяцем, срок составления не позднее по-следнего числа месяца, в котором произошло событие. (Кат. ЗІР 101.16, Порядок 1307)

Рассчитываем обьем по каждой НН: 60000-(60000*90%(ЧВопод))=6000 грн (графа 10 сводной НН)

 

Обратите внимание, что строку 21 Декларации (отрицательное значение) накопленное в периодах ранее распределять не нужно. Поскольку определить четко налоговый кредит из которого сформировано данное значение, не является возможным. Нашу позицию та же подтвердили на горячей линии ГНС в устном разьяснении ссылаясь на 199 ст. НКУ.

   Рисунок №2

 

  • Отражаем «распределительные» НО в Декларации по НДС, в первом разделе Декларации в строчках 1, 4.2, 4.3 в зависимости от ставки НДС и не забываем подать Приложение 6 в составе Декларации.

А также в части макулатуры необходимо подать Приложение 5 к Декларации по НДС с заполненной таблицей 2, где код льготы указываем 14060465.

Годовой перерасчет НДС.

1. В декабре 2021 года обязательно проводим расчет новой (итоговой) ЧВнеопод. за весь год в приложении Д6 к декларации по НДС. (В строке 3.1 таблицы 1. «Один календарний рік (поточний)».)

Для определения облагаемых и необлагаемых поставок используются данные р. І деклараций по НДС за январь – декабрь 2021 года и уточняющих расчетов к ним в 2021 г.

2. Проводим корректировку НО. По результатам новой ЧВнеопод рассчитываем «Распределительные» НО и регистрируем РК к сводной НН.

Предположим, что условно новая ЧВнеопод составила 5,66%, ЧВопод - 94,34%.

 «Распределительные» НО рассчитываем в бухгалтерской справке:

 ((60000+6000+7000)) *20%*5,66%=826,36 грн.

Таким образом, нужно откорректировать: 1460 -826,36=633,64 грн.

*В РК к сводной НН указываем тип причины «09» (п. 199.1 НКУ).

*в поле «Не підлягає наданню отримувачу (покупцю) з причини (зазначається відповідний тип причини)» расчета корректировки традиционно ставим отметку «Х». Такая же отметка будет и в поле «Підлягає реєстрації в ЄРПН постачальником (продавцем)».

*В поле «До зведеної податкової накладної» указывают код признака 2 (ст.199.1 НКУ)

*Далее необходимо сторнировать каждую строку налоговой накладной и добавлять новые строки с откорректированными данными. Поэтому РК будет содержать столько групп корректировок, сколько строк в сводной налоговой накладной. (ЗІР 101.15)

*в графе 2.1 «код причини» указывают код «202» (Корректировка сводной налоговой накладной, составленной в соответствии с п. 199.1 ст. 199 НКУ));

— в графе 3 «Опис (номенклатура) товарів/послуг, вартість чи кількість яких коригується» строки сводной налоговой накладной, которая корректируется, указывают даты составления и порядковые номера налоговых накладных, составленных на такого налогоплательщика при поставке ему товаров/услуг, необоротных активов, по которым он начислял компенсирующие налоговые обязательства согласно п. 199.1 НКУ.

Образец заполненного РК к сводной НН представлен на рис.3 ниже.

Рисунок №3

 

Ниже представлен «лайфхак» по легкому и быстрому заполнению РК к сводной НН в медке, достаточно заполнить все пункты по примеру рисунка №4.

Рисунок №4

 

3.Отражение результатов годового перерасчета в декларации по НДС. Результаты перерасчета «распределительных» НО, по ст. 199 НКУ, фиксируются в таблице 2 приложения Д6, в которой заполняются:-  даты и номера сводных налоговых накладных и РК к ним,

- объемы условной поставки без НДС, подлежащие корректировке,

- сумма налога, которая увеличивает или уменьшает (со знаком «–») сумму к»распределительных» НО;

Т.о, итоговая сумма корректировки компенсирующих НО из таблицы 2 приложения Д6 переносится: — в строку 4.1.1, или 4.2.1, 4.2.3 (в зависимости от ставки НДС) декларации за декабрь 2021 г.

Перерасчет налогового кредита по необоротным активам

Трехлетний перерасчет НК проводится для необоротных активов, которые приобретены и/или изготовлены до 01.07.2015 и используются частично в налогооблагаемых операциях, а частично — нет.

Согласно п. 42 подраздела 2 р. ХХ НКУ, плательщик осуществляет перерасчет доли использования необоротных активов, приобретенных и/или изготовленных до 01.07.2015, в налогооблагаемых операциях, исчисленной в соответствии с п. 199.2 и п. 199.3 НКУ (исходя из фактических объемов проведенных в течение года облагаемых и необлагаемых операций) по итогам одного, двух и трех календарных лет, следующих за годом, в котором они начали использоваться (введены в эксплуатацию). А при снятии с учета налогоплательщика, в т.ч. по решению суда, перерасчет доли осуществляется исходя из фактических объемов облагаемых и необлагаемых операций, проведенных с начала текущего года до даты снятия с учета.

Таким образом, необоротные активы, которые одновременно используются в налогооблагаемых и льготных операциях, приобретенные (изготовленные):

— до 01.07.2015 (в т.ч. те необоротные активы, за которые были перечислены авансы до указанной даты), продолжают перечислять 3 года, следующие за годом ввода в эксплуатацию согл. п. 42 подраздела 2 р. ХХ НКУ (в таблице 3 приложения Д6);

— в 2021 году, участвуют только в общем годовом перерасчете НДС вместе с товарами/услугами, приобретенными с этой же целью (таблица 2 приложения Д6 декларации по НДС за декабрь 2021 года).

•           Механизм распределения заложен в таблице 3 приложения Д6.

•           Показатели ЧВопод. для перерасчета берем из колонки 6 строк 3.1–3.3 таблицы 1 прилож. Д6.

•           В таблице 3 приложения Д6 декларации по НДС за декабрь 2021 года перечисляем налоговый кредит по необоротным активам, которые начали одновременно использовать (ввели в эксплуатацию) год (в 2020 году), два (в 2019 году) и/или три года назад (в 2018 году) соответственно.

•           В колонке 3 необходимо указать стоимость необоротных активов, использованных в соответствующем году в «двойных» операциях. для «новеньких» это будет стоимость приобретения, а для «стареньких» — балансовая (остаточная) бухгалтерская стоимость на начало отчетного периода, в котором такие необоротные активы начали одновременно использоваться в льготной и налогооблагаемой деятельности.

•           В колонке 4 вписываем НДС, исчисленный как показатель гр. 3, умноженный на ставку (20%).

•           В колонке 5 — налог, ранее включенный в налоговый кредит.

•           В колонке 6:— в строке 1 результат (стр. 1 кол. 4 таблицы 3 х стр. 3.1 кол. 6 таблицы 1);

— в строке 2 фиксируем показатель (стр. 2 кол. 4 таблицы 3 х стр. 3.2 кол. 6 таблицы 1);

— в строке 3 вписываем результат (стр. 3 кол. 4 таблицы 3 х стр. 3.3 кол. 6 таблицы 1).

Показатели строк колонки 7 исчисляем по приведенной в ее названии формуле. Далее эти показатели включаются в строку 15 декабрьской декларации по НДС.

!!!Перерасчет доли использования НА, приобретенных до 01.07.2015, в облагаемых и необлагаемых операциях осуществляется в таблице 3 приложения Д6, включая случаи, когда во втором/третьем году отсутствовали освобожденные от налогообложения операции (см. письмо ГФСУ от 08.02.2017 г. № 2377/6/99-99-15-03-02-15).

Если плательщик НДС прекратил осуществлять необлагаемые операции еще в году приобретения необоротных активов, приобретенных до 01.07.2015, то по ним перечислять налоговый кредит нужно было только раз — по итогам отчетного года их приобретения, а уже со следующего года — спецперерасчет не проводится. Если же осуществление необлагаемых операций прекратится, скажем, по итогам первого года эксплуатации, то спецперерасчет все равно придется проводить по итогам второго и третьего годов эксплуатации, даже если во втором/третьем году отсутствовали необлагаемые операции.

Если «старый» НА стал «двойным» не сразу, то поскольку НДС распределялся по новым правилам (путем начисления НО) – ГОДОВОЙ перерасчет проводим по новым правилам, один раз по итогам года, в котором НА стал «двойным» п.199.4 НКУ и трехкратные перерасчеты не производим. (ЗІР 101.14)

 

ИЗУЧАЕМ НОВЫЙ СТАНДАРТ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ

ДСТУ 4163:2020 «Уніфікована система організаційно-розпорядчої документації. Вимоги до оформлення документів». Вступил в силу 01.09.2021

Этот стандарт распространяется на организационно-распорядительные документы независимо от носителя информации (далее - документы), в частности на:

- организационные (положения, уставы, должностные инструкции, штатные расписания и т.п.);

- распорядительные (постановления, решения, приказы, распоряжения);

- информационно-аналитические (акты, справки, докладные записки, объяснительные записки, служебные письма и т.д.)

- документы, создаваемые в результате деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, организаций и других юридических лиц (далее - юридическое лицо) независимо от их функционально целевого назначения, уровня и масштаба деятельности и формы собственности.

Стандарт устанавливает: состав реквизитов документов; требования к содержанию и места расположения реквизитов в документах; требования к бланкам и оформления документов; требования к изготовлению документов.

Реквизиты документов:

01 - изображение Государственного Герба Украины, Герба Автономной Республики Крым

02 - изображение эмблемы юридического лица или торговой марки (знака для товаров и услуг)

03 - наименование юридического лица высшего уровня

04 - наименование юридического лица

05 - наименование структурного подразделения юридического лица

06 - справочные данные о юридическом лице

07 - код формы документа

08 - код юридического лица

09 - название вида документа

10 - дата документа

11 - регистрационный номер документа

12 - ссылка на регистрационный номер и дату документа, на который дают ответ

13 - место составления документа

14 - гриф ограничения доступа к документу

15 - адресат

16 - гриф утверждения документа

17 - резолюция

18 - отметка о контроле

19 - заголовок к тексту документа

20 - текст документа

21 - отметка о наличии приложений

22 - подпись

23 - оттиск печати

24 - виза документа

25 - гриф согласования (одобрения) документа

26 - отметка о заверении копии документа

27 - сведения об исполнителе документа

28 - отметка об ознакомлении с документом

29 - отметка о выполнении документа

30 - отметка о поступлении документа к юридическому лицу

31 - запись о государственной регистрации

32 - отметка о наличии экземпляра с бумажным (электронным) носителем информации.

Документы, которые создают юридические лица, обязательно должны иметь такие реквизиты: наименование юридического лица (04), название вида документа (09) (не указывается в письмах), дата документа (10), регистрационный номер документа (11), заголовок к тексту документа (19), текст документа (20), подпись (для электронных документов - электронная подпись или электронная печать в случае отсутствия электронной подписи) (22).

В документах, которые оформляют на двух и более страницах, реквизиты 21-28 проставляют после текста документа (20), а реквизиты 29-30 - на нижнем поле первой страницы документа.

Документы составляют в форме продольных бланков и в форме угловых бланков. Ниже приведена рекомендуемая схема размещения выщеуказанных реквизитов на наиболее распространенном у субъектов хозяйствования продольном бланке документа.


 


Рассмотрим нюансы применения наиболее применяемых реквизитов на документах субъектов хозяйствования.

  • Реквизит 02 - изображение эмблемы юридического лица или торговой марки (знака для товаров и услуг)

По умолчанию, изображение эмблемы юридического лица или торговой марки (знака для товаров и услуг) в соответствии с положением (уставом) о юридическом лице размещают на бланке документа с левой стороны от наименования юридического лица или частично или полностью на площади отведена для размещения реквизитов «Наименование юридического лица высшего уровня», «Наименование юридического лица » и «Наименование структурного подразделения юридического лица». Однако, поскольку большинство субъектов хозяйствования не имеет право на документах указывать изображение государственного герба, то допускается размещать эмблему или торговую марку юрлица на верхнем поле бланка документа (вместо государственного герба).

Нельзя заменять наименование юридического лица изображением эмблемы или торговой марки (знака для товаров и услуг), даже если наименование полностью воспроизведен в изображении. Этот реквизит используют только вместе с наименованием юридического лица. Размеры изображения эмблемы юридического лица или торговой марки (знака для товаров и услуг) не ограничиваются. Рекомендуемая высота изображения - не более чем 17 мм.

  • Реквизит 04 - наименование юридического лица

Данный реквизит относится к обязательным реквизитам любого документа юрлица. Наименование юридического лица - автора документа - должен отвечать полном наименованию, указанному в положении (уставе) о юридическом лице. Ниже полного наименования (отдельной строкой по центру) размещают сокращенное наименование юридического лица, если оно официально зафиксировано в положении (уставе). Сокращенное наименование отмечают в скобках или без них!!!

  • Реквизит 05 - наименование структурного подразделения юридического лица

Наименование структурного подразделения юридического лица, в том числе обособленного структурного подразделения, отмечают в случае, если структурный подразделение является автором документа, и располагают его ниже наименования юридического лица.

  • Реквизит 06 - справочные данные о юридическом лице

Данный реквизит является необязательным для всех документов юрлица, но, как правило, всегда указывается в письмах юрлица, входя в реквизиты, так называемого «фирменного бланка». Справочные данные о юридическом лице должны содержать следующее: почтовый адрес и другие сведения (номера телефонов, телефаксов, счетов в банке, адрес электронной почты, адрес официального веб-сайта и т.д.). Эти данные размещают ниже наименования юридического лица или структурного подразделения.

Реквизиты почтового адреса отмечают в такой последовательности: название улицы, номер дома, номер корпуса или офиса (при необходимости), название населенного пункта, района, области, почтовый индекс.

Если местонахождение юридического лица отличается от адреса фактического осуществления деятельности или размещения офиса, в справочных данных допустимо указывать два адреса: юридический (указанный в ЕГРПОУ) и фактический (для переписки).

Номера телефонов и телефаксов отмечают соответствии с национальным форматом в такой последовательности: междугородний префикс, код населенного пункта (в скобках), телефонный номер, который отделяют от кода и разделяют пробелами (а не тире!!!). Например, (0619) 42 65 20.

  • Реквизит 08 - код юридического лица

В обычном документе код юрлица согласно ЕГРПОУ указывают в правом верхнем углу на уровне наименования юрлица. Однако в письмах код ЕГРПОУ необходимо указывать под справочными данными о юрлице.

  • Реквизит 09 - название вида документа

Название документа указывают на всех документах, кроме писем. Название вида документа (приказ, решение, протокол, акт, справка, докладная записка и т.п.) должно соответствовать названию, зафиксированного в перечне унифицированных форм документов, введенных в юридическом лице. Такой перечень должен содержать названия унифицированных форм документов согласно Национального классификатора управленческой документации НК 010:2021 и названия других документов, соответствующих организационно-правовому статусу юридического лица, закрепленному в положении (уставе).

Название вида документа на продольных бланках размещают посередине.

  • Реквизит 10 - дата документа

Еще один обязательный реквизит документа. Дата документа - это, соответственно, дата его подписания, утверждения, принятия, регистрации или составления. Кроме того, датируют все служебные отметки, проставлены на документе, а именно: визу, резолюцию, отметку о заверении копии документа, отметку о поступлении документа к юридическому лицу, отметку о выполнении документа, отметку об ознакомлении с документом.

Дату оформляют цифровым или словесно-цифровым способом. В случае оформления даты цифровым способом ее элементы отмечают арабскими цифрами в одну строку в такой последовательности: день месяца, месяц, год. В этом случае день месяца и месяц проставляют двумя парами цифр, разделенными точкой, год - четырьмя цифрами, точку в конце не ставят. Например,

01.09.2021

Допустимо оформлять дату в обратной последовательности: год, месяц, день месяца. Такой способ чаще всего используют во время служебной переписки с иностранными партнерами, поскольку он соответствует международной системе датировки документов. Например,

2021.09.01

В текстах нормативно-правовых актов и ссылках на них и в документах, содержащих сведения финансового характера, применяют словесно-цифровой способ указания дат с проставлением нуля в обозначении дня месяца, если он содержит одну цифру. Например,

01 вересня 2021 року

Допустим употреблять слово «рік» в сокращенном варианте «р.». Например,

01 вересня 2021 р.

В разных реквизитах одного документа дата может быть оформлена как словесно-цифровим способом, так и цифровым.

Во внутренних служебных документах (заявлениях, докладных и объяснительных записках и т.п.), оформленных не в бланке, дату проставляют слева от личной подписи автора документа.

При использовании информационных (автоматизированных) систем организации делопроизводства допустимо проставлять дату регистрации документа в составе штрих-кода или QR-кода, создаваемого средствами этой системы. Штрих-код проставляют в центре нижнего поля первой страницы документа, а QR-код (21 мм × 21 мм) - в нижнем левом углу первой страницы документа.

  • Реквизит 11 - регистрационный номер документа

Регистрационный номер документа состоит из порядкового номера этого документа в пределах группы документов, регистрирующих который дополняется индексами, применяемые в юридическом лице, в частности индексом по номенклатуре дел, структурного подразделения, корреспондентов, должностных лиц, рассматривающих или подписывающих документ, исполнителей, вопросов деятельности которых касается документ. Составные части регистрационного индекса отделяют друг от друга правосторонней наклонной чертой. Например, 123/01-10, 321/01/01-10, 01-10/456.

Место расположения регистрационного индекса на документе зависит от вида документа. Зачастую, в документах регистрационный индекс размещаю справа:

 

При использовании информационных (автоматизированных) систем организации делопроизводства разрешено проставлять регистрационный номер документа в составе штрих-кода или QR-кода, создаваемого средствами этой системы.

  • Реквизит 12 - ссылка на регистрационный номер и дату документа, на который дают ответ

Ссылка на регистрационный номер и дату документа размещают ниже или на уровне регистрационного индекса в специально отведенном месте на бланке. Например,

 

или

 

Реквизит 13 - место составления документа

Место составления документа размещают на уровне или ниже реквизитов «Дата документа» или «Регистрационный номер документа». Место составления документа должно соответствовать наименованию населенного пункта согласно КОАТУУ (по мнению автора, исходя из того, что стандарт был принят 20.07.2020 года, а введен в действие с 01.09.2021, то разработчики не могли знать о появлении Кодификатора (КАТЕТТО)!!!. Например:

с. Семенівка Мелітопольського району Запорізької області

с-ще Степове Фастівського району Київської області

смт Якимівка Мелітопольського району Запорізької області

м. Мелітополь

Київ

Обращаем внимание! В случае указания в этом реквизите столицы «Киев» сокращение «м.» НЕ применяют.

Реквизит 15адресат

Адресатами документа могут быть юридические лица, их структурные подразделения, конкретные должностные лица и граждане.

  • В случае адресации документа лицу или его структурному подразделению без указания должностного лица их наименования подают в именительном падеже. Название можно указывать, как полное, так и сокращенное, например:

Український науково-дослідний інститут архівної справи та документознавства

или

УНДІАСД

Товариство з обжененою відповідальністю «Багряниця»

или

ТОВ «Багряниця»

  • В случае адресации документа руководителю юридического лица или его заместителю наименование юридического лица должно быть составной частью наименования должности адресата, которое отмечают в дательном падеже. Например:

Директору Товариства з обмеженою відповідальністю «Багряниця»

Олені ЧУПРУН

или

Директору ТОВ «Багряниця»

Олені ЧУПРУН

  • Если документ адресуют руководителю структурного подразделения юридического лица, то наименование юридического лица указывают в именительном падеже, а должность, собственно имя и фамилия адресата - в дательном. Например:

ТОВ «Багряниця»

Головному бухгалтеру

Валентині ГРУЦЕЛЯК

или

Український науково-дослідний інститут архівної справи та документознавства

Завідувачу відділу документознавства

Володимиру КОНДРАТЮКУ

  • Если документ адресуют многим однородным юридическим лицам или их руководителям, адресата отмечают обобщенно в дательном падеже. Например:

Директорам комунальних підприємств м. Мелітополя

Документ не может иметь более четырех адресатов. Слово «копия» перед указанием наименований второго, третьего, четвертого адресата не ставят. В случае отправки документа более четырем адресатам составляют список рассылки, а на каждом документе указывают только одного адресата.

  • Реквизит «Адресат» может содержать почтовый адрес. Реквизиты почтового адреса отмечают следующим образом:

Державний архів Житомирської області

вул. Охрімова Гора, буд. 2/20, корп. 1,

м. Житомир, 10003

Юрію Ковтанюку

вул. Житомирська, буд. 23, с. Токарів,

Новоград-Волинський р-н,

Житомирська обл.,

11754

Почтовый адрес не указывают на документах, которые направляют органам законодательной и исполнительной власти, а также постоянным корреспондентам.

Реквизит 16 - гриф утверждения документа

Гриф утверждения документа состоит из слова УТВЕРЖДАЮ, наименование должности, личной подписи, собственного имени, фамилии лица и даты утверждения, если документ утверждает должностное лицо, в полномочия которой относится решение вопросов, приведенных в этом документе. Гриф утверждения документа располагают в правом верхнем углу первого листа документа. Например:

ЗАТВЕРДЖУЮ

Директор ТОВ «Багряниця»

___Чупрун__ Олена ЧУПРУН

09.09.2021

В случае утверждения документа несколькими должностными лицами или коллегиальными органами юридического лица оформляют соответствующее количество грифов утверждения, располагая их на одном уровне горизонтально, а если больше двух - на одном уровне горизонтально вертикальными строчками в произвольном порядке.

Если созданный документ утвержден распорядительным документом юридического лица, то гриф утверждения состоит из слова УТВЕРЖДЕНО, названия вида распорядительного документа в именительном падеже, его даты и номера. Например:

ЗАТВЕРДЖЕНО

Наказ директора ТОВ «Багряниця»

09.09.2021 № 21-з

Перечень видов документов, которые должны быть утверждены с проставлением грифа утверждения, определяет юридическое лицо на основании законодательства и с внесением в инструкцию по делопроизводству.

Реквизит 17 – резолюция.

Резолюция - это совершенная должностным лицом надпись на документе, содержащем краткое содержание принятого ею решения по выполнению документа.

Резолюция максимально может состоять из следующих элементов: фамилия (-и), собственное (-ые) имя (имена) исполнителя (-ей) в дательном падеже, содержание поручения, срок исполнения, личную подпись руководителя, дата. На документах со сроками исполнения, не требующие дополнительных указаний, в резолюции отмечают исполнителя, подпись автора резолюции и дату. Если поручение дано нескольким должностным лицам, главным исполнителем документа является лицо, указанное в резолюции первым.

Резолюцию проставляют рукописно непосредственно на документе ниже реквизита «Получатель» параллельно к основному тексту или на свободном от текста месте в верхней части первого листа с лицевой стороны, но не на поле документа, предназначенном для подшивки.

Если на документе нет свободного места для резолюции или документ подлежит возврату, или это электронный документ, то резолюцию оформляют на отдельном листе или специальном бланке, на котором отмечают: например, К вх. № 123/01-10 от 25.08.2021.

Реквизит 19 - заголовок к тексту документа.

Этот реквизит относится к когорте обязательных. Заголовок к тексту документа должен содержать краткое изложение основного смыслового аспекта содержания документа. Он должно быть коротким, грамматически согласованным с названием документа, точно передавать смысл текста и отвечать на вопрос «о чем?», «чего?», «кого?». Например:

Наказ (про що?) про надання відпустки;

Лист (про що?) про організацію конференції;

Протокол (чого?) засідання атестаційної комісії;

Посадова інструкція (кого?) головного спеціаліста

Заголовок к тексту документа оформляют в специально отведенном месте на бланке, но по умолчанию его располагают с левой части бланка ниже адресата.

Реквизит 20 - текст документа.

Данный реквизит является основным. Информацию в тексте документа нужно подавать кратко, грамотно, понятно и объективно. Текст документа не может содержать повторов, а также слов и оборотов, которые не несут смысловой нагрузки. Текст документа оформляют в виде сплошного связного текста, анкеты, таблицы или с сочетанием этих форм.

Украинский язык является обязательным к применению (ст. 37 ЗУ «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного»):

- при переписке с органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями государственной и коммунальной форм собственности;

- при подготовке уставных документов и решений, статистической, налоговой и иной отчетности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Тексты документов, которые присылают зарубежным адресатам, по предварительной договоренности, можно составлять на украинском языке, на языке страны-адресата или одним из языков международного общения.

Реквизит 21 - отметка о наличии приложений

Информацию о приложениях указывают после текста письма перед подписью. Если полное название приложений указывается в тексте письма, то в отметке о приложениях указывается общее количество листов приложений и количество их экземпляров. Например:

Додаток: на 5 арк. у 2 прим.

Если документ имеет приложения, полные названия которых не приведены в тексте документа, то эти названия нужно указать в отметке о наличии приложений с указанием количества листов в каждом приложении и количества их экземпляров. Например:

Дотатки: 1. Довідка про виконання плану розвантажувальних робіт за II квартал 2019 р. на 5 арк. в 1 прим.

2. Графік ремонтних робіт на III квартал 2019 р. на 3 арк. в 1 прим.

Если к документу прилагают другой документ, имеющий приложения, то отметку о наличие приложений оформляют следующим образом:

Додаток: лист Державного архіву Київської області від 25.05.2019 № 01-10/123 і додаток до нього, всього на 15 арк. у 2 прим.

Если приложения сброшюрованные, то количество их листов не указывают. Например:

Додаток: форми галузевої звітності в 1 прим.

В случае, если документ содержит более десяти приложений, то составляют описание, а отметку о наличие приложений оформляют так:

Додатки: згідно з описом на 2 арк.

Если приложение направляют не по всем указанным в документе адресам, то отметку о наличии приложений оформляется так:

Додаток: на 15 арк. в 1 прим, на першу адресу.

В приложениях справочного характера (графики, схемы, таблицы, списки, формы и т.п.) основного документа, утвержденного распорядительным документом, отметку делают в верхнем правом углу первого листа приложения.

Додаток 3

до Правил організації діловодства та архівного зберігання документів у державних органах, органах місцевого самоврядування, на підприємствах, в установах і організаціях (пункт 25)

В распорядительном документе отметку о наличии приложения оформляют непосредственно в тексте документа словами: «прилагается», «согласно приложению 1», «согласно приложению 2» или «см. приложение С». А в самом приложении к распорядительному документу в верхнем правом углу первого листа проставляют отметку со ссылкой на этот документ, его дату и номер. Если к распорядительному документу прилагается одно приложение, то его НЕ нумеруют. При наличии нескольких приложений отмечают их порядковые номера. Знак «№» перед цифровыми обозначениями не ставят. На втором и последующих листах приложения делают отметку «Продолжение приложения».

Все приложения к документам визирует работник, который создал документ, и руководитель структурного подразделения юридического лица, в котором он создан.

Реквизит 22 – подпись.

Обязательный реквизит. Подпись должна содержать наименование должности лица, подписывающего документ (в полной форме, если документ оформлен не на бланке, в сокращенной – на документе, напечатанном на бланке), личная подпись (кроме электронных документов), имя и фамилия. Например:

 

Директор                                            Чупрун                                                            Олена ЧУПРУН

ТОВ «Багряниця»

 

Директор                                            Чупрун                                                            Олена ЧУПРУН

Если документ подписывают несколько должностных лиц одного юридического лица, то их подписи располагают друг под другом в соответствии с подчиненности этих лиц. Например:

 

Директор                                            Чупрун                                                            Олена ЧУПРУН

 

Головний бухгалтер                           Груцеляк                                                         Валентина ГРУЦЕЛЯК

 

В случае подписания совместного документа несколькими лицами, занимающими одинаковые должности, их подписи размещают на одном уровне. Документы коллегиальных органов подписывают председатель коллегиального органа и секретарь.

В случае отсутствия должностного лица, наименование должности, имя и фамилия которого указано в документе, его подписывает лицо, исполняющее его обязанности, или его заместитель. В этом случае обязательно отмечают фактическую должность, имя, фамилия лица, подписавшего документ (исправления вносят рукописным или машинописным способом, если документ невозможно перепечатать). Например:

Заступник директора                        Середа                                                            Володимир СЕРЕДА

Директор                                                                                                                  Олена ЧУПРУН

 

Нельзя при подписании документа ставить предлог «За» или правостороннюю косую черту перед наименованием должности. Слова «Виконуючий обов’язки» или «В. о.» в наименование должности руководителя юридического лица добавляют только в случае его замещение на основании распорядительного документа (приказа).

Подпись размещают под текстом документа или под отметкой о наличии приложений. Личную подпись во всех реквизитах электронного документа, в состав которых он входит, заменяют электронной подписью.

Реквизит 23 - печать

Юридические лица, в соответствии с положением (уставом) имеют гербовую печать или основную круглую печать юридического лица с указанием наименования и идентификационным кодом ЕГРПОУ, которой могут свидетельствовать на документе подпись должностного (ответственного) лица.

Другие виды печатей (структурных подразделений (службы делопроизводства, бухгалтерии, кадровой службы и т.д.), для отдельных категорий документов (для копий, пропусков, конвертов и т.д.), металлические печати (для опечатывания помещений, шкафов, сейфов)), их количество и порядок применения юридическим лицом определяют в инструкции по делопроизводства.

Оттиск печати ставят так, чтобы он охватывал последние несколько букв наименование должности лица, подписавшего документ, но не личную подпись должностного лица, либо в специально предназначенном для этого месте с отметкой «МП»!!!

Реквизит 24 - виза документа

Визой подтверждают внутреннее согласование документов. Виза должна состоять из следующих элементов: наименование должности (при необходимости), личной подписи, собственного имени и фамилии лица, визирует документ, даты визирования. Например:

Начальник юридического отдела

Дондик            Олена ДОНДИК

10.09.2021

Реквизит 26 - отметка о заверении копии документа

Отметка о заверении копии документа состоит из следующих элементов: слов «Згідно з оригіналом» (без кавычек), наименование должности, личной подписи лица, заверившего копию, его собственного имени и фамилии, даты заверения копии. В случаях, определенных законодательством, копии документов удостоверяющих отражением печати юридического лица, структурного подразделения (службы делопроизводства, службы кадров, бухгалтерии и т.п.) юридического лица или печати «Для копий».

 

Згідно з оригіналом

Директор Чупрун Олена ЧУПРУН

10.09.2021

            Отметка о заверении копии документа проставляется ниже реквизита «Подпись» на лицевой стороне последнего листа копии документа.

Реквизит 28 - отметка об ознакомлении с документом

Эта отметка свидетельствует о факте ознакомления работника (-ов) с содержанием управленческого (их) действия (й) в отношении него (них) и состоит из следующих элементов: слов «З документом ознайомлений (-а, -і):» (без кавычек), личной (ых) подписи (-ей), собственного (ых) имени (имен), даты, которую каждый работник собственноручно проставляет во время ознакомления. В отметке об ознакомлении с документом вместо слова «документ» может быть указан конкретный вид документа (приказ, распоряжение, акт, должностная инструкция тому подобное). Например:

З наказом ознайомлений:

Дондик               Олена ДОНДИК

10.09.2021

Реквизит 30 - отметка о поступлении документа к юридическому лицу

Отметка о поступлении документа к юридическому лицу должно содержать следующие элементы: сокращенное наименование юридического лица, к которому поступил документ, входящий регистрационный индекс, дату (при необходимости - часы и минуты) поступления документа.

Отметку о поступлении документа в юридического лица проставляют рукописно или с использованием штампа, автоматического нумератора в правом углу нижнего поля на лицевой стороне первого листа оригинала документа.

При использовании информационных (автоматизированных) систем организации делопроизводства эту отметку проставляют с помощью штрихового кода (штрих-кода).

Требования к оформлению бланков документов и оформлению документов

Для изготовления бланков организационно-распорядительных документов нужно использовать листы бумаги формата А4 (210 мм × 297 мм) и А5 (210 мм × 148 мм). Допустимо использовать бланки формата АЗ (297 мм × 420 мм) для оформление документов в виде таблиц.

Поля бланков: 30 - левое; 10 - правое; 20 - верхнее и нижнее.

Организационно-распорядительные документы изготавливают с помощью автоматизированных и / или печатных средств. Отдельные внутренние документы (заявления, объяснительные и докладные записки и т.д.), авторами которых являются должностные и другие физические лица, допустимо оформлять рукописным способом.

Для печати текстов документов нужно использовать гарнитуру Times New Roman и шрифт размером 12-14 печатных пунктов. Допустимо использовать шрифт размером 8-12 печатных пунктов для печатания реквизитов «Справочные данные о юридическом лице», «Код юридической лица», «Сведения об исполнителе документа», сносок, поясняющих надписей к отдельным элементам текста документа и т.д.

Для печати реквизита «Название вида документа» можно использовать р а з р е ж е н н ы й шрифт размером 14-16 печатных пунктов.

Для печати реквизитов «Наименование юридического лица», «Наименование структурного подразделения юридического лица», «Название вида документа» и «Заголовок в тексту документа» допустимо использовать полужирный прямой шрифт.

Текст документов на листах бумаги формата А4 рекомендуется печатать через 1-1,5 межстрочных интервала, а формата А5 - через 1 межстрочный интервал.

Реквизиты документа (кроме текста), состоящие из нескольких строк («Справочные данные о юридическом лице», «Заголовок к тексту документа», «Отметка о наличии приложений»), печатают через 1 межстрочный интервал.

Составные части реквизитов «Адресат», «Гриф утверждения документа», «Гриф согласование (одобрение) документа» отделяют друг от друга через 1,5 межстрочный интервал.

Реквизиты «Наименование юридического лица высшего уровня», «Наименование юридического лица», «Название вида документа» печатают большими буквами.

Расшифровка подписи в реквизите «Подпись» печатают на уровне последней строки наименования должности.

Максимальная длина строки многострочных реквизитов (кроме реквизита «Текст документа») - 73 мм. Если заголовок к тексту документа превышает 150 печатных знаков (5 строк), его разрешено продлевать до границы правого поля. Точку в конце заголовка НЕ ставят.

Отступы от левого поля документа:

  • 10 мм - для абзацев в тексте;
  • 90 мм - для реквизита «Адресат»;
  • 100 мм-для реквизитов «Гриф утверждения документа» и «Гриф ограничения доступа к документу»;
  • 125 мм -для расшифровки подписи в реквизите «Подпись»

Не делают отступление от границы левого поля для реквизитов: «Дата документа», «Заголовок к тексту документа», «Текст документа» (без абзацев), «Отметка о наличие приложений», «Виза документа», «Гриф согласования (одобрения) документа», «Отметка о заверении копии документа», «Сведения об исполнителе документа», «Отметка об ознакомлении с документом», «Отметка об исполнении документа», наименование должности в реквизите «Подпись», а также слов «СЛУШАЛИ», «ВЫСТУПИЛИ», «РЕШИЛИ», «ПОСТАНОВИЛИ», «ПРИКАЗЫВАЮ», «ОБЯЗЫВАЮ».

При оформлении документов на двух и более страницах вторая и последующие страницы должны быть пронумерованы. Номера страниц ставят посередине верхнего поля листа арабскими цифрами без указания слова «страница» и знаков препинания. Первую страница не нумеруют. Страницы документа и каждого из приложений имеют отдельную нумерацию.

ЮРИДИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА

СИТУАЦИЯ: может ли предприятие уничтожать первичные документы, если со дня подачи отчетности, для составления которой использовались указанные документы, уже прошло 1095 дней, однако налоговой проверки за этот период не было?

Нормативное регулирование: п. 44.3 и 44.4 ст. 44 НКУ и Перечень типовых документов, образующихся в процессе деятельности гос. органов и ОМС, других учреждений, предприятий и организаций, с указанием сроков хранения документов, утв. приказом Минюста 12.04.2012 г. № 578/5 (далее - Перечень № 578).

I. Пункт 44.3. (в редакции согласно ЗУ № 466-IX от 16.01.2020) налогоплательщики ОБЯЗАНЫ обеспечить хранение документов, определенных пунктом 44.1 этой статьи, а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, в течение ОПРЕДЕЛЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ СРОКОВ, но не менее:

- 1095 дней (2555 дней - для документов и информации, необходимой для осуществления налогового контроля за трансфертным ценообразованием в соответствии со статьями 39 и 39-2 настоящего Кодекса) со дня подачи налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее непредоставления - с предусмотренного настоящим Кодексом предельного срока представления такой отчетности,

- 1095 дней со дня осуществления соответствующей хозяйственной операции - для документов, связанных с выполнением требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы,

- 1095 дней со дня окончания срока действия - для соответствующих разрешительных документов.

Пункт 44.4. Если документы, указанные в пункте 44.1 этой статьи, связанные с предметом проверки, проведением процедуры административного обжалования принятого по ее результатам налогового уведомления-решения или судебного разбирательства, такие документы должны храниться до окончания проверки и предусмотренного законом срока обжалования принятых по ее результатам решений и / или решения дела судом, но не менее сроков, предусмотренных пунктом 44.3 этой статьи.

ІІ. В соответствии со ст. 336 п. 4.2 главы 4 раздела І Перечня № 578, срок хранения первичных документов составляет 3 года с учетом примечания к ст. 186 п. 3.1 гл. 3 разд. И Перечня № 578/5, в которой указано «При условии завершения проверки государственными налоговыми органами по вопросам соблюдения налогового законодательства».

Таким образом, условием уничтожения первичных документов является не только истечении установленного срока их хранения (3 года), но и ОКОНЧАНИЯ ПРОВЕРКИ налоговыми органами.

Некоторые аналитики считают, что если на момент окончания предусмотренных сроков хранения ПРОВЕРКА не начата, то документы могут быть уничтожены (сданы в макулатуру).

Однако, эти положения должны применяться с учетом и других требований НК Украины. Так, согласно п. 102.1 настоящего Кодекса налоговый орган имеет право провести проверку не позднее окончания 1095 дня (для контролируемых операций (ст. 39 НКУ) этот срок составляет 2555 дней), следующего за последним днем ​​предельного срока представления налоговой декларации и / или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом, а если налоговая декларация подана позже - за днем ​​ее фактического представления.

Также необходимо помнить, что согласно абз. 3 п. 44.1 НКУ указанные сроки хранения документов продлевают на период остановки отсчета срока давности в случаях, предусмотренных п. 102.3 НКУ. В период с 18 марта 2020 года по последний календарный день месяца (включительно) окончания действия карантина останавливается течение сроков давности, предусмотренных ст. 102 НКУ (п. 52-2 подраздела 10 раздела ХХ "Переходные положения" НКУ).

ВАЖНО: на период карантина остановлены сроки течения сроков давности, а значит и сроки хранения документов, и сроки их проверки налоговым органом.

Кроме того: 1. О запрете уничтожать непроверенные документы указывает Укргосархив (письма от 30.10.2012 г.. № 01.2 / 3388 и от 03.07.2013 г.. № 01.2 / 2629).

2. П. 102.2 НКУ предусмотрены случаи проведения налоговых проверок без соблюдения сроков давности, установленных п. 102.1 настоящего Кодекса. В частности, если налогоплательщик не представил налоговую декларацию за соответствующий период.

3. Отдельные документы (банковские выписки) могут понадобиться при проверках соблюдения законодательства об социальном страховании (для проверки по ЕСВ сроков давности нет).

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: Согласно п. 121.1. ст. 121 НКУ Необеспечение налогоплательщиком хранения первичных документов в течение установленных статьей 44 настоящего Кодекса сроков их хранения - штраф в размере 1020 гривен. Кроме того, в случае досрочного уничтожения первичных документов в НКУ определено, что такие документы отсутствовали у такого плательщика во время составления отчетности.

ВАЖНО: ФЛП НЕ ОБЯЗАНЫ применять положения Перечня № 578. Это подтвердил Укргосархив в письме от 30.10.2012 г. № 01.2/3388.

Сроки хранения документов согласно Перечню № 578/5 всегда вычисляются с 1 января года, следующего за годом окончания дела. Например, отсчет срока хранения документов, завершенных делопроизводством в 2017 г., начинается с 01.01.2018 г. Если срок хранения такого документа составляет три года, то он заканчивается 01.01.2021 г.

Материалы семинара

1000 Осталось символов