Инфосправка 919

Информационный центр/

http://infocentr.biz.ua/

Информационная справка № 919 от 24.09.2021г.

Содержание:

  • Новости и разъяснения законодательства – стр. 1 – 2
  • Е-больничные: вопросы-ответы и отдельные важные нюансы – стр. 3 - 6
  • Порядок инспекционных посещений отменен – можно ли не допускать инспекторов Гоструда к проверке? – стр. 7
  • Распространенные нарушения (рекомендации) по результатам аудита – стр. 8
  • Снятие наличных средств с КПК или карты-ключ: отражение в бухучете в разных ситуациях – стр. 9
  • Юридическая страничка – стр.10

Карантин продлен до 31.12.2021

Если бизнес искусственно дробится на несколько ФЛП – избегаем подачи налоговой отчетности с одного места (IP-адреса) и работников-ФЛП

ГНСУ - https://tax.gov.ua/media-tsentr/novini/502892.html

По информации ГНСУ, предприятие, используя подконтрольных ФЛП-единщиков, наладила схему реализации продуктов питания за наличные средства и через банковские платежные POS-терминалы конечным покупателям без отражения таких операций в бухгалтерском учете с целью минимизации налоговых обязательств.

Проверкой установлено, что предприятие:

- передавало часть арендуемых помещений в субаренду ФОПам по заниженной стоимости;

- осуществляло поставки товаров в продажу;

- проводило инкассацию торговой выручки как собственной, так и ФЛП;

- подавало собственную налоговую отчетность и налоговую отчетность подконтрольных предпринимателей с одного IP-адреса.

Кроме того, ФЛП в подавляющем большинстве были работники предприятия.

Таким образом, по мнению ГНСУ, ревизорами ДПС полностью доказана и документально подтверждено фиктивность сделок продажи через ФЛП-единщиков.

Предприятию по решению контролирующего органа применены штрафные санкции на сумму более 4,3 млн. грн.

ГНСУ обновила план-график проверок юрлиц и финучреждений

ГНСУ - https://tax.gov.ua/diyalnist-/plani-ta-zviti-roboti-/446429.html

22.09.2021 ГНСУ опубликовала на своем сайте обновленный план-график проверок юрлиц и финучреждений (https://tax.gov.ua/data/material/000/351/446429/Plan_2021_na_sayt_09.xlsx). По сравнению с обновлением от 29.06.2021, количество проверяемых субъектов в 1-2 разделе не изменилось – 4382 проверки. Скорее всего изменения произошли внутри самого плана проверок в разрезе сроков проверки отдельных юрлиц.

Раздел III "Документальные плановые проверки физических лиц" и Раздел IV плана-графика "Документальные плановые проверки налогоплательщиков - юридических лиц по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц, военного сбора и единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование" остались без изменений.

ФССУ утвердило план-график проверок на 4 квартал 2021

По состоянию на 20 сентября планы-графики проведения документальных плановых проверок страхователей на IV квартал 2021 обнародовали все региональные управления Фонда соцстраха, в т.ч.

Киев - http://www.fssu.gov.ua/fse/control/kiev/uk/publish/article/103389

Запорожская область - http://www.fssu.gov.ua/fse/control/zap/uk/publish/article/91496

Херсонская область - http://fssu.gov.ua/fse/control/kher/uk/publish/article/93568

Днепропетровская область - http://www.fssu.gov.ua/fse/control/dnp/uk/publish/article/120661

Изменены сроки подачи финансовой отчетности

Постановление КМУ «О внесении изменений в Порядок представления финансовой отчетности» от 22.09.2021 № 998 (вступает в силу после опубликования, на 24.09.2021 еще не опубликован)

  • Продлен срок представления предприятиями, которые составляют финансовую отчетность по МСФО, годовой финансовой отчетности 2020 года и промежуточной финансовой отчетности за 2021 в едином электронном формате в центр сбора финансовой отчетности до 31 декабря 2021 года.
  • Особенности подачи финансовой отчетности:

БЫЛО

СТАЛО

Срок подачи промежуточной финансовой отчетности (I квартал, первое полугодие, девять месяцев), кроме консолидированной

не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом

в 2021 году - не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом

с 2022 года - не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом

Отчетность (промежуточная и годовая) для нужд налогового органа

в сроки, установленные НКУ

Годовая отчетность микропредприятий, малых предприятий, непредпринимательские общества и предприятий-единщиков

не позднее 28 февраля года, следующего за отчетным годом

Годовая отчетность средних предприятий

не позднее 28 февраля года, следующего за отчетным годом

не позднее 28 февраля года, следующего за отчетным годом налоговой и статистикеБаланс + Финрезультаты

не позднее 1 июня года, следующего за отчетным годом – полная отчетность

Годовая отчетность всех остальных предприятий, которые должны опубликовывать отчетность, в т.ч. применяющие МСФО

не позднее 28 февраля года, следующего за отчетным годом

не позднее 28 февраля года, следующего за отчетным годом налоговой и статистикеБаланс + Финрезультаты

не позднее 30 апреля или 1 июня (в зависимости от установленных сроков опубликования) года, следующего за отчетным годом – полная отчетность

Основания для включения в затраты ФЛП-общесистемника земельного налога

ГУ ГНС в Черкасской области - https://ck.tax.gov.ua/media-ark/news-ark/503313.html

Пп. 177.4.3 НКУ определено перечень расходов, непосредственно связанных с получением доходов ФЛП от осуществления хозяйственной деятельности на общей системе налогообложения, к которому, в частности, включаются суммы налогов, сборов, связанных с проведением хозяйственной деятельности такого физического лица - предпринимателя, кроме налога на добавленную стоимость для ФЛП, зарегистрированного в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, и акцизного налога, налога на доходы физических лиц с дохода от хозяйственной деятельности, налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, с объектов жилой недвижимости.

При этом ГНС делает вывод, что в случае если предприниматель на общей системе налогообложения владеет недвижимым имуществом, которое используется при осуществлении предпринимательской деятельности и расположен на земельном участке, на которую оформлено право собственности, то такое лицо имеет право включить в состав своих расходов сумму уплаченного земельного налога за указанный земельный участок.

С 01.10.2021 все без исключения РРО/ПРРО должны иметь возможность отражать в фискальном чеке цифровое значение штрих-кода акцизной марки

ГУ ГНС в Запорожской области - https://zp.tax.gov.ua/media-ark/news-ark/503281.html

Согласно Приказа Минфина «Об утверждении Изменений к Положению о форме и содержании расчетных документов / электронных документов» от 08.06.2021 № 329 до 01.10.2021 года производители (поставщики) должны доработать РРО для возможности отображения в фискальном чеке цифрового значения штрихового кода марки акцизного налога на алкогольные напитки.

Итак, с 01.10.2021 года в фискальном кассовом чеке, которые формируются всеми без исключения РРО / программными РРО, должно отмечаться цифровое значение штрихового кода марки акцизного налога на алкогольные напитки.

Следует отметить обратить внимание, что согласно ИНК от 06.09.2021 № 3347/ІПК/99-00-07-05-01-06 при наличии старых нереализованных запасов алкогольных напитков, которые маркированные старыми марками акцизного налога, не имеющие двухмерного штрих-кода быстрого реагирования и линейного штрих-кода, но не утратившие срок годности, могут реализовываться:

1)       без наклеивания новых марок

2)       без отражения в фискальном чеке РРО сведений со штрих - кода марки акцизного налога (серии и номера)

Можно ли ФЛП-единщику 2 группы оказывать услуги работнику юрлица-общесистемника

ЗІР 107.01.01 – «Чи порушуються умови перебування на другій групі платника ЄП ФОП, яка надала послуги працівнику ЮО, що перебувала у відряджені?»

Если ФЛП-единщиком второй группы были предоставлены услуги работнику юридического лица во время командировки и стоимость услуг оплачивается лично таким работником, то нарушений условий пребывания на второй группе плательщика единого налога не возникает.

Однако, если оплата стоимости услуг поступает на счет ФЛП-единщика второй группы от юридического лица, не являющегося плательщиком единого налога, за наемного работника, находящегося в командировке, то нарушаются условия пребывания физического лица - предпринимателя на второй группе плательщика единого налога.


Е-БОЛЬНИЧНЫЕ: ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ И ОТДЕЛЬНЫЕ ВАЖНЫЕ НЮАНСЫ

  • С какого времени полноценно внедряются е-больничные?

В Украине действует переходный период внедрения е-больничных до 1 октября 2021. Т.е. на сегодняшний день и до 1 октября могут выдаваться как бумажные больничные, так и е-больничные в зависимости от технических возможностей медицинских учреждений.

Однако в больницах поступило официальное разъяснение с МОЗ, что с 1 октября все больницы (ФЛП) перейдут на формирование медицинских заключений о временной нетрудоспособности, но бумажные листки нетрудоспособности будут выдаваться до 01.02.2022 только в определенных случаях, а именно:

  • продолжение и закрытие бумажных листков нетрудоспособности, выданных до 01 октября 2021;
  • истечение срока, в течение которого лечащий врач может внести изменения в медицинское заключение о временной нетрудоспособности в Реестре медицинских заключений в электронной системе здравоохранения. В таком случае решение о выдаче листка нетрудоспособности принимает врачебно-консультативная комиссия учреждения здравоохранения, а при их отсутствии главный врач учреждения;
  • пребывание в послеродовом отпуске в связи с усыновлением ребенка - до возникновения технической возможности внесения органами опеки и попечительства в Электронного реестра листков нетрудоспособности сведений о факте усыновления ребенка на основании решения суда об усыновлении;
  • возникновение технических ошибок при передаче данных между электронным реестром листков нетрудоспособности и Реестром медицинских заключений в электронной системе здравоохранения - до устранения таких ошибок. В таком случае листок нетрудоспособности выдается на основании сообщения ПФУ о наличии технической ошибки.

  • Какая разница между медицинским заключением и электронным больничным?

При обращении в больницу и подтверждении заболевания врач формирует в электронной системе медицинское заключение о временной нетрудоспособности - электронный документ, формируемый на основании медицинских записей в электронной системе здравоохранения, который содержит заключение врача по результатам медицинской экспертизы по временной потере трудоспособности, удостоверяющий временную нетрудоспособность и может быть основанием для создания электронной больничного.

Т.е. медицинское заключение формируется в любом случае и свидетельствует о том, что человек является несостоятельной с медицинской точки зрения. На создание врачом медицинского заключения о временной нетрудоспособности не влияет ни официальное трудоустройство человека, ни то или она вообще работает.

Медицинскому заключению в Реестре медицинских заключений в электронной системе здравоохранения присваивается номер с 16 символов в формате ХХХХ-ХХХХ-ХХХХ-ХХХХ

Медицинское заключение может подтверждать реальность болезни и уважительность отсутствия на каких-то мероприятиях (например, в суде, предъявления в других структурах как факт временного отсутствия, подтверждение отсутствия соискателей высшего образования на обучении т.д.).

Для возможности использование медицинского заключения в подтверждение факта нетрудоспособности в указанных случаях будет обеспечена возможность получения информации о медицинских заключениях на Портале «Дія».

Для этого необходимо на Портале «Дія» ввести в специальном разделе информацию о номере записи о сложившемся медицинское заключение о временной нетрудоспособности в Реестре медицинских заключений и сведения о трудоспособного человека достаточные для ее однозначной идентификации электронной системой здравоохранения.

Если же заболевший является застрахованным лицом (работает или является ФЛП) и ведомости о нем содержаться в Реестре застрахованных лиц, тогда после наложения КЭП лечащего врача на медицинское заключение, последнее автоматически передается с Электронной системы здравоохранения в Электронный реестр листков нетрудоспособности, в котором автоматически формируется е-больничный. Сформированный е-больничный автоматизированным путем попадает в Реестр застрахованных лиц Пенсионного фонда Украины в закрытом виде и сразу отображается в Электронном кабинете страхователя:

Электронная система здравоохранения

Реестр застрахованных лиц

Е-больничный

Электронный кабинет ПФУ

Медицинское заключение

 

Для лиц, по данным Реестра застрахованных лиц, которые не являются застрахованными е-больничный, не будет сформирован!!!

Сформированному е-больничному присваивается также единый регистрационный номер.

  • С какой даты может рассматривать комиссия (уполномоченный) увиденный больничный в Электронном кабинете ПФУ?

Исходя из того, что е-больничный формируется на основании медицинского заключения, то как в медицинском заключении, так и в е-больничном после его формирования сразу указывается дата закрытия больничного:

При этом однако он является закрытым днем в будущем - соответствующая дата закрытия указанная в электронной больничном и является плановой датой завершения временной нетрудоспособности или повторного осмотра, после которого может быть сформировано новое медицинское заключение или создан продляющий е-больничный и тому подобное. При этом первоначально больничный имеет статус «закрытый». По общему правилу, через 7 дней после завершения периода временной нетрудоспособности е-больничный работника меняет свой статус на «Готов к уплате». Только после этого больничный может рассматривать комиссиия (уполномоченный), приниматься решение, составляться заявка расчет и т.д.

Однако, в переходной период, до 01.10.2021, ФССУ констатирует (см. http://www.fssu.gov.ua/fse/control/main/uk/publish/article/977228) «е-больничные считаются выданными и становятся готовыми к уплате через 5 дней после закрытия». Т.е. только в течение 5 дней после завершения периода нетрудоспособности до 01.10.2021 можно комиссии (уполномоченному) проводить заседание и принимать решение о финансировании.

Напомним, что у работодателя есть срок для принятия решения комиссией (уполномоченным) – 10 календарных дней со дня получения больничного, а для формирования заявки расчета - 5 рабочих дней с даты принятия решения комиссии

При этом ФССУ говорит (см. http://www.fssu.gov.ua/fse/control/main/uk/publish/article/977228), что установленные сроки для принятия решения комиссии (уполномоченным) начинают свой отсчет с момента изменения статуса больничного на «Готов к уплате»!!!  Т.е. по сути у работодателя после завершения больничного есть не 10 дней для принятия решения комиссией (уполномоченным) по социальному страхованию, а 15 дней (с 01.10.2021 - 17 дней).

  • Как распознать что мы имеем дело с продленным е-больничным, а не с первичным (с новым страховым случаем)?

Есть мнение, что распознать продление больничного или нет можно по нумерации уникального номера е-больничного. Например, первичный больничный будет с номером 2000055555-1, а продление обязательно должно быть 2000055555-2. При этом аналитики делают вывод, что такие больничные составляют один страховой случай. Но на практике это далеко не так.

ФССУ в своем разъяснении (см. http://www.fssu.gov.ua/fse/control/main/uk/publish/article/977122) констатирует, что «номера самых е-больничных могут отличаться, даже если все они выданы как продление»!!!

Для того, чтобы распознать реальность продления е-больничного необходимо в Электронном кабинете ПФУ обращать внимание на номер случая нетрудоспособности:

Номер случая временной нетрудоспособности, который отображается в электронном листке нетрудоспособности, является идентификатором страхового случая. То есть все е-больничные, имеющие одинаковый номер случае временной нетрудоспособности, составляют один страховой случай. Те е-больничные, которые имеет застрахованное лицо, но в них содержатся различные номера случаев нетрудоспособности - составляют разные страховые случаи.

  • Как понять какой случай нетрудоспособности (первичный или продление), если работник приносит бумажный больничный и в общем сроке болезни у него присутствует е-больничный?

Такая ситуация может возникнуть в двух случаях:

  • Медучреждение сначала выдавала бумажные больничные, а потом установив необходимое программное обеспечение начало выдавать е-больничные.

В таком случае все просто – если работнику в переходной период (а по факту до 01.02.2022) на руки был выдан первичный больничный в бумажном виде, то его продолжение до полного закрытия независимо от того, у которого медучреждения продолжает лечение пациент, происходит исключительно в бумажной форме, даже если медучреждение, которое выдало первичный бумажный больничный перешло на формирование медицинских заключений в реестре.

Исходя из вышеизложенного, в нашем случае, два больничных работника бумажный и е-больничный будут являться отдельными страховыми случаями.

  • Работник от получил первично е-больничный, а после этого начал проходить лечение в другом медицинском учреждении, которое еще не перешло на выдачу медицинских заключений (выдает бумажные больничные).

В таком случае, для работодателя это будет двумя страховыми случаями, несмотря на то, что по факту это было продолжение болезни!!!

  • Что делать, если работник сообщает, что ему оформлен е-больничный, но Электронном кабинете ПФУ работодатель его не видит?

Такая ситуация возможна по двум причинам:

- вина работника:

            * не верное указание своих контактных данных (особенно распространенная ошибка при наличии апострофа и буквы «і» в ФИО сотрудника);

            * не верное указание информации о работодателе (если работник только принят на работу и информации о новом работодателе в Реестре застрахованных лиц нет, т.к. еще не подана основная или справочная отчетность по ЕСВ).

- вина работодателя:

            * указание данных о сотруднике в ранее поданной отчетности с ошибками;

            * не подача справочного объединенного расчета по ЕСВ о вновь принятом работнике либо о сотруднице, которая только вышла с отпуска по уходу за ребенком до 3-х (6-ти) лет

Если вина работника, то ему же следует идти в медицинское учреждение для исправления соответствующих ошибок.

Необходимо обратить внимание, что исправить ошибку в медицинском заключении врач может только на протяжении 7 дней после формирования такого медицинского заключения!!!

Если такой срок будет пропущен, то в периоде до 01.02.2022 такому единственным способом работнику остаться с больничным – выдача бумажного больничного. Но в таком случае решение о выдаче листка нетрудоспособности принимает врачебно-консультативная комиссия учреждения здравоохранения, а при их отсутствии главный врач учреждения.

Если вина работодателя, то последнему необходимо подать соответствующую отчетность (уточняющую или справочную).

Бывают ситуации, когда ошибку осуществляет лечащий врач:

            * не верное указание интервалов дат больничного

            * выписка е-больничного не на продление, а как первичного заболевания.

Исходя из того, что больничные фактически работодатель наблюдает в своем Электронном кабинете ПФУ, то по устным разъяснениям ФССУ, исправление таких ошибок ложится на плечи работодателя – ему необходимо писать письмо в медицинское учреждение с требованием привести в соответствие е-больничный и/или подтвердить, что два е-больничных по одному страховому случаю (на сегодняшний день мелитопольские больницы уже завалены такими письмами, но времени на ответы у них нет).

  • Особенности составления заявки-расчета на е-больничными

Заявки-расчеты по е-больничным формируются по стандартной форме, утвержденной Порядком № 12 от 19.07.2018, однако с учетом следующего:

- для е-больничных формируют отдельные заявки расчеты;

- в графе 7 приложения 1.1 (серия листа нетрудоспособности) ставится «Х»

- в графе 8 приложения 1.1 указываем номер е-больничного

- в е-больничных своя нумерация причин нетрудоспособности:

  • Можно ли не оплачивать е-больничный, как это часто делалось с бумажными больничными?

В теории это сделать можно, но чревато небольшими проблемами:

  • Больничные по совей сути это компенсация утраченного по болезни заработка. Поэтому, с одной стороны, если предприятие вместо ФССУ заплатит деньги, то фонд от этого будет только рад, исходя из того какие проблемы на сегодня с финансированием больничных.

С другой стороны, у Гоструда согласно пп. 8 п. 7 Порядка организации ведения электронного реестра листков нетрудоспособности и предоставления информации из него от 17.04.2019 № 328 есть доступ к Электронному реестру листов нетрудоспособности, при этом «испокон веков» предметом проверки Гоструда является выплата больничных. Т.е. Гоструда обязано проверить выплату больничных. Хотя вроде бы права работника при этом нарушены не будут – его зарплата как правило больше или равна сумме больничных, но табель учета рабочего времени заполен будет не верно: период болезни отражен  как Р/8, а не ТН/8. Это будет проверяющими считаться нарушением прочих требований трудового законодательства с возможной ответственностью 6000 грн.

Обязательно, в этом случае, прилетит и административная ответственность по ст. 41 КоАП: 510 – 1700 грн.

  • Если работник работает по совместительству, то невыплата больничных по одному месту создаст неприятности в другом месте. Так, Управление Гоструда в Ровенской области (см. http://rv.dsp.gov.ua/2021/09/15/konsultuiemo-dystantsijno-iakshcho-pratsivnyk-perebuvaie-na-likarnianomu-na-osnovnomu-mistsi-roboty-chy-mozhe-vin-u-toj-zhe-chas-pratsiuvaty-na-inshomu-mistsi-roboty-za-sumisnytstvom/) работа по одному месту может расцениваться как нарушение режима болезни в другом месте, т.к. это по факту подтверждает, что болезни по факту не было. Соответственно, возможно признание ФССУ получение такого финансирования неправомерным с возвратом полученного финансирования и штрафной санкцией 50 % (п. 6 ст. 15 ЗУ «Об общеобязательном государственном социальном страховании»).

ПОРЯДОК ИНСПЕКЦИОННЫХ ПОСЕЩЕНИЙ ОТМЕНЕН – МОЖНО ЛИ НЕ ДОПУСКАТЬ ИНСПЕКТОРОВ ГОСТРУДА К ПРОВЕРКЕ?

14.09.2021 Шестой апелляционный административный суд по делу № 640/17424/19 принял постановление, согласно которого Постановление КМУ «Некоторые вопросы осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде» от 21.08.2019 № 823, которым устанавливался порядок проведения проверок Гоструда относительно контроля законодательства о труде и выявления неоформленных трудовых отношений, признано противоправным и недействительным. Мотивами для этого были:

  • Дефекты процедуры принятия:

- не получено согласование Государственной регуляторной службы (ее замечания к документу не были учтены);

- постановление не было включено в план подготовки регуляторных актов КМУ, тем самым был нарушен принцип предсказуемости регуляторной политики.

  • Нормы постановления относительно возможности проведения инспекционных посещений в любое время дня и ночи, без предупреждений объекта, возможности проводить беседу тет-а-тет, которые продиктованы нормами Конвенциями МОТ в сфере промышленности, торговли и сельского хозяйства, распространили на все сферы экономической деятельности.

Какие же последствия этого решения суда?

  • Т.к. Постановление № 823 отменено, то по факту теперь все проверки могут проводиться только в рамках ЗУ «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 № 877-V и Конвенциями МОТ только в сфере производства торговли и сельского хозяйства. Это значит, что:

- в любое время дня и ночи Гоструда может приходить только на проверку к промышленникам, торговцам и селькозпредприятиям (термин "сельскохозяйственное предприятие" означает предприятия или части предприятий, занимающихся обработкой земли, животноводство, включая разведение скота и уход за ней, лесным хозяйством, садоводством, первоначальной переработкой продуктов сельского хозяйства самим земледельцем или любыми другими видами сельскохозяйственной деятельности);

- основаниями для внеплановых проверок (бывших инспекционных посещений) не может быть: анализ средств массовой информации и других публичных источников, решение суда, уведомление компетентного органа, в т.ч. ГНСУ, о неоформленных сострудниках, информация от ГНСУ или ПФУ и якобы нарушении трудового законодательства, обращение омбудстмена или народного депутата.

- основания для допуска к внеплановой проверке: предоставление удостоверения, направления на проверку (предоставить субъекту хозяйствования его копию), запись в журнале регистрации проверок, утвержденный унифицированный акт проверки, копия согласования проверки от Гоструда г. Киев (при жалобе физлица).

Унифицированный акт проверки был утвержден Приказом Минэкономразвития от 27.10.2020 № 2161, в т.ч. для выполнение требований Постановления № 823, содержит в себе название уже не существующего вида проверки «инспекционное посещение». Поэтому, на данный момент, можно с большой вероятностью говорить, что на сегодня у Гоструда отсутствует надлежащим образом оформленный унифицированный акт проверки!!!

- срок осуществления внеплановой проверки не может превышать десяти рабочих дней, а относительно субъектов малого предпринимательства - двух рабочих дней.

  • У проверяющих полностью поломалась методика проведения внеплановых проверок (ранее «инспекционных посещений»): ранее субъект хозяйствования, который был не согласен с результатами проверки, мог отметить в акте проверки о наличии замечаний, а сами замечания предоставить на протяжении 3 рабочих дней с момента подписания акта проверки. Закон № 877 этот срок не устанавливает. К срокам получения возражения ранее был привязан срок вынесения предписания - обязательное для выполнения в определенные сроки письменное требование должностного лица органа государственного надзора (контроля) субъекту хозяйствования по устранению нарушений требований законодательства. Если есть возражения, то предписание ранее выдавалось после рассмотрения возражений. Закон № 877 такой зависимости не устанавливает, при этом отмечает, что предписание выписывается на протяжении 5 рабочих дней после завершения проверки. Поэтому сейчас возражения нужно предоставлять вместе с подписанием акта, чтобы было время на их рассмотрение.

С отменой Постановления № 823 возникла интересная правовая коллизия:

- с одной стороны, ст. 265 КЗоТ не предусматривает возможности миновать штрафа не единщику за выявленных неоформленных сотрудников;

- с другой стороны, проверки по неоформленным сотрудникам Гоструда если и будет проводить, то в рамках Закона 877. П. 11 ст. 7 Закона № 877 говорит, что «в случае выполнения в полном объеме и в установленный срок предписания, распоряжения, решения, иного распорядительного документа об устранении нарушений, выявленных при осуществлении мероприятия надзора (контроля), финансовые и административные санкции, меры реагирования к субъекту хозяйствования, его должностных лиц не применяются». При этом, по мнению автора, закон № 877 будет являться специальным нормативным актом в процедуре применения ответственности, по сравнению с КЗоТ.

Т.е. в случае фиксации в ходе проверки неоформленных трудовых отношений, Гоструда выдаст предписание. При этом, если работодатель быстро оформит трудовые отношения с таким «неоформленным», тем самым в срок выполнит предписание, то оснований для применения к нему ответственности (по КЗоТу и КОАПу) за неоформление трудовых отношений не будет.

  • Также есть мнение, что если в направлении на проверку будет упоминание о Постановлении КМУ № 823, то к такой проверки плательщик проверяющих может не допускать.

Однако недопуск к проверке, как на основании отсутствия надлежаще оформленного унифицированного акта проверки, так и на основании упоминания в направлении на проверку Постановления КМУ № 823 – это удел смелых плательщиков, готовых отстаивать свою правоту в суде…

РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ (РЕКОМЕНДАЦИИ) ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АУДИТА

1. Подписи и печать в документах

Ø  Нет подписей и/или печати одной из сторон на первичных документах, договорах.

Ø  Не соответствует подпись и ФИО лица, ответственного за составление документа.

Ø  Отсутствует подпись одного из участников операции, например, в ТТН отсутствует подпись водителя.

2. Даты на документах

Ø  Не соответствует дата расходной накладной и дата ТТН к ней.

Ø  Не соответствуют даты на документах и даты операций, проведенных в 1С на их основании.

Ø  Отсутствие даты на документе.

3. Касса

Ø  Нет суммы прописью на кассовых ордерах.

Ø  Нет реквизитов паспорта получателя денежных средств.

Ø  Отсутствие подписей в ведомостях на выплату зарплаты.

4. Наличие документов

Ø  Отсутствую ТТН к расходным накладным поставщиков на крупногабаритные запасы.

Ø  Отсутствуют доверенности к расходным накладным поставщиков на мелкие запасы.

Ø  Отсутствие оригиналов - подколоты копии документов (актов, накладных) или вообще отсутствуют документы, которые проведены в 1С.

5. Зарплата, отпускные и налоги

Ø  Дата выдачи зарплаты раньше даты оплаты налогов.

Ø  Не соблюдается интервал не более 16 к.дн. между выплатами зарплаты.

Ø  В табелях указаны ФИО работников без должности.

Ø  Нет уведомлений о начале отпуска за 14 к.дн. до начала отпуска.

Ø  Ошибки в расчете отпускных в 2021 году, в связи с копированием расчетов за 2020 год – в расчетном периоде 2020 года было 366-11=355 к.дн., т.к. в феврале 2020 года 29 дней, а в феврале 2021 года всего 28 дней, соответственно в расчет попадет 365-11=354 к.дн.

Ø  Отсутствие графика отпусков

6. Необоротные активы

Ø  Несоответствие метода начисления амортизации в приказе об учетной политике и в программе 1С.

Ø  Отсутствие годовых инвентаризаций.

7. Приказы

Ø  В приказах нет подписей и/или даты ознакомления с приказом.

Ø  Отсутствие приказов об отпусках.

Ø  Не соответствие даты приказа и заявления, например, приказ о предоставлении материальной помощи выдан раньше, чем дата заявления на эту помощь.

8. Договора

Ø  Отсутствие договоров на возвратно-финансовую помощь с учредителями и/или директором.

Ø  Отсутствие ссылок на договор в счетах и расходных накладных.

Ø  Несоответствие суммы операции по договору и суммы по первичным документам.

9. Финансовая отчетность

Ø  Свернутое отражение в балансе дебиторской и кредиторской задолженности с покупателями и поставщиками (361сч., 631сч.).

Ø  Свернутое отражение в балансе задолженности по расчетам с бюджетом по счету 64.

Ø  Развернутое отражение в балансе налогового кредита, а именно счета 6441 и 6442, их нужно сворачивать и отражать свернутый остаток по 644 счету.

Ø  Ошибочное отражение резерва сомнительных долгов в составе кредиторской задолженности.

10. Архивирование и хранение документов

Ø  Отсутствуют архивы программ (1С, Медок).

Ø  Отсутствуют распечатанные и подписанные учетные регистры (журналы-ордера, главная книга и т.п.).

Ø  Отсутствует распечатанная налоговая, статистическая и финансовая отчетность с квитанциями о принятии.


СНЯТИЕ НАЛИЧНЫХ СРЕДСТВ С КПК ИЛИ КАРТЫ-КЛЮЧ: ОТРАЖЕНИЕ В БУХУЧЕТЕ В РАЗНЫХ СИТУАЦИЯХ

Согласно письма НБУ от 24.04.2019 р. №57-0007/22460 платежная карта «ключ к счету»это разновидность корпоративной платежной карты (КПК). Банк выпускает карту «ключ к счету» только для руководителей предприятия.

Согласно п.20 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине №148 от 29.12.2017 г.:

Физические лица - доверенные лица учреждений / предприятий - юридических лиц, которые, согласно законодательству Украины, получили наличные средства с текущего счета с применением корпоративного электронного платежного средства или личного электронного платежного средства, используют их по назначению без оприходования в кассе. Указанные доверенные лица подают в бухгалтерию учреждения / предприятия отчет об использовании наличности вместе с подтверждающими документами в установленные сроки и в порядке, определенные для подотчетных лиц законодательством Украины, а также документы о получении наличных с текущего счета (чек банкомата, копия расходного ордера, справки по установленным формам, слип, квитанция торгового терминала) вместе с неизрасходованным остатком наличных средств.

Согласно п.1 раздел 3 Положение о порядке эмиссии электронных платежных средств и осуществления операций с их использованием утвержденного постановлением Правления НБУ от 05.11.2014г. №705 корпоративное платежное средство запрещено использовать:

  • - для выплаты заработной платы,
  • - других видов социальных выплат и помощи.

Пример 1. Снятие денег через КПК или карту-ключ и оплата поставщику за товары, работы, услуги

Директор снял с расчетного счета предприятия с помощью карты-ключа 10 000 грн. для оплаты услуг аренды.

Содержание операции

Дт

Кт

Сумма, грн.

Снятие наличных средств с карты-ключ

3721

311

10 000,00

Оплата за аренду

631

3721

10 000,00

Директор подает авансовый отчет, в котором отражено и получение, и расходование денег.

Пример 2. Снятие денег через КПК или карту-ключ и погашение возвратно финансовой помощи

Директор снял с расчетного счета предприятия с помощью карты-ключа 10 000 грн. и погасил возвратно-финансовую помощь физическому лицу, например, учредителю. В этом случае наличные нужно сначала оприходовать в кассу, а затем уже выплатить учредителю по расходному кассовому ордеру. Так как, средства, снятые с карты-ключа или КПК считаются выданными подотчет и директору за них нужно отчитаться с приложением подтверждающих документов.

Содержание операции

Дт

Кт

Сумма, грн.

Снятие наличных средств с карты-ключ

3721

311

10 000,00

Возврат в кассу предприятия не использованных подотчётных сумм

301

3721

10 000,00

Погашение возвратно финансовой помощи

6851

301

10 000,00

При этом создается авансовый отчет, в котором будет отражено только получение денег.

Пример 3. Снятие денег через КПК или карту-ключ и выдача аванса работнику

Директор снял с расчетного счета предприятия с помощью карты-ключа 10 000 грн. и выдал аванс работнику. Корпоративное платежное средство запрещено использовать для выплаты зарплаты напрямую, поэтому, сначала необходимо оприходовать наличные средства в кассу, как возврат неиспользованных подотчетных сумм.

Содержание операции

Дт

Кт

Сумма, грн.

Снятие наличных средств с карты-ключ

3721

311

10 000,00

Возврат в кассу предприятия не использованных подотчётных сумм

301

3721

10 000,00

Выдача аванса работнику

661

301

10 000,00

При этом создается авансовый отчет, в котором будет отражено только получение денег.

ЮРИДИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА

1. СИТУАЦИЯ: Договором аренды земельного участка (коммунальная собственность) предусмотрено, что арендатор (физическое лицо) осуществляет оплата аренды ежемесячно равными частями (по 1/12 части от общей годовой арендной платы). Однако, арендатор получил ППР с суммой аренды за год и срок оплаты как по налогу на землю - в течении 60 к.дн. с момента получения ППР. Правомерно ли это ППР?

 Согласно п. 288.4 НКУ размер и условия внесения арендной платы устанавливаются в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором.

Однако, в тоже время, согласно п. 288.7 НКУ налоговый период, порядок исчисления арендной платы, срок уплаты и порядок ее зачисления в бюджеты применяется в соответствии с требованиями ст. 285-287 НК.

Так, согласно п. 286.5. НКУ начисление физическим лицам сумм платы за землю проводится контролирующими органами (по месту нахождения земельного участка), которые направляют плательщику налога в порядке, определенном статьей 42 настоящего Кодекса, до 1 июля текущего года налоговое уведомление-решение о внесении налога по форме, установленной в порядке, определенном ст. 58 НКУ.

Согласно п. 287.5 НКУ налог физическими лицами уплачивается в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения.

Таким образом, в указанных нормах присутствует противоречие (разное регулирование) в вопросе определения условий и сроков внесения арендной платы ФО.

В пп. 4.1.4. п. 4.1 НКУ закреплен принцип презумпции правомерности решений плательщика налога в случае, если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного на основании закона, или если нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа.

Однако, судебная практика не на стороне плательщика:

Постановление ВС от 05.02.2019 по делу № 2а /1770/2677/2012

«Определение арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности как обязательный платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком закреплено пп. 14.1.136 п. 14.1 ст. 14 НКУ, обязанность налогоплательщика уплачивать налоги и сборы в сроки и в размерах , установленных этим Кодексом предусмотрено пп. 16.1.4 п. 16.1 ст. 16 и осуществляется в соответствии с положениями раздела ХИИИ этого кодекса.

На основании системного анализа ЗКУ, ЗУ «Об аренде земли» и НКУ Верховный Суд сделал вывод, что отношения налогообложения не могут регулироваться на основе соглашения между ее участниками и не предусматривают заключение договоров по выполнению налогового долга, а регулируются исключительно средствами властных предписаний по стороны государства. Хотя размер, порядок и условия уплаты арендной платы за землю является условием договора аренды, арендная плата является формой налога на землю, а взимание платы за землю является сферой регулирования налогового законодательства. Плата за землю государственной или коммунальной собственности (арендная плата) является обязательным платежом, который не может зависеть от условий договора.»

Вывод: оплачивать нужно согласно ППР, при этом должны учитываться все платежи, которые были осуществлены во исполнение договора. В данном случае необходимо инициировать внесение соответствующих изменений в договор с целью приведения его положений НКУ.

2. Ситуация: Арендатор задержал возврат объекта аренды после окончания срока аренды. Собственник подал иск о взыскании: задолженности по арендной плате за период использования после окончания срока, неустойки в размере двойной арендной платы за несвоевременный возврат имущества из аренды. Правомерно ли это?

Постановление Верховного Суда от 14.11.2018 по делу № 924/195/16 - обязательство арендатора платить арендную плату за все время фактического пользования имуществом, которое возникло по договору аренды, не прекращается с истечением срока действия договора аренды, поскольку такое прекращение связано не с окончанием срока, на который был заключен договор, а с моментом подписания сторонами акта приема-передачи объекта аренды.

Согласно ч. 2 ст. 785 ГКУ если наниматель не выполняет обязанности по возврату вещи, наймодатель вправе требовать уплаты неустойки в размере двойной платы за наем вещи за время просрочки.

Однако, в постановлении от 19.04.2021 года по делу № 910/11131/19 Верховний Суд отошел от указанной выше позиции, указав следующее:

- Неустойка, предусмотренная ч. 2 ст. 785 ГКУ, является надлежащим способом защиты прав и интересов арендодателя после прекращения Договора, которая применяется независимо от условий договора;

- После окончания срока договора аренды правоотношения не могут регулироваться договором, поэтому дальнейшее начисление арендной платы является не законным.

Вывод: взыскание с арендатора арендной платы и неустойки в размере двойной арендной платы за один и тот же период является незаконным и фактически нарушает предписания ст. 61 Конституции (двойная ответственность за одно и то же нарушение).

Материалы семинара

1000 Осталось символов