ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ПО ТРЕБОВАНИЮ ГФС ПРОВОДИТСЯ БЕЗ НЕЕ

Постановление ВС/КАС от 13.02.2019 дело № 820/817/17

Суть вопроса:

ГФС проводит проверку, в ходе которой ставит вопрос о проведении инвентаризации. Предприятие проводит инвентаризацию, но без представителей ГФС. Последняя с этим не согласна и принимает решение о установлении временного админареста активов предприятия и обращается в суд за его подтверждением.

Мотивация суда:

1. В соответствии с п. 20.1.9 НКУ контролирующие органы имеют право требовать при проведении проверок у налогоплательщиков, проведения инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств, снятие остатков товарно-материальных ценностей, наличности. В случае отказа налогоплательщика от проведения такой инвентаризации или непредоставление для проверки документов, их копий (при условии наличия таких документов ) может применяться как крайняя мера админарест активов.

2. Согласно п. 94.2.8 НКУ арест имущества может быть применен, если налогоплательщик (его должностные лица или лица, осуществляющие наличные расчеты и / или осуществляющих деятельность, подлежащую лицензированию) отказывается от проведения в соответствии с требованиями закона инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств (снятие остатков товарно-материальных ценностей, наличности).

3. Организация и основные правила проведения инвентаризации урегулированы Положением об инвентаризации активов и обязательств, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 2 сентября 2014 № 879. Согласно п. 1 разд. II Положения 879 в случае проведения инвентаризации по судебному решению или на основании надлежащим образом оформленного документа органа, который в соответствии с законом имеет право требовать проведения такой инвентаризации, должностные лица соответствующего органа (с их согласия) могут присутствовать при проведении инвентаризации.

4. Из содержания приведенной нормы Положения № 879 следует, что присутствие должностных лиц органа, оформившего требование о проведении инвентаризации, не является обязательной. При этом, если рассматривать эту норму в контексте применения вышеприведенных положений НКУ, то можно прийти к выводу, что надлежащим основанием для применения ареста имущества в соответствии с подпунктом 94.2.8 НКУ является отказ налогоплательщика вообще от проведения инвентаризации, а не отказ от ее проведения в присутствии должностных лиц контролирующего органа.

Выводы суда:

У ГФС отсутствуют основания для применения условного административного ареста имущества при проведении инвентаризации без присутствия должностных лиц контролирующего органа.

1000 Осталось символов