Изменения в кассовой дисциплине

Изменения в кассовой дисциплине

Постановление Правления НБУ от 07.11.19 г. № 131 «Об утверждении Изменений к Положению о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине»

Изменения, которые вступили с 12.11.2019г:

1) субъекты хозяйствования при снятии наличных с текущих счетов для наличных расчетов с физлицами обязаны предоставлять по запросу банка (филиала, отделения) подтверждающие документы, на основании которых осуществляют такие наличные расчеты, необходимые банку (филиалу, отделению) для изучения клиента с учетом риск-ориентированного подхода.

Такое право у банков закреплено в п. 13 и п. 1111 Инструкции о ведении кассовых операций банками Украины, утв. постановлением Правления НБУ от 25.09.18 г. № 103 (работает уже с 3 июня 2019 года). Т.е., банк должен обеспечить принятие мер, направленных на изучение клиентов – субъектов хозяйствования, которые получают деньги из кассы банка для дальнейшего осуществления наличных расчетов. Цель такого изучения – опровергнуть или подтвердить подозрения в фиктивности финансовых операций клиента.

При этом банк должен применять риск-ориентированный подход - это определенная банком система управления рисками легализации криминальных доходов/финансирования терроризма и принятия им соответствующих мер тем способом и в тех объемах, которые обеспечивают эффективную минимизацию этих рисков в зависимости от их уровня (п. 311 Положения об осуществлении банками финансового мониторинга, утв. постановлением Правления НБУ от 26.06.15 г. № 417).

Т.е., если операция подпала под финмониторинг (снятие налички на сумму более 150 000 грн. (пп. 4 ч. 1 ст. 15 Закона от 14.10.14 г. № 1702-VII), то банк имеет право потребовать от субъекта хозяйствования подтверждающие документы, на основании которых осуществляются наличные расчеты. Такими документами могут быть: закупочный акт; закупочная ведомость; налоговый расчет сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу физлиц, и сумм удержанного из них налога, кредитный договор; договор поставки; договор транспортировки; договор хранения и проч.

2) оприходованием наличных для обособленных подразделений, которые производят расчеты с применением РРО и не ведут кассовую книгу, является хранение ежедневных Z-отчетов в электронной форме. И только в случае отключения электроэнергии или поломки РРО оприходованием является запись данных Z-отчета в КУРО (при ее наличии).

3) уточнен порядок подписания электронных кассовых документов:

- работник учреждения/предприятия для подписания электронного кассового документа обязан использовать квалифицированную электронную подпись;

- ФЛП для подписания электронного кассового документа вправе использовать квалифицированную электронную подпись/усовершенствованную электронную подпись.

- физлицо для подписания электронного кассового документа вправе использовать квалифицированную электронную подпись/усовершенствованную электронную подпись/простую электронную подпись;

- субъект хозяйствования имеет право использовать квалифицированную электронную печать банка/усовершенствованную электронную печать как дополнительный реквизит электронного кассового документа

Изменения, которые вступят с 11.12.2019г -учреждение/предприятие обязано определить и утвердить внутренним документом место и способ хранения обособленными подразделениями ежедневных фискальных отчетных чеков (ежедневных Z-отчетов) в электронной форме. Это же касается формата их хранения, который должен обеспечивать визуальный просмотр ежедневных Z-отчетов представителями ГНСУ, а также ответственное лицо за хранение этих чеков.

Т.е., с 11.12.2019 г предприятие должно будет определить и утвердить внутренним документом:

- место и способ хранения обособленными подразделениями ежедневных Z-отчетов в электронной форме;

- формат их хранения, который должен обеспечивать визуальный просмотр ежедневных Z-отчетов представителями контролирующих органов;

- лицо, ответственное за хранение этих чеков.

1000 Осталось символов