Обжалование штрафов Гоструда

Законодательство:

- ч.2 ст. 265 КЗоТ Украины определяет  перечень нарушений законодательства о труде , за которые  субъекты хозяйствования , использующие наемный труд несут ответственность в виде штрафов,

- ст.259 КЗоТ Украины определяет органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде,

- Порядок наложения штрафов за нарушение законодательства о занятости населения, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.2013 года №509 ( далее – Порядок №59) ,

- Порядок осуществления  государственного надзора за соблюдением законодательства о труде утвержденный постановлением КМУ от 26.04.2017 года №295 ( далее - Порядок №295) - определяет процедуру  государственного контроля за соблюдением законодательства о труде ( инспекционных посещений, т.е. внеплановых проверок) и не относится к плановым проверкам, 

- Закон Украины «Об основных началах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» №877 от 05.04.2007 года определяет общие требования к проверкам.

Особенности процедуры:

  1. Штраф налагает Председатель Гоструда, его заместители, начальники управлений и отделов Гоструда и их заместители ( по вопросам их компетенции), начальники территориальных органов Гоструда и их заместители.
  2. Штраф может быть наложен на основании:

- решения суда об оформлении трудовых отношений  работником, который выполнял работу без заключения трудового договора, и установления выполнения такой работы  или работы на условиях  неполного рабочего времени в случае фактического выполнения   работы полный рабочий день, установленный на предприятии;

- акта о выявлении во время проверки субъекта хозяйствования или работодателя признаков нарушения законодательства о труде  должностным лицом Гоструда или его территориального органа, исполкома горсовета и сельского, поселкового совета  объединенной территориальной громады;

- акта документальной выездной проверки ГФС, ее территориального органа, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о труде (действует с 26.04.2017 года).

  1. Дело о наложении штрафа рассматривают с участием представителя субъекта хозяйствования или работодателя, в отношении которого его возбуждено. Результатом рассмотрения является вынесение постановления о наложении штрафа.

Согласно п.6.7 Порядка №509 субъект хозяйствования должен быть уведомлен заказным письмом  о рассмотрении его дела за 5 дней до даты рассмотрения. Не имеют право рассматривать дело без присутствия субъекта хозяйствования, если он не был уведомлен надлежащим способом и от него не поступило обоснованное ходатайство об отложении рассмотрения дела (нарушение  - может повлечь отмену постановления в суде).

  1. Штраф должен быть уплачен в течение одного месяца со дня принятия постановления о его наложении.

Обжаловать можно предписание и постановление.

Акт проверки обжалованию не подлежит, однако если он подписан без замечаний и возражений это считается, что проверяемый объект согласен с тем, что в нем написано, поэтому обжаловать постановление о наложении штрафа и предписания становится невозможным.

Предписание можно обжаловать как в административном порядке, так и в суде, постановление органа Гоструда – только в суде. Обжалование предписания временно прекращает его выполнение. Предписание, как и акт составляется в двух экземплярах и подписывается инспектором и руководителем или уполномоченным лицом субъекта хозяйствования. При подписании как акта, так и предписания можно письменно сделать замечания или возражения.

Вид документа

Срок подачи жалобы в территориальный орган Гоструда

Срок подачи жалобы в Гоструда Украины

Срок подачи искового заявления в суд

Срок подачи апелляционной жалобы (в случае необходимости)

Предписание

10 дней с даты получения,  руководителю или зам.руководителя отделения тер.органа Гоструда. Срок рассмотрения жалобы – 30 дней с даты ее получения

Не позднее 1 месяца с даты ознакомления с принятым решением

3 месяца со дня вручения истцу решения по результатам рассмотрения его жалобы на решение, действие или бездействие субъекта властных полномочий

10 дней с дня провозглашения  постановления суда 1 инстанции

Постановление о наложении штрафа

Процедурные нарушения инспектора влекут за собой отмену предписания в случае, его обжалования.

Необходимо обязательно проверять право инспектора на проверку. Может быть:

- окончание срока действия периода проверки, указанного в направлении,

- отсутствие служебного удостоверения,

- некорректные данные в отношении предприятия, указанные в направлении.

Это дает возможность не допустить инспектора к проверке.

Требования к оформлению направления на проверку изложены в ч.3 ст.7 Закона Украины №877 от 05.04.2007 года. При инспекционных посещениях органов Гоструда направление не выдается, потому проверяется только служебное удостоверение на лиц, прибывших на проверку.

Необходимо обязательно проверять, что стало основанием для проведения инспекционного посещения. Отсутствие законных оснований – это грубое нарушение процессуальных прав, и суды отменяют постановление о наложении штрафа (Постановление Харьковского апелляционного административного суда 11.01.2018 года ЕГРСР р.№71629892).

Процедурные нарушения, допущенные в период проверки, которые могут быть основанием для отмены предписания и признания необоснованным постановления.

  1. Несоблюдение формы акта и предписания.
  2. Инспектор вышел за пределы предмета проверки во время инспекционного посещения (Согласно пп.1 п.5 Порядка №295 инспекционное посещение проводится по обращению работника о нарушении законодательства о труде в отношении этого работника).
  3. Инспектор осуществил инспекционное посещение, которое является предметом рассмотрения в суде (согласно пп.4 п.13 Порядка №295 инспектору запрещается рассматривать и проверять вопросы, которые являются предметом рассмотрения в суде).
  4. Нарушение права посещаемого на ознакомление с актом (согласно п.20 Порядка №295 акт составляется в последний день в двух экземплярах и подписывается инспектором и руководителем объекта посещения или уполномоченным лицом. Нарушение права объекта посещения на возражение к Акту (согласно п.21 Порядка №295 акт подписывается с замечаниями, которые являются его неотъемлемой частью. Замечания могут быть поданы не позднее 3 рабочих дней с даты подписания акта в письменном виде. Ответ на замечания – не позднее 3 рабочих дней с даты поступления замечаний на акт).

Если инспектор направил акт вместе с предписанием, он лишает возможности предоставить возражения (замечания).

  1. Составление предписания  в один и тот же день, что и акт (согласно п.25 Порядка №295 предписание вносится не позднее чем в течение следующего рабочего дня после подписания акта (отказа от подписания), а если есть замечания – не позднее следующего дня после рассмотрения замечаний.)
  2. Инспекционное посещение продолжалось больше, чем установлено Порядком №295.

Судебная практика рассмотрения дел в случае обжалования постановлений органа Гоструда субъектами хозяйствования.

  1. Во время рассмотрения дела в суде судьи обращают внимание на наличие вины работодателя в зафиксированном нарушении. Например, по делу №825/1059/16 суд сделал вывод, что орган Гоструда не полностью проанализировал причины невыплаты заработной платы и отметил, что ответственность наступает только в случае виновных действий работодателя, а в данном случае имели место недобросовестные действия работника.

Подтверждением задержки выплаты зарплаты работникам, которые находятся в зоне АТО,  является сертификат торгово-промышленной палаты о наличии форс-мажорных обстоятельств.

  1. Суд обращает внимание на доказательства, подтверждающие выявленные нарушения. Так, по делу №809/971/16 суд отметил, что поскольку факт допуска лиц к работе без заключения трудового договора подтверждается лишь показаниями свидетелей и не зафиксирован самими проверяющими, это не может служить надлежащим доказательством, следовательно, основанием для штрафа.
  2. Суд разграничивает правовую природу трудовых и гражданско-правовых отношений и анализируют их в каждом конкретном случае. Суд обращает внимание, что в трудовых отношениях главным является процесс труда, а в гражданских – результат. Поэтому, во время рассмотрения каждого дела суд должен ответить на вопросы:
  • Распространялись ли на исполнителя Правила внутреннего трудового распорядка?
  • Был ли уведомлен исполнитель о правилах и условиях труда ?
  • Был ли принят исполнитель на работу по конкретной  квалификации и должности?

В случае, когда физические лица не предоставляли заказчику трудовых книжек, они  не включаются в штат предприятия, не подпадают под Правила внутреннего трудового распорядка, учет их рабочего времени заказчиком не осуществляется, заработок лиц, с которыми заключены договора, зависит исключительно от количественных показателей исполнения договора, а отношения между предприятием и  исполнителем не  предусматривают заранее установленных норм выполнения работ, минимальной зарплаты по договору, то такие отношения подпадают под  признание договора о предоставлении услуг.

Ежемесячные перезаключения договора гражданско-правового характера квалифицируются  органом Гоструда подменой трудовых отношений (Акт от 20.09.2018 года о проверке частного предприятия, выявлено 16 работников, которые в с 01.01.2018 года по 31.08.2018 года работали по договорам выполнения разовой работы с ежемесячным перезаключением, работа соответствовала профессиям Классификатора профессий , результат проверки -  штраф – 1 787 040 грн.).

  1. Суд обращает внимание на добровольное устранение нарушений (до начала судебного рассмотрения дела). Например, компенсация за задержку выплаты заработной платы была выплачена во исполнение предписания, однако наложен штраф на предприятие. Суд признал незаконным, ссылаясь на нормы Порядка №295.
  2. Административные суды обращают внимание на решения общих судов. К компетенции общего суда относится рассмотрение дел в отношении должностных лиц предприятия за выявленные нарушения (протокол об административном правонарушении, составленный на директора предприятия о привлечении его к админответственности по ст.41 КоАП, который рассматривается в общем суде по месту жительства директора).

Факты, установленные при рассмотрении данного дела в отношении руководителя  предприятия, учитываются при рассмотрении аналогичного дела в отношении предприятия в административном суде.

1000 Осталось символов