Определение норм расхода топлива для переоборудованных на газ авто

Определение норм расхода топлива для переоборудованных на газ авто

На сегодняшний день большинство автомобилей, которые предназначены для работы на бензине, для удешевления стоимости транспортировки (перемещения) переведены на газ. Как для бензина, а тем более для газа, очень актуальным является установление такого норматива расхода топлива, который вызовет наименьшее количество сомнений у проверяющих при проведении проверки (чтобы не было доначисления НДС, у ФЛП-общесистемника не было сторнирования затрат по ГСМ, не было намека на дополнительное благо сотрудника, пользующегося транспортом, на сумму превышения лимита).

Расчет нормы списания топлива на газ, как правило, является производной от нормы расхода топлива на бензин. Нормы расхода на бензин могут устанавливаться:

- исходя из данных, закрепленных в Приказе № 43;

- по данным, разработанным ГП «Госавтотранс НИИ проект» на договорных началах;

- исходя из данных инструкции по эксплуатации (но они часто занижены и не выгодны для применения);

- путем осуществления контрольных замеров специальной комиссией предприятия.

Относительно применения Норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министерства транспорта Украины от 10.02.1998 года № 43, последняя практика ВС/КАС в Постановлении от 28.05.2019 № 520/10111/18 такова:

«Государственной регистрации указанного документа как нормативно-правового акта Министерством юстиции Украины не проведено.

 Однако согласно письма Министерства юстиции Украины "Относительно приказа Министерства транспорта от 10 февраля 1998 года N 43" от 28.02.2014 года N 1112-0-4-14 / 10.1 указанный приказ является актом нормативно-технического характера и в соответствии с подпунктом "е" пункта 5 Положения о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств, других органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 28 декабря 1992 года N 731, государственной регистрации в Министерстве юстиции не подлежит и с действующим без таковой.

Вместе с тем по содержанию Общих положений указанного акта Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для планирования потребности предприятий, организаций и учреждений (далее - предприятий) в горюче-смазочных материалах и контроля за их расходами, ведения отчетности, введения режима экономии и рационального использования нефтепродуктов, а также могут применяться для разработки удельных норм расхода топлива.

Т.е. Нормы расхода не является нормативно-правовым актом и не подлежит применению предприятием».

Аналогичная правовая позиция распространяется на ФЛП-общесистемников ( Постановление ВС/КАС от 01.10.2019)

Т.е. чтобы установленные нормы не вызывали проблем у плательщиков при проверке:

- идеальным вариантом является чтобы нормы были утверждены Приказом № 43, а если транспорт новый и норм на него в Приказе нет, то нормы желательно 1 раз разработать с помощью ГП «ГосавтотрансНИИпроект» (и далее их применять, не смотря на то, что они действуют 1 год – их экспертная обоснованность от этого не уменьшиться);

- если у предприятия нет возможности заплатить за разработку норм или оно не сомневается в неизменности правовой позиции судов, то необходимо утвердить приказом специальную комиссию, которая в течение определенного периода будет осуществлять контрольные замеры расхода топлива в разных режимах работы (город, трасса, смешанный режим) и в разные периоды года. До момента проведения контрольных замеров установить приказом временную норму расхода (на основании паспортно-технических данных).

В любом случае, любую норму расхода топлива нужно утвердить приказом или другим локальным актом на предприятии (например, Положение о порядке эксплуатации транспортных средств на предприятии). Если предприятие установило среднюю норму расхода самостоятельно, идеальным вариантом является разработка положения в котором будут утверждены поправочные коэффициенты к этой норме.

Не смотря на свою не обязательность, Приказ № 43 является на сегодняшний момент чуть ли не единственным документом, который содержит обоснованный механизм формирования норм расхода топлива. Им и воспользуемся для расчета нормативов расхода газа.

После перерегистрации транспортного средства (установка газобалонного оборудования является переоборудованием транспорта и требует его перерегистрации с отражением этой информации в свидетельстве о регистрации) необходимо утвердить приказом временную линейную (индивидуальную) норму расхода  газа (HS), которая может корректироваться на коэффициенты (например, на поддержание комфортной температуры в салоне (зимой и летом); на увеличение потребления топлива в зависимости возраста автомобиля; на поездки по пересеченной местности и по сезонному бездорожью, на работу в городских условиях и т.д.) в результате чего мы получим норму расхода газа автомобилем:

QH = 0,01 x HS x S (1 + 0,01 x KΣ),

где  QH – норма расхода газа, л/100 км (м3/100 км);

HS – временная линейная (индивидуальная) норма расхода газа, л/100км (м3/100 км);

S – пробег автомобиля, км;

KΣ – суммарный корректировочный коэффициент.

Понятие базовых (временных) линейных (индивидуальны) норм расхода топлива соответствует понятию «средний расход топлива» у ненагруженного автомобиля в весенний период (когда не тратится дополнительное топливо на прогрев или охлаждение). Отличия понятий:

- базовая линейная норма установлена Приказом 43

- временная линейная норма рассчитывается на основе базовой нормы на однотипные (по двигателю и трансмиссии) транспортные средства, которые отличаются снаряженной массой (на одном авто кузов меньше, а в другом больше, стоит дополнительное оборудование, добавляющее вес и влияющее на расход и т.д.);

- временные индивидуальные норма – нормы которые должен установить ГП «ГосавтотрансНИИпроект» (а может и сам плательщик) на транспортные средства, отсутствующие в Приказе № 43, и действующие конкретно для данного предприятия.

Для определения временной линейной(индивидуальной) норма расхода газа (HS) скорректированную необходимо временную линейную (индивидуальную) норму расхода на бензине (HS бенз) умножить на переводные коэффициенты:

  • бензин - сжатый природный газ (СПГ) - 1: 1;
  • бензин - сжиженный нефтяной газ (СНГ) - 1: 1,25
  • в случае газодизельного питания: дизтопливо (дизель) - СПГ 1: 0,92.

Для определения скорректированной временной линейной (индивидуальной) нормы расхода на бензине (HS бенз) необходимо базовую линейную (временную индивидуальную) норму расхода на бензине откорректировать на увеличение расхода топлива в связи с весом газового оборудования:

HS бенз = НS0 бенз + ΔGen x Hg,

где HS бензскорректированная временная линейная (индивидуальная) норма расхода на бензине, л/100 км;

НS0 бенз - базовая линейная (временная индивидуальную) норму расхода на бензине, л/100 км;

ΔGen – разница снаряженных масс транспорта (масса ГБО и газа в нем), т

Hg – норма на одну тонну снаряженной массы, л/100 ткм.

Например, на автомобиль Hyundai Tucson 2008 года выпуска, объем двигателя 1975 см3, механическая коробка передач установили газобалонное СНГ оборудование с общим весом около 55 кг. Снаряженная масса автомобиля без ГБО составляло 1562 кг. Необходимо рассчитать норму расхода газа.

Согласно Приказа № 43 на данный автомобиль установлена базовая линейная норма расхода топлива в количестве 8,8 л. Практика показала, что реальный средний расход топлива составляет 9,6 л. Предприятие провело внутренние замеры утвердило приказом временную индивидуальную норму расхода бензина 9,6 л.

Расход топлива на одну тонну снаряженной массы (Hg) составляет:

9,6 : 1,562 = 6,1 л/100 ткм

Скорректированная временная индивидуальная норма расхода на бензине (HS бенз) составляет:

9,6 + 0,055 х 6,1 = 9,9 л/100 км

Временная линейная (индивидуальная) норма расхода газа (HS) составляет:

9,9 х 1,25 = 12,4 л/100 км.

Далее предприятие может утвердить поправочные коэффициенты к этой норме:

- на пробег по городу + 10 %;

- на пробег по бездорожью + 20 %

- на охлаждение салона при температуре воздуха выше +30°C + 10 %

При этом каждый день, в зависимости от характера езды и погодных условий у автомобиля будет разные нормативы расхода топлива.

Определившись с расходом газа, необходимо определить расход бензина на запуск автомобиля и его прогрев до перехода на газ. П. 3.4.5 Приказа № 43 устанавливает такие нормы расхода бензина на каждый день  в зависимости от температуры окружающей среды:

+ 15 ° C и выше - до 0,5% (для автомобилей с системой впрыска газа, конструкция которых требует запуска на бензине) – фактически для летних условий эксплуатации

ниже + 15 ° C до + 5 ° C включительно - до 1% (для автомобилей с системой впрыска газа, конструкция которых требует запуска на бензине) – фактически для весны и осени;

ниже + 5 ° C до -5 ° C включительно - до 2% - фактически для украинской зимы;

ниже -5 ° C и до -10 ° C включительно - до 3%;

ниже -10 ° C и до -15 ° C включительно - до 4%;

ниже -15 ° C - до 5%.

По рассмотренному примеру зимой ежедневная норма на бензин составляет: 9,6 * 0,02 = 0,19 литра. Ежедневно отражать расход бензина в путевом листе справочно можно на обратной его стороне в разделе «Особенные отметки».

1000 Осталось символов