ОСНОВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ ПРОВЕРЯЮЩИМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК, У ХРАНИТЕЛЕЙ ТОПЛИВА

ОСНОВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ ПРОВЕРЯЮЩИМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК, У ХРАНИТЕЛЕЙ ТОПЛИВА

Любое предприятие, занимающееся хранением топлива, может попасть «под жернова» контролирующего органа при проведении:

- плановой проверки (Постановление КМУ «О сокращении срока действия ограничения в части действия моратория на проведение некоторых видов проверок» от 03.02.2021 № 89)

- фактической проверки (п. 522 подразд. 10 разд. XX НКУ). По данным официального сайта ГНСУ (https://tax.gov.ua/media-tsentr/novini/456029.html) такие проверки сельхозпредприятий временно приостановлены.

На сегодняшний день, распространенными являются такие причины, повлекшие начисление плательщикам штрафной санкции в сумме 500 000 грн (ст. 17 ЗУ «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий, жидкостей, используемых в электронных сигаретах, и горючего» от 19.12.1995 № 481/95-ВР):

  • Хранение топлива без лицензии

Не нужно получать лицензию на хранение топлива:

- при нахождении топлива в топливных баках транспортных средств или технологического оборудования (см. ЗІР 113.04 - «Чи необхідно придбавати ліцензію на зберігання пального якщо таке пальне зберігається в баку автомобіля, каністрі тощо, та наявність яких ємностей передбачає обов’язковість отримання ліцензії на зберігання пального?», http://sfs.gov.ua/media-tsentr/novini/389309.html);

- в потребительской таре (от производителя) до 5 л (см. консультация территориального органа ГНСУ в Луганской области - https://lg.tax.gov.ua/media-ark/news-ark/452573.html, ст. 15 Закона № 481);

- для предприятий в местах производства топлива или местах оптовой торговли топливом или местах розничной торговли топливом, на которые получены соответствующие лицензии (ст. 15 Закона № 481);

- если после покупки право собственности на топливо к покупателю перешло, но фактической отгрузки топлива не происходило, т.к. оно храниться у поставщика до момента фактической отгрузки (отпуск топлива осуществляется по письменному требованию, талонам или количественным смарт-картам). Т.к. топливо покупателю отгружается поставщиком только после хранения, то такая операция не приводит для покупателя к налогооблагаемым по следствиям по акцизу (передача топлива на хранение и обратно является подакцизной операцией, но т.к. физической передачи топлива на хранение от покупателя к поставщику не происходит, то и подакцизной операции нет).

Напомним, что согласно п. 14.1.212 НКУ под реализацией топлива понимают операции по физической передачи (отпуска, отгрузки) топлива с переходом права собственности или без такого перехода, за плату или без оплаты…

Для полноты картины нужно отметить случаи не применения лицензии на хранение топлива, отмеченные в ст. 15 Закона № 481: предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местного бюджета; предприятиями, учреждениями и организациями системы государственного резерва; субъектами хозяйствования  для хранения топлива, потребляемого для собственных производственно-технологических нужд исключительно на нефте- и газодобывающих площадках, буровых платформах и которое не реализуется через места розничной торговли.

Во всех остальных случаях, в т.ч. при хранении топлива в канистре, бочке или в бензовозе, которым забирается топливо у поставщика, необходима лицензия на хранение топлива.

К штрафной санкции привлекаются даже предприятия, у которых не «закрыт» лицензией на хранение всего один день, т.е. например, если закупка топлива произошла 10 марта, а получили лицензию на хранение (включены в соответствующий реестр) 11 марта.

  • Хранение топлива не по адресу, на который выдана лицензия

Согласно ст. 15 Закона № 481 предприятия, которые хотят получить лицензию для хранения топлива в заявлении на ее получение указывают общую вместимость резервуаров и емкостей для хранения топлива и их фактическое местонахождение. Это же место указывается в графе «Адрес места хранения» соответствующей лицензии.

Отсюда делаем вывод, что лицензия на хранение топлива получается не на предприятие в целом, а на конкретное место хранение топлива. Это же подтверждает контролирующий орган в своем разъяснении (см. ЗІР 113.01 – «До якого бюджету (державного чи місцевого, за місцем реєстрації суб’єкта господарювання чи місцем розташування об’єктів) здійснюється сплата за ліцензії на виробництво, зберігання, оптову та роздрібну торгівлю пальним?»).

Соответственно, если у предприятия есть лицензия на хранение топлива на определенное место, но предприятие начинает с этого места развозить топливо своим топливозаправщиком с целью заправки с/х техники по другим местам и по документам видно, что такое топливо полностью не израсходовано для заправки техники, т.е. топливозаправщик использовался не только как перевозчик топлива, но и хранитель топлива, то в таком случае, по мнению контролирующего органа (см. ЗІР 113.04 – «Чи потрібно СГ, який використовує транспортний засіб – паливозаправник (бензовоз) з метою доставки та зберігання пального, отримувати ліцензію на зберігання пального на такий транспортний засіб?»), необходимо получить лицензию на хранение топлива на место (территорию), где находится топливозаправщик (бензовоз), как емкость, которая используется для хранения топлива, т.е. на то место, к которому, по мнению автора, «приписано» транспортное средство по форме 20-ОПП.

В форме 20-ОПП есть колонка 8 «Местонахождение объекта налогообложения». Для транспортного средства оно заполняется следующим образом:

- или фактическое местонахождение транспортного средства, если транспорт используется по месту или арендованный (от автора – место гаража, постоянной стоянки) (см. ЗІР 116.11 – «Яка інформація зазначається у графі «Місцезнаходження об’єкта оподаткування» розд. 3 повідомлення за ф. № 20-ОПП, якщо ЮО придбала (орендує) транспортний засіб для службового користування?»)

- или место регистрации транспортного средства, если транспорт используется по всей территории Украины или сдается в аренду (см. ЗІР 116.11 – «Як заповнюються графи 6 – 7 «Адміністративна одиниця відповідно до КОАТУУ, де знаходиться об’єкт оподаткування», 8 «Місцезнаходження об’єкта оподаткування» розд. 3 повідомлення за ф. № 20-ОПП, у разі придбання транспортного засобу для використання по всій території Україні або передачі його в оренду?»), т.е. адрес, указанный в техпаспорте транспортного средства.

Другой «не хорошей» ситуацией может быть случай, когда лицензия получена на один адрес, а непосредственный слив и последующее хранение (в т.ч. частичное) осуществляется по другому адресу –этого допускать нельзя (хотя бы документально). Масло в огонь в этом случае может подлить поставщик топлива, т.к. место фактической выгрузки (слива) топлива фиксируется в ТТН, а также акцизной накладной, в которой есть интересный реквизит «Адрес места хранения топлива, которое не является акцизным складом, на котором субъект хозяйствования - неплательщик налога хранит топливо исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки». Если адрес, указанный в акцизной накладной не будет совпадать с адресом, на который получена лицензия на хранение топливавот вам готовый повод для судебных разбирательств, а для налоговиков шанс не уйти с «пустыми руками» при проведении проверки.

Для избегания такой проблемы, возникшей на ровном месте, необходимо:

ü  при заказе топлива поставщику, целью занесения в акцизную накладную верного адреса хранения, нужно указывать адрес, на который выдана лицензия на хранение, предоставлять копию лицензии на хранение или просить указывать место хранение вашего топлива согласно открытого реестра «хранителей» топлива (https://tax.gov.ua/dovidniki--reestri--perelik/reestri/383525.html);

ü  если предприятие получает большую партию топлива, которое невозможно сразу разлить в топливные баки транспортных средств, то поставщик должен указать один и тот же адрес места разгрузки и в ТТН, и в акцизной накладной. Этот адрес должен обязательно соответствовать адресу, на который оформлена лицензия на хранение топлива;

ü  для контроля адреса, указанного в акцизной накладной, необходимо просить поставщика передавать распечатанный вариант зарегистрированной акцизной накладной. Как правило топливо покупателю привозится поставщиком своими бензовозами, в таком случае срок для регистрации акцизной накладной у поставщика – 3 дня с дня фактического получения покупателем топлива (абз. 6 п. 231.6 НКУ).

Если же поставщик зарегистрировал акцизную накладную с ошибочным адресом места хранения (за это не предусмотрена ответственность НКУ), то с целью избегания «прений» с проверяющими необходимо просить поставщика исправить адрес путем сведения в «0» акцизной накладной с неверными данными адреса хранения (код вида корректировки 2) и регистрации новой акцизной накладной с датой составления согласно ошибочной накладной, а порядковым номером – исходя из текущей нумерации аренду (см. ЗІР 114.11.03 – «Діяло до 27.01.2021 Яким чином виправити помилку в графі «Адреса місця зберігання пального, яке не є акцизним складом, на якому СГ - неплатник податку зберігає пальне виключно для потреб власного споживання чи промислової переробки» акцизної накладної?»)

  • Хранение топлива в объеме, большем чем зафиксировано в лицензии

Такое развитие событий возможно при таких обстоятельствах:

- в следствии ненадлежащего ведения бухгалтерского учета – при не своевременном списании топлива, не соответствующего датам фактического его использования, остатки топлива по бухгалтерскому учету на определенную дату будут превышать зафиксированный в лицензии объем резервуаров (емкостей);

- в следствии не включения в заявлении на получение лицензии разные небольшие емкости, которые фактически используются в хозяйственной деятельности (канистры, бочки и т.д.). В результате выходит, что по факту полученное топливо размещалось в баках транспортных средств и дополнительных мелких емкостях, а в учете бухгалтеру некуда деть такой излишек топлива в баках транспортных средств;

- в следствии покупки (легализации) резервуаров (емкостей) для топлива без своевременного переоформления лицензии.

Переоформление лицензии осуществляется при изменении сведений, указанных в выданной лицензии. Для переоформления лицензии в ГУ ГНСУ в соответствующей области необходимо подать в произвольной форме заявление на переоформление, к нему приложить документы, которые подтверждают внесение изменений см. ЗІР 113.03 – «Які документи надаються СГ для переоформлення ліцензії на зберігання чи роздрібну торгівлю пальним у разі зміни відомостей, зазначених у виданій ліцензії (найменування юридичної особи або прізвища фізичної особи, місцезнаходження або місця проживання, адреси місця торгівлі в зв’язку з перейменуванням населеного пункту, вулиці тощо), та протягом якого терміну здійснюється їх подання?»). Кроме того, по устному разъяснению сотрудников ГНСУ кроме этих документов, необходимо приложить оригинал существующей лицензии. Никаких оплат за переоформление лицензии производить не нужно!!! Переоформленную лицензию с таким же номером сотрудники ГНСУ выдадут на протяжении 3 рабочих дней после получения заявления с оригиналом лицензии.

- в следствии залива в бензовоз топлива объема большего, чем за раз могут вместить баки (с учетом остатка топлива в них) транспортных средств, которых должен произвести заправку такой бензовоз. В результате бензовоз стает не только средством перевозки топлива из точки А в точку Б, но и средством хранения топлива. В результате бухгалтер, подававший для получения лицензии на хранение лишь объем больших резервуаров и мелких емкостей, получает доказанный факт хранения топлива без получения лицензии, т.к. все топливо, сверх объема, отраженного в лицензии считается хранящимся без получения лицензии;

При внесении данных о емкости бензовоза в лицензию необходимо учесть важные обстоятельства:

Ø  Закон № 481 говорит, что плательщик в заявлении должен указать совокупный объем хранящегося топлива в резервуарах и емкостях;

Ø  Этот же Закон № 481 в определении места хранения топлива говорит о месте на котором расположены сооружения (от автора – в которых располагаются резервуары) и / или оборудования, и / или емкости

Ø  Типовая форма лицензии на хранение топлива, утвержденная письмом ГНСУ от 15.01.2020 № 648/7/99-00-04-01-01-07 говорит, что в ней указывается общий объем РЕЗЕРВУАРОВ. Данные о резервуарах указаны и во всех выданных в Запорожской области лицензиях. При этом в лицензиях другим областям Украины указывались данные: 1) только о резервуарах, 2) только о емкостях, 3) резервуарах (емкостях).

Возникает вопрос: учитывая что согласно закона информация в заявлении должна содержаться о резервуарах и емкостях, пойдя на поводу у сотрудников ГУ ГНС в Запорожской области, которые говорят что емкость и резервуары одно и тоже, и указав в лицензии совокупную емкость резервуаров и емкостей в виде общего понятия «резервуар», не приведет ли такая политика к получению штрафа 500 000 грн за хранение топлива в бензовозе без лицензии, т.к. ГНСУ в своих разъяснениях оперирует понятиями как резервуары, так и емкости (в т.ч. у бензовоза)?

- в следствии того, что калибровка емкости (градуированные таблицы) может отражать больший объем топлива, который возможно залить в емкость, чем объем, указанный в техпаспорте на емкость. В результате существуют в Украине прецеденты, когда проверяющие на этом основании накладывали штрафные санкции (при фактической проверке) в связи с хранением топлива сверх «заказанного» в лицензии объема на основании техпаспорта емкости (резервуара). Для избегания штрафа по такому надуманному обстоятельству необходимо, чтобы при проведении калибровки была поставлена задача о приведении градуированных таблиц к данным техпаспорта.

Для справки, калибровка или градуирование резервуара, согласно межгосударственных ГОСТов 8.570 – 2000 (ДСТУ 4147-2003) и 8.346 – 2000 (ДСТУ 4218:2003) сначала проводится после изготовления резервуара (емкости)  и его монтажа по месту установки путем составления таблицы калибровки. Естественный износ, коррозия стенок, донные отложения, вмятины и выпуклости, ремонтные работы вызывают изменения внутреннего объема резервуара, и как следствие, емкость топлива изменяется. Вследствие этого появляется необходимость постоянной корректировки данных градуировочной таблицы (внеплановной при проведении чисток, ремонта, повреждения или плановой – не позже 1 раза в 5 лет).

Кроме наложения штрафной санкции в сумме 500 000 грн контролирующий орган в ходе проверок может принести и другие неприятности:

  • аннулирование лицензии на хранение топлива – такая «страшилка» возможна, когда у плательщика отсутствует техническая документация на емкости, калибровка емкости или емкость не поставлена на баланс. Такая позиция проверяющими обосновывается тем, что для получения лицензии плательщик указал в заявлении недостоверные сведения, т.к. он самостоятельно не может достоверно определить объемные показатели емкости. Соответственно на основании ст. 3 Закона № 481 контролирующий орган может принять решение об аннулировании такой лицензии. Единственным радостным в этом случае фактом является то, что лицензия аннулируется и считается недействительной с момента получения субъектом хозяйствования (в том числе иностранным субъектом хозяйствования, который действует через свое зарегистрировано постоянное представительство) письменного распоряжения о ее аннулировании, т.е. задним числом лицензию аннулировать нельзя.
  • начисление налоговых обязательств по акцизному налогу в связи с заправкой своим топливом техники предприятий, которые осуществляют оказание с/х услуг плательщику (обработка почвы, уборка урожая).

Такое начисление связано с тем, что выполнить условия, предусмотренные НКУ, чтобы заправка чухой техники не считалось реализацией топлива с точки зрения акциза, очень сложно, т.к. нужно выполнить одновременно три критерия (пп. 14.1.212 НКУ):

  • заказчики по договорам подряда не осуществляют реализацию топлива другим лицам (+)
  • заправка осуществляется в топливный бак машин, механизмов, техники и оборудования для агропромышленного комплекса, топливный бак транспортных средств специального назначения или топливный бак специального оборудования или устройства, которые а) предназначены для выполнения работ на землях сельскохозяйственного и лесного назначения, на землях, предоставленных горным предприятиям для добычи полезных ископаемых и разработки месторождений полезных ископаемых, а также для выполнения работ по строительству дорог; б) принадлежат другим лицам; в) выполняют работы в течение срока действия договора подряда исключительно на указанных в этом пункте землях, находящихся в собственности или пользовании заказчика (+)
  • транспортные средства (от автора – а не резервуары или стационарные емкости), осуществляющие заправку в топливный бак машин, механизмов, техники и оборудования для агропромышленного комплекса, в топливный бак транспортных средств специального назначения или в топливный бак специального оборудования или устройства должны быть оборудованы расходомерами-счетчиками на каждом месте отпуска топлива наливом с такого транспортного средства (от автора – без обязательной регистрации таких расходометров) (-).

Исходя из этого заправка своим топливом техники подрядчика в большинстве случаев классифицируется как продажа топлива с возникновением налоговых обязательств по акцизному налогу.

1000 Осталось символов