Авторизируйтесь
Для полного доступа к материалам информационного центра (аналитика, видеозаписи семинаров, файлы для скачивания) войдите в учётную запись.
Если у Вас еще нет учётной записи, то выберите пожалуйста тарифный план.
Особенности проведения проверок за соблюдением Законодательства о труде в 2018 году
- Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.204.2007 г № 877-V (далее – Закон № 877)
- Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.1997 г. № 280/97-ВР (далее – Закон № 280)
- Распоряжение КМУ от 05.09.2018 г. № 649-р (далее - Распоряжение № 649)
- Постановление КМУ oт 26.04.2017 г. №295 «Некоторые вoпросы реализации статьи 259 Кодекса зaконов о труде Украины и cтатьи 34 Закона Украины "О мeстном самоуправлении в Украине"», которым утверждены:
- Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде (далее – Порядок №295;
- Порядок осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о труде;
(а также отменено Постановление КМУ от 17 ноября 2010 № 1059 "Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труде и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля)").
- Постановление КМУ oт 17.07.2013 г. №509 «Об утверждении Порядка наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения» (далее – Порядок №509)
- Приказ Минсоцполитики №1338 oт 18.08.2017г. «Об yтверждении форм документов, которые составляются пpи осуществлении мероприятий государственного нaдзора и контроля за соблюдением зaконодательства о труде, занятости населения, зaнятости и трудоустройстве инвалидов» (далее – Приказ № 1338)
Распоряжением № 649 предусматривается проведение Государственной службой Украины по вопросам труда, Государственной фискальной службой Украины, Пенсионным фондом Украины, Национальной полицией Украины, другими центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления совместных комплексных мероприятий, направленных на детенизацию рынка труда и совершенствования контроля за оформлением трудовых отношений с наемными работниками.
Реализация норм распоряжения позволит уменьшить применение незадекларированного труда и усовершенствует контроль за оформлением трудовых отношений с наемными работниками.
Согласно Распоряжения №649 Гоструда, ГФС, ПФУ, Нацполиции, другим центральным органам исполнительной власти при участии органов местного самоуправления необходимо провести:
- начиная с 5 октября 2018 в установленном порядке комплексные меры, направленные на детенизацию занятости и доходов населения;
- до 5 октября 2018информационно-разъяснительную кампанию о запланированных мероприятиях и недопустимости допуска к работе наемных работников без оформления с ними трудовых отношений.
ПОЛНОМОЧИЯ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ
В РАМКАХ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА O ТРУДЕ
1.Государственная служба Украины по вопросам труда и ее территориальные органы (ч. 1 ст. 259 КЗоТ, п.2 Порядка №295) (Главное управление Гоструда в Запорожской области) – имеют наиболее широкие полномочия.
п.11 Порядка №295 Инспекторы труда при наличии служебного удостоверения и направления на проверку беспрепятственно, без предварительного уведомления имеют право: 1) при проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений при наличии оснований (см. табл.2)самостоятельно и в любое время суток с учетом требований законодательства об охране труда проходить в любые производственные, служебные, административные помещения объекта посещения, в которых используется наемный труд; 2) ознакамливаться с любыми книгами, реестрами и документами, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, содержащие информацию/сведения по вопросам, которые являются предметом инспекционного посещения, невыездной инспекции, с целью проверки их соответствия нормам законодательства и получать заверенные объектом посещение их копии или выписки; 3) наедине или в присутствии свидетелей задавать руководителю и/или работникам объекта посещения вопросы, касающиеся законодательства о труде, получать по указанным вопросам устные и/или письменные объяснения; 4) при наличии признаков уголовного преступления и/или создания угрозы безопасности инспектора труда привлекать работников правоохранительных органов; 5) на предоставление рабочего места с возможностью ведения конфиденциального разговора с работниками относительно предмета инспекционного посещения; 6) фиксировать проведения инспекционного посещения по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений средствами аудио-, фото- и видеотехники; 7) получать от государственных органов информацию, необходимую для проведения инспекционного посещения, невыездного инспектирования. |
2.Органы местного самоуправления(п.2 Порядка №295) (Управление социальной защиты населения Мелитопольского городского совета Запорожской области)
Закон № 280: ч.3 ст.18: Органы местного самоуправления по вопросам осуществления делегированных им полномочий органов исполнительной власти могут выступать с инициативой проверок, организовывать их проведение, а при осуществлении полномочий в сфере контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения проводить проверки на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые не находятся в коммунальной собственности, а также физических лиц, использующих труд наемных работников. ч.3 ст.34: К компетенции исполнительных органов городских советов городов областного значения и объединенных территориальных общин, кроме полномочий, определенных пунктом "б" части первой настоящей статьи, относятся: 1) осуществление на соответствующих территориях контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения в порядке, установленном законодательством; 2) наложение штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения в порядке, установленном законодательством. |
3.Органы Государственной фискальной службы–в разрезе трудовых правоотношений осуществляют администрирование ЕСВ, обеспечивают контроль за своевременностью, достоверностью, полнотой его начисления и уплаты. В случае выявления других нарушений по вопросам труда ГФС уведомляет об этом Гоструда.(ч. 2 ст. 259 КЗоТ)
- Органы Пенсионного фонда Украины–прямо не контролирует вопросы труда, но также в случае выявления нарушений законодательства о труде уведомляет о них Гоструда.
С 11.08.2017 г. вступил в силу «Порядок обмена информацией о сведениях, содержащих признаки использования труда неоформленных работников и нарушений законодательства о труде» (Постановление Правления ПФУ от 29.05.2017 г. № 11-1), который определяет механизм информационного взаимодействия между субъектами информационного обмена (ПФУ, ДФС, Гоструда и их территориальные органы) с целью обеспечения реализации их полномочий. |
ВИДЫ ПРОВЕРОК
Формы проведения проверок инспекторами труда:
- инспекционные посещения (ИП),
- невыездные инспекции (НИ).
Согласно п.15 Порядка №295 по решению руководителя органа контроля или его заместителя, согласованному с объектом посещения, инспекторы труда при наличии оснований, определенных подпунктами 1, 4-7 пункта 5 настоящего Порядка, могут проводить невыездные инспекции в помещении соответствующего органа контроля на основании документов и объяснений, предоставленных объектом посещения.
Таблица 1
Основание проведения проверки (п.5 Порядка №295) |
ИП |
НИ |
1) по обращению работника о нарушении в отношении него законодательства о труде; |
+ |
+ |
2) по обращению физического лица, в отношении которого нарушены правила оформления трудовых отношений; |
+ |
|
3) по решению руководителя органа контроля о проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений, принятым по результатам анализа информации, полученной из средств массовой информации, других источников, доступ к которым не ограничен законодательством, и источников, указанных в подпунктах 1, 2, 4-7 настоящего пункта; |
+ |
|
4) по решению суда, сообщению правоохранительных органов о нарушении законодательства о труде; |
+ |
+ |
5) по сообщению должностных лиц органов государственного надзора (контроля), о выявленных в ходе выполнения ими контрольных полномочий признаков нарушения законодательства о труде; |
+ |
+ |
6) по информации: Госстата и его территориальных органов о наличии задолженности по выплате заработной платы; ДФС и ее территориальных органов о: - несоответствие количества работников работодателя объемам производства (выполненных работ, оказанных услуг) к средним показателям по соответствующему виду экономической деятельности; - фактах нарушения законодательства о труде, выявленных в ходе осуществления контрольных полномочий; - фактахосуществления хозяйственной деятельностибез государственной регистрации в порядке, установленном законом; - работодателях, имеющих задолженность по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в размере, превышающем минимальный страховой взнос за каждого работника; Пенсионного фонда Украины и его территориальных органов о: - работодателях, которые начисляют заработную плату меньше минимальной; - работодателях, у которых в отношении работников отсутствует сообщение о принятии на работу; - работодателях, у которых в течение месяца количество работников, работающих на условиях неполного рабочего времени, увеличилось на 20 и более процентов; - работниках, которые выполняют работы (оказывают услуги) по гражданско-правовым договорам у одного работодателя более года; - работодателях, у которых в отношении работников отсутствуют начисления заработной платы в отчетном месяце (отпуск без сохранения заработной платы без соблюдения требований КЗоТ Украины и ЗУ "Об отпусках") - работодателях, у которых в течение года не проводилась индексация заработной платы или сумма повышения заработной платы составляет менее суммы начисленной индексации; - работодателях, у которых 30 и более процентов работников работают на условиях гражданско-правовых договоров; - работодателяхс численностью 20 и более работников, у которых в течение месяца произошло сокращение на 10 и более процентов работников; |
+ |
+ |
7) по информации профсоюзных органов о нарушении прав работников, являющихся членами профсоюза, выявленных в ходе осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде. |
+ |
+ |
Таблица 2
Виды проверок |
Срок проведения проверки |
Плановые |
не может превышать 10 раб.дн, для субъектов малого предпринимательства – 5 раб. дн. Продление срока не допускается (п. 5 ст.5 Закона № 877) |
Внеплановые |
не может превышать 10 раб.дн., для субъектов малого предпринимательства – 2 раб.дн. Продление срока не допускается (п. 4 ст. 6 Закона № 877) |
Постановление КМУ от 17.11.2010 г. № 1059, которым были утверждены критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труде и определялась периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля), утратил силу с 16.05.2017 г.
Основания для проведения внеплановых проверок (ст. 7 Закона № 877):
- представление субъектом хозяйствования письменного заявления в соответствующий орган государственного надзора (контроля) об осуществлении мероприятия государственного надзора (контроля) по его желанию;
- выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности, поданных субъектом хозяйствования;
- проверка выполнения субъектом хозяйствования предписаний, распоряжений или других распорядительных документов относительно устранения нарушений требований законодательства, выданных по результатам проведения плановых мероприятий органом государственного надзора (контроля);
- обоснованное обращение физического лица о нарушении субъектом хозяйствования его законных прав. Внеплановое мероприятие в этом случае осуществляется только при наличии согласия Гоструда Украины на их проведение;
- неподача в установленный срок субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности без уважительных причин, а также письменных объяснений о причинах, препятствовавших представлению таких документов;
- наступление аварии, смерти потерпевшего вследствие несчастного случая или профессионального заболевания, что было связано с деятельностью субъекта хозяйствования.
Во время проведения внепланового мероприятия выясняются только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для осуществления этого мероприятия, с обязательным указанием этих вопросов в удостоверении (направлении) на проведение государственного надзора (контроля).
Субъект хозяйствования должен ознакомиться с основанием проведения внеплановой проверки с предоставлением ему копии соответствующего документа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ
Таблица 3
Акт проверки (п. 19, 20 Порядка №295 |
По результатам инспекционного посещения или невыездного инспектирования составляются акт и в случае выявления нарушений законодательства о труде - предписание об их устранении. Акт составляется в последний день инспекционного посещения или невыездного инспектирования в двух экземплярах, которые подписываются инспектором труда, его проводил, и руководителем объекта посещения или его уполномоченным представителем. Один экземпляр акта остается у объекта посещения. |
Замечания (п.21 Порядка №295) |
Если объект посещения не согласен с изложенной в акте информацией, акт подписывается с замечаниями, которые являются его неотъемлемой частью. Замечания могут быть поданы объектом посещения не позднее трех рабочих дней с даты подписания акта. Письменный мотивированный ответ на замечания предоставляется инспектором труда не позднее чем через три рабочих дня с даты их поступления. |
Предписание (п.23 - 25 Порядка №295) |
Предписание является обязательным для выполнения в определенные сроки письменным требованием инспектора труда об устранении объектом посещения нарушений законодательства о труде, выявленных во время инспекционного посещения или невыездного инспектирования. Предписание вносится объекту посещения не позднее чем в течение следующего рабочего дня после подписания акта (отказа от подписания), а в случае наличия замечаний - на следующий день после их рассмотрения. В предписании указывается срок для устранения выявленных нарушений. Предписание составляется в двух экземплярах, которые подписываются инспектором труда, который проводил проверку, и руководителем объекта посещения или его уполномоченным представителем.Один экземпляр предписания остается у объекта посещения. Состояние выполнения предписания проверяется по истечении указанного в нем срока устранения недостатков, если объект посещения не предоставил ответ или предоставил его в объеме, недостаточном для подтверждения факта устранения выявленных нарушений. |
Ответственность (п.28, 29 Порядка №295) |
В случае выполнения предписания в установленный в нем срок меры к привлечению объекта посещения и его должностных лиц к ответственности не употребляются. Меры к привлечению объекта посещения и его должностных лиц к ответственности за использование труда неоформленных работников, несвоевременно и не в полном объеме выплату заработной платы, несоблюдение минимальных гарантий в оплате труда принимаются одновременно с внесением предписания независимо от факта устранения выявленных нарушений в ходе инспекционного посещения или невыездного инспектирования. |
Обжалование (п.30 Порядка №295) |
Предписание или требование инспектора труда могут быть обжалованы в 10-дневный срок с даты их получения руководителю или заместителю руководителя соответствующего территориального органа Гоструда (в случае несогласия – руководителю или заместителя руководителя Гоструда). Жалоба рассматривается в 30-дневный срок с даты ее поступления, если иное не установлено законом. По результатам рассмотрения жалоб требования предписаниямогут быть отменены полностью или в отдельной части. |
ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ ШТРАФОВ
(Порядок N 509 от 17.07.2013 г. с изменениями согласно Постановлению № 295)
Штрафы налагаются:
- Председателем Гоструда, его заместителями,
- начальниками управлений и отделов Гоструда и их заместителями (по вопросам, относящимся к их компетенции),
- начальниками территориальных органов Гоструда и их заместителями,
- руководителями исполнительных органов городских советов городов областного значения, сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин и их заместителями (далее - уполномоченные должностные лица).
Штрафы могут налагаться на основании:
- решение суда об оформлении трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора, и установление периода такой работы или работы на условиях неполного рабочего времени в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленный на предприятии, в учреждении, организации;
- акта об обнаружении во время проверки субъекта хозяйствования или работодателя признаков нарушения законодательства о труде и/или занятости населения, составленного должностным лицом Гоструда или ее территориального органа, исполнительного органа городского совета города областного значения и сельского, поселкового, городского совета объединенной территориальной общины.
- акта документальной выездной проверки ГФС, ее территориального органа, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о труде.
Уполномоченное должностное лицо не позднее чем через 10 дней с даты составления акта принимает решение о рассмотрении дела о наложении штрафа.
Дело рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня принятия решения о его рассмотрении.
По результатам рассмотрения дела уполномоченное должностное лицо на основании акта составляет постановление о наложении штрафа.
Рассмотрение дел на основании акта, составленного должностным лицом Гоструда или ее территориального органа, акта, составленного органом ГФС, осуществляется уполномоченными должностными лицами Гоструда и ее территориальных органов.
Постановление о наложении штрафа составляется в двух экземплярах по форме, установленной Минсоцполитики, один из которых остается у уполномоченного должностного лица, второй - направляется в течение трех дней субъекту хозяйствования.
Штраф уплачивается в течение одного месяца со дня принятия постановления о его наложении, о чем субъект хозяйствования или работодатель сообщают уполномоченному должностному лицу, которое составило постановление о наложении штрафа. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в судебном порядке.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ
Таблица 4
№ п/п |
Вид нарушения |
Размер штрафа |
|
Финансовые санкции (ст.265 КЗоТ) |
|||
1 |
Фактический допуск сотрудника к работе без оформления трудового договора (контракта) (абз. 1 ч. 2 ст. 265) |
30 мин. з/п на момент выявления нарушения за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (111 690 грн.) |
|
Оформление сотрудника на неполное рабочее время при фактическом выполнении работы полное рабочее время, установленное на предприятии (абз. 2 ч. 2 ст. 265) |
|||
Выплата зарплаты (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов(абз. 2 ч. 2 ст. 265) |
|||
2 |
Нарушение установленных сроков выплаты зарплаты работникам, иных выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за 1 месяц, выплата их не в полном объеме (абз. 3 ч. 2 ст. 265) |
3 мин. з/п на момент выявления нарушения (11 169 грн.) |
|
3 |
Несоблюдение минимальных госгарантий в оплате труда (абз. 4 ч. 2 ст. 265) |
10 мин. з/п на момент выявления нарушения за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (37 230 грн.) |
|
4 |
Несоблюдение установленных законом гарантий и льгот работникам, которые привлекаются к выполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины "О воинской обязанности и военной службе", "Об альтернативной (невоенной) службе", "О мобилизационной подготовке и мобилизации" (абз. 5 ч. 2 ст. 265) |
||
5 |
Недопущение к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении (абз. 6 ч. 2 ст. 265) |
3 мин. з/п на момент выявления нарушения (11 169 грн.) |
|
6 |
Недопущение к проведению проверки по вопросам выявления нарушений из п. 1 таблицы, создание препятствий в ее проведении (абз. 7 ч. 2 ст. 265) |
100 мин. з/п на момент выявления нарушения за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (372 300 грн.) |
|
7 |
Нарушение других требований трудового законодательства (кроме предусмотренных в п.1-6 данной таблицы) (абз. 8 ч. 2 ст. 265) |
Мин. з/п (3 723 грн.) |
|
Административные санкции (ст.41 КоАП) |
Впервые |
Повторно на протяжении года |
|
8 |
Нарушение установленных сроков выплаты пенсий, стипендий, зарплаты, выплата их не в полном, объеме |
от 30 до 100 НМДГ (от 510 до 1700 грн.) |
от 100 до 300 НМДГ (от 1700 до 5100 грн.) |
Нарушение срока предоставления должностными лицами и ФОП работникам, в том числе бывшим, по их требованию документов относительно их трудовой деятельности на данном предприятии или у ФОП, необходимых для назначения пенсии, определенного ЗУ «Об обращении граждан», или предоставление указанных документов, содержащих недостоверные данные |
|||
Нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения, а также другие нарушения требований законодательства о труде |
|||
9 |
Фактический допуск сотрудника к работе без оформления трудового договора (контракта) |
от 500 до 1000 НМДГ (от 8500 до 17000 грн.) |
от 1000 до 2000 НМДГ (от 17000 до 34000 грн.) |
Допуск к работе иностранца или лица без гражданства и лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца, на условиях трудового договора (контракта) без разрешения на применение труда иностранца или лица без гражданства |
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ МОГУТ ИЗУЧАТЬСЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕРКИ
(из Акта проверки, утвержденного Приказом Минсоцполитики от 18.08.2017 № 1338)
Таблица 5
№ п/п |
Раздел |
Краткое описание вопросов |
Часть I. Законодательство о труде |
||
1 |
Общие положения (3 пункта) |
Равенство трудовых прав, гарантии обеспечения права граждан на труд |
2 |
Коллективный договор (при наличии) (5 пунктов) |
Наличие коллективного договора, соответствие нормам действующего законодательства, регистрация местным органом исполнительной власти |
3 |
Трудовой договор (70 пунктов) |
Наличие трудовых договоров, соответствие нормам действующего законодательства, наличие контрактов, обоснованность отказов в принятии на работу, предоставление документов (паспорт, трудовая книжка, документ об образовании и т.п.), допуск работников к работе после заключения трудового договора, наличие уведомлений ГФСУ о принятии сотрудников, ведение трудовых книжек, испытание, перевод на другую работу, основания прекращения трудового договора, |
4 |
Рабочее время (17 пунктов) |
Длительность рабочего времени разных категорий работников (в т.ч. инвалиды, беременные женщины, несовершеннолетние и т.д.), сверхурочные работы, обеспечение бухучета расходов на оплату труда |
5 |
Время отдыха (36 пунктов) |
Наличие обеденного перерыва, выходных, работа в праздничные и нерабочие дни, предоставление отпусков, в т.ч. дополнительных |
6 |
Оплата труда (59 пунктов) |
Размер заработной платы, доплаты до минимальной з/п, тарифная сетка, индексация, выплата з/п (сроки, периодичность, размер), выплаты при увольнении, правильность начисления отпускных, больничных и других выплат, |
Часть II. Дополнительные требования |
||
7 |
Особенности использования труда лиц, нуждающихся в дополнительной социальной защите (24 пункта) |
Работа (условия труда, продолжительность рабочего времени, работа в ночное время, сверхурочная работа, командировки и т.д.) лиц с инвалидностью, беременных женщин, женщин с детьми, несовершеннолетних и т.п. |
8 |
Трудовая дисциплина (10 пунктов) |
Трудовой распорядок, ответственность за нарушение трудовой дисциплины |
9 |
Гарантии наемных работников (24 пункта) |
Гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, привлекаемых к выполнению обязанностей, предусмотренных ЗУ «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной (невоенной) службе» и «О мобилизационной подготовке и мобилизации», донорам и т.п. Отчисления из з/п, материальная ответственность работников, |
10 |
Охрана труда (11 пунктов) |
При вредных условиях труда – использование спецодежды, спецобуви, других средств индивидуальной защиты, обеспечение мылом, продуктами питания (молоко, соленая газированная вода) и т.п. |
11 |
Общеобязательное государственное социальное страхование (48 пунктов) |
Расчет и предоставление пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на погребение |
12 |
Аттестация рабочих мест по условиям труда (9 пунктов) |
Проведение аттестации рабочих мест на предприятиях, где технологический процесс, используемое оборудование, сырье и материалы являются потенциальными источниками вредных и опасных производственных факторов, которые могут неблагоприятно влиять на состояние здоровья работающих, а также на их потомков как теперь, так и в будущем. |
Отчёт