Особенности проведения проверок за соблюдением Законодательства о труде в 2018 году

  1. Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.204.2007 г № 877-V (далее – Закон № 877)
  2. Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.1997 г. № 280/97-ВР (далее – Закон № 280)
  3. Распоряжение КМУ от 05.09.2018 г. № 649-р (далее - Распоряжение № 649)
  4. Постановление КМУ oт 26.04.2017 г. №295 «Некоторые вoпросы реализации статьи 259 Кодекса зaконов о труде Украины и cтатьи 34 Закона Украины "О мeстном самоуправлении в Украине"», которым утверждены:

- Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде (далее – Порядок №295;

- Порядок осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о труде;

(а также отменено Постановление КМУ от 17 ноября 2010 № 1059 "Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труде и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля)").

  1. Постановление КМУ oт 17.07.2013 г. №509 «Об утверждении Порядка наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения» (далее – Порядок №509)
  2. Приказ Минсоцполитики №1338 oт 18.08.2017г. «Об yтверждении форм документов, которые составляются пpи осуществлении мероприятий государственного нaдзора и контроля за соблюдением зaконодательства о труде, занятости населения, зaнятости и трудоустройстве инвалидов» (далее – Приказ № 1338)

Распоряжением № 649 предусматривается проведение Государственной службой Украины по вопросам труда, Государственной фискальной службой Украины, Пенсионным фондом Украины, Национальной полицией Украины, другими центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления совместных комплексных мероприятий, направленных на детенизацию рынка труда и совершенствования контроля за оформлением трудовых отношений с наемными работниками.

Реализация норм распоряжения позволит уменьшить применение незадекларированного труда и усовершенствует контроль за оформлением трудовых отношений с наемными работниками.

Согласно Распоряжения №649 Гоструда, ГФС, ПФУ, Нацполиции, другим центральным органам исполнительной власти при участии органов местного самоуправления необходимо провести:

- начиная с 5 октября 2018 в установленном порядке комплексные меры, направленные на детенизацию занятости и доходов населения;

- до 5 октября 2018информационно-разъяснительную кампанию о запланированных мероприятиях и недопустимости допуска к работе наемных работников без оформления с ними трудовых отношений.

ПОЛНОМОЧИЯ КОНТРОЛИРУЮЩИХ ОРГАНОВ

В РАМКАХ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА O ТРУДЕ

1.Государственная служба Украины по вопросам труда и ее территориальные органы (ч. 1 ст. 259 КЗоТ, п.2 Порядка №295) (Главное управление Гоструда в Запорожской области) – имеют наиболее широкие полномочия.

п.11 Порядка №295

Инспекторы труда при наличии служебного удостоверения и направления на проверку беспрепятственно, без предварительного уведомления имеют право:

1) при проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений при наличии оснований (см. табл.2)самостоятельно и в любое время суток с учетом требований законодательства об охране труда проходить в любые производственные, служебные, административные помещения объекта посещения, в которых используется наемный труд;

2) ознакамливаться с любыми книгами, реестрами и документами, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, содержащие информацию/сведения по вопросам, которые являются предметом инспекционного посещения, невыездной инспекции, с целью проверки их соответствия нормам законодательства и получать заверенные объектом посещение их копии или выписки;

3) наедине или в присутствии свидетелей задавать руководителю и/или работникам объекта посещения вопросы, касающиеся законодательства о труде, получать по указанным вопросам устные и/или письменные объяснения;

4) при наличии признаков уголовного преступления и/или создания угрозы безопасности инспектора труда привлекать работников правоохранительных органов;

5) на предоставление рабочего места с возможностью ведения конфиденциального разговора с работниками относительно предмета инспекционного посещения;

6) фиксировать проведения инспекционного посещения по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений средствами аудио-, фото- и видеотехники;

7) получать от государственных органов информацию, необходимую для проведения инспекционного посещения, невыездного инспектирования.

2.Органы местного самоуправления(п.2 Порядка №295) (Управление социальной защиты населения Мелитопольского городского совета Запорожской области)

Закон № 280:

ч.3 ст.18: Органы местного самоуправления по вопросам осуществления делегированных им полномочий органов исполнительной власти могут выступать с инициативой проверок, организовывать их проведение, а при осуществлении полномочий в сфере контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения проводить проверки на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые не находятся в коммунальной собственности, а также физических лиц, использующих труд наемных работников.

ч.3 ст.34: К компетенции исполнительных органов городских советов городов областного значения и объединенных территориальных общин, кроме полномочий, определенных пунктом "б" части первой настоящей статьи, относятся:

1) осуществление на соответствующих территориях контроля за соблюдением законодательства о труде и занятости населения в порядке, установленном законодательством;

2) наложение штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения в порядке, установленном законодательством.

3.Органы Государственной фискальной службы–в разрезе трудовых правоотношений осуществляют администрирование ЕСВ, обеспечивают контроль за своевременностью, достоверностью, полнотой его начисления и уплаты. В случае выявления других нарушений по вопросам труда ГФС уведомляет об этом Гоструда.(ч. 2 ст. 259 КЗоТ)

  1. Органы Пенсионного фонда Украины–прямо не контролирует вопросы труда, но также в случае выявления нарушений законодательства о труде уведомляет о них Гоструда.

С 11.08.2017 г. вступил в силу «Порядок обмена информацией о сведениях, содержащих признаки использования труда неоформленных работников и нарушений законодательства о труде» (Постановление Правления ПФУ от 29.05.2017 г. № 11-1), который определяет механизм информационного взаимодействия между субъектами информационного обмена (ПФУ, ДФС, Гоструда и их территориальные органы) с целью обеспечения реализации их полномочий.

ВИДЫ ПРОВЕРОК

Формы проведения проверок инспекторами труда:

- инспекционные посещения (ИП),

- невыездные инспекции (НИ).

Согласно п.15 Порядка №295 по решению руководителя органа контроля или его заместителя, согласованному с объектом посещения, инспекторы труда при наличии оснований, определенных подпунктами 1, 4-7 пункта 5 настоящего Порядка, могут проводить невыездные инспекции в помещении соответствующего органа контроля на основании документов и объяснений, предоставленных объектом посещения.

Таблица 1

Основание проведения проверки (п.5 Порядка №295)

ИП

НИ

1) по обращению работника о нарушении в отношении него законодательства о труде;

+

+

2) по обращению физического лица, в отношении которого нарушены правила оформления трудовых отношений;

+

3) по решению руководителя органа контроля о проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений, принятым по результатам анализа информации, полученной из средств массовой информации, других источников, доступ к которым не ограничен законодательством, и источников, указанных в подпунктах 1, 2, 4-7 настоящего пункта;

+

4) по решению суда, сообщению правоохранительных органов о нарушении законодательства о труде;

+

+

5) по сообщению должностных лиц органов государственного надзора (контроля), о выявленных в ходе выполнения ими контрольных полномочий признаков нарушения законодательства о труде;

+

+

6) по информации:

Госстата и его территориальных органов о наличии задолженности по выплате заработной платы;

ДФС и ее территориальных органов о:

- несоответствие количества работников работодателя объемам производства (выполненных работ, оказанных услуг) к средним показателям по соответствующему виду экономической деятельности;

- фактах нарушения законодательства о труде, выявленных в ходе осуществления контрольных полномочий;

- фактахосуществления хозяйственной деятельностибез государственной регистрации в порядке, установленном законом;

- работодателях, имеющих задолженность по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в размере, превышающем минимальный страховой взнос за каждого работника;

Пенсионного фонда Украины и его территориальных органов о:

- работодателях, которые начисляют заработную плату меньше минимальной;

- работодателях, у которых в отношении работников отсутствует сообщение о принятии на работу;

- работодателях, у которых в течение месяца количество работников, работающих на условиях неполного рабочего времени, увеличилось на 20 и более процентов;

- работниках, которые выполняют работы (оказывают услуги) по гражданско-правовым договорам у одного работодателя более года;

- работодателях, у которых в отношении работников отсутствуют начисления заработной платы в отчетном месяце (отпуск без сохранения заработной платы без соблюдения требований КЗоТ Украины и ЗУ "Об отпусках")

- работодателях, у которых в течение года не проводилась индексация заработной платы или сумма повышения заработной платы составляет менее суммы начисленной индексации;

- работодателях, у которых 30 и более процентов работников работают на условиях гражданско-правовых договоров;

- работодателяхс численностью 20 и более работников, у которых в течение месяца произошло сокращение на 10 и более процентов работников;

+

+

7) по информации профсоюзных органов о нарушении прав работников, являющихся членами профсоюза, выявленных в ходе осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде.

+

+

Таблица 2

Виды проверок

Срок проведения проверки

Плановые

не может превышать 10 раб.дн, для субъектов малого предпринимательства – 5 раб. дн.

Продление срока не допускается (п. 5 ст.5 Закона № 877)

Внеплановые

не может превышать 10 раб.дн., для субъектов малого предпринимательства – 2 раб.дн.

Продление срока не допускается (п. 4 ст. 6 Закона № 877)

Постановление КМУ от 17.11.2010 г. № 1059, которым были утверждены критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труде и определялась периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля), утратил силу с 16.05.2017 г.

 

Основания для проведения внеплановых проверок (ст. 7 Закона № 877):

  1. представление субъектом хозяйствования письменного заявления в соответствующий орган государственного надзора (контроля) об осуществлении мероприятия государственного надзора (контроля) по его желанию;
  2. выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности, поданных субъектом хозяйствования;
  3. проверка выполнения субъектом хозяйствования предписаний, распоряжений или других распорядительных документов относительно устранения нарушений требований законодательства, выданных по результатам проведения плановых мероприятий органом государственного надзора (контроля);
  4. обоснованное обращение физического лица о нарушении субъектом хозяйствования его законных прав. Внеплановое мероприятие в этом случае осуществляется только при наличии согласия Гоструда Украины на их проведение;
  5. неподача в установленный срок субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности без уважительных причин, а также письменных объяснений о причинах, препятствовавших представлению таких документов;
  6. наступление аварии, смерти потерпевшего вследствие несчастного случая или профессионального заболевания, что было связано с деятельностью субъекта хозяйствования.

Во время проведения внепланового мероприятия выясняются только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для осуществления этого мероприятия, с обязательным указанием этих вопросов в удостоверении (направлении) на проведение государственного надзора (контроля).

Субъект хозяйствования должен ознакомиться с основанием проведения внеплановой проверки с предоставлением ему копии соответствующего документа.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ

Таблица 3

Акт проверки

(п. 19, 20 Порядка №295

По результатам инспекционного посещения или невыездного инспектирования составляются акт и в случае выявления нарушений законодательства о труде - предписание об их устранении.

Акт составляется в последний день инспекционного посещения или невыездного инспектирования в двух экземплярах, которые подписываются инспектором труда, его проводил, и руководителем объекта посещения или его уполномоченным представителем. Один экземпляр акта остается у объекта посещения.

Замечания

(п.21 Порядка №295)

Если объект посещения не согласен с изложенной в акте информацией, акт подписывается с замечаниями, которые являются его неотъемлемой частью. Замечания могут быть поданы объектом посещения не позднее трех рабочих дней с даты подписания акта. Письменный мотивированный ответ на замечания предоставляется инспектором труда не позднее чем через три рабочих дня с даты их поступления.

Предписание

(п.23 - 25 Порядка №295)

Предписание является обязательным для выполнения в определенные сроки письменным требованием инспектора труда об устранении объектом посещения нарушений законодательства о труде, выявленных во время инспекционного посещения или невыездного инспектирования.

Предписание вносится объекту посещения не позднее чем в течение следующего рабочего дня после подписания акта (отказа от подписания), а в случае наличия замечаний - на следующий день после их рассмотрения.

В предписании указывается срок для устранения выявленных нарушений.

Предписание составляется в двух экземплярах, которые подписываются инспектором труда, который проводил проверку, и руководителем объекта посещения или его уполномоченным представителем.Один экземпляр предписания остается у объекта посещения.

Состояние выполнения предписания проверяется по истечении указанного в нем срока устранения недостатков, если объект посещения не предоставил ответ или предоставил его в объеме, недостаточном для подтверждения факта устранения выявленных нарушений.

Ответственность

(п.28, 29 Порядка №295)

В случае выполнения предписания в установленный в нем срок меры к привлечению объекта посещения и его должностных лиц к ответственности не употребляются.

Меры к привлечению объекта посещения и его должностных лиц к ответственности за использование труда неоформленных работников, несвоевременно и не в полном объеме выплату заработной платы, несоблюдение минимальных гарантий в оплате труда принимаются одновременно с внесением предписания независимо от факта устранения выявленных нарушений в ходе инспекционного посещения или невыездного инспектирования.

Обжалование

(п.30 Порядка №295)

Предписание или требование инспектора труда могут быть обжалованы в 10-дневный срок с даты их получения руководителю или заместителю руководителя соответствующего территориального органа Гоструда (в случае несогласия – руководителю или заместителя руководителя Гоструда).

Жалоба рассматривается в 30-дневный срок с даты ее поступления, если иное не установлено законом. По результатам рассмотрения жалоб требования предписаниямогут быть отменены полностью или в отдельной части.

ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ ШТРАФОВ

(Порядок N 509 от 17.07.2013 г. с изменениями согласно Постановлению № 295)

Штрафы налагаются:

- Председателем Гоструда, его заместителями,

- начальниками управлений и отделов Гоструда и их заместителями (по вопросам, относящимся к их компетенции),

- начальниками территориальных органов Гоструда и их заместителями,

- руководителями исполнительных органов городских советов городов областного значения, сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин и их заместителями (далее - уполномоченные должностные лица).

Штрафы могут налагаться на основании:

- решение суда об оформлении трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора, и установление периода такой работы или работы на условиях неполного рабочего времени в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленный на предприятии, в учреждении, организации;

- акта об обнаружении во время проверки субъекта хозяйствования или работодателя признаков нарушения законодательства о труде и/или занятости населения, составленного должностным лицом Гоструда или ее территориального органа, исполнительного органа городского совета города областного значения и сельского, поселкового, городского совета объединенной территориальной общины.

- акта документальной выездной проверки ГФС, ее территориального органа, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о труде.

Уполномоченное должностное лицо не позднее чем через 10 дней с даты составления акта принимает решение о рассмотрении дела о наложении штрафа.

Дело рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня принятия решения о его рассмотрении.

По результатам рассмотрения дела уполномоченное должностное лицо на основании акта составляет постановление о наложении штрафа.

Рассмотрение дел на основании акта, составленного должностным лицом Гоструда или ее территориального органа, акта, составленного органом ГФС, осуществляется уполномоченными должностными лицами Гоструда и ее территориальных органов.

Постановление о наложении штрафа составляется в двух экземплярах по форме, установленной Минсоцполитики, один из которых остается у уполномоченного должностного лица, второй - направляется в течение трех дней субъекту хозяйствования.

Штраф уплачивается в течение одного месяца со дня принятия постановления о его наложении, о чем субъект хозяйствования или работодатель сообщают уполномоченному должностному лицу, которое составило постановление о наложении штрафа. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в судебном порядке.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ

Таблица 4

№ п/п

Вид нарушения

Размер штрафа

Финансовые санкции (ст.265 КЗоТ)

1

Фактический допуск сотрудника к работе без оформления трудового договора (контракта) (абз. 1 ч. 2 ст. 265)

30 мин. з/п на момент выявления нарушения за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (111 690 грн.)

Оформление сотрудника на неполное рабочее время при фактическом выполнении работы полное рабочее время, установленное на предприятии (абз. 2 ч. 2 ст. 265)

Выплата зарплаты (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов(абз. 2 ч. 2 ст. 265)

2

Нарушение установленных сроков выплаты зарплаты работникам, иных выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за 1 месяц, выплата их не в полном объеме (абз. 3 ч. 2 ст. 265)

3 мин. з/п на момент выявления нарушения (11 169 грн.)

3

Несоблюдение минимальных госгарантий в оплате труда (абз. 4 ч. 2 ст. 265)

10 мин. з/п на момент выявления нарушения за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (37 230 грн.)

4

Несоблюдение установленных законом гарантий и льгот работникам, которые привлекаются к выполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины "О воинской обязанности и военной службе", "Об альтернативной (невоенной) службе", "О мобилизационной подготовке и мобилизации" (абз. 5 ч. 2 ст. 265)

5

Недопущение к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении (абз. 6 ч. 2 ст. 265)

3 мин. з/п на момент выявления нарушения (11 169 грн.)

6

Недопущение к проведению проверки по вопросам выявления нарушений из п. 1 таблицы, создание препятствий в ее проведении (абз. 7 ч. 2 ст. 265)

100 мин. з/п на момент выявления нарушения за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (372 300 грн.)

7

Нарушение других требований трудового законодательства (кроме предусмотренных в п.1-6 данной таблицы) (абз. 8 ч. 2 ст. 265)

Мин. з/п (3 723 грн.)

Административные санкции (ст.41 КоАП)

Впервые

Повторно на протяжении года

8

Нарушение установленных сроков выплаты пенсий, стипендий, зарплаты, выплата их не в полном, объеме

от 30 до 100 НМДГ

(от 510 до 1700 грн.)

от 100 до 300 НМДГ

(от 1700 до 5100 грн.)

Нарушение срока предоставления должностными лицами и ФОП работникам, в том числе бывшим, по их требованию документов относительно их трудовой деятельности на данном предприятии или у ФОП, необходимых для назначения пенсии, определенного ЗУ «Об обращении граждан», или предоставление указанных документов, содержащих недостоверные данные

Нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения, а также другие нарушения требований законодательства о труде

9

Фактический допуск сотрудника к работе без оформления трудового договора (контракта)

от 500 до 1000 НМДГ

(от 8500 до 17000 грн.)

от 1000 до 2000 НМДГ

(от 17000 до 34000 грн.)

Допуск к работе иностранца или лица без гражданства и лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца, на условиях трудового договора (контракта) без разрешения на применение труда иностранца или лица без гражданства

             ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, КОТОРЫЕ МОГУТ ИЗУЧАТЬСЯ ВО ВРЕМЯ ПРОВЕРКИ

(из Акта проверки, утвержденного Приказом Минсоцполитики от 18.08.2017 № 1338)

Таблица 5

№ п/п

Раздел

Краткое описание вопросов

Часть I. Законодательство о труде

1

Общие положения

(3 пункта)

Равенство трудовых прав, гарантии обеспечения права граждан на труд

2

Коллективный договор (при наличии)

(5 пунктов)

Наличие коллективного договора, соответствие нормам действующего законодательства, регистрация местным органом исполнительной власти

3

Трудовой договор

(70 пунктов)

Наличие трудовых договоров, соответствие нормам действующего законодательства, наличие контрактов, обоснованность отказов в принятии на работу, предоставление документов (паспорт, трудовая книжка, документ об образовании и т.п.), допуск работников к работе после заключения трудового договора, наличие уведомлений ГФСУ о принятии сотрудников, ведение трудовых книжек, испытание, перевод на другую работу, основания прекращения трудового договора,

4

Рабочее время

(17 пунктов)

Длительность рабочего времени разных категорий работников (в т.ч. инвалиды, беременные женщины, несовершеннолетние и т.д.), сверхурочные работы, обеспечение бухучета расходов на оплату труда

5

Время отдыха

(36 пунктов)

Наличие обеденного перерыва, выходных, работа в праздничные и нерабочие дни, предоставление отпусков, в т.ч. дополнительных

6

Оплата труда

(59 пунктов)

Размер заработной платы, доплаты до минимальной з/п, тарифная сетка, индексация, выплата з/п (сроки, периодичность, размер), выплаты при увольнении, правильность начисления отпускных, больничных и других выплат,

Часть II. Дополнительные требования

7

Особенности использования труда лиц, нуждающихся в дополнительной социальной защите

(24 пункта)

Работа (условия труда, продолжительность рабочего времени, работа в ночное время, сверхурочная работа, командировки и т.д.) лиц с инвалидностью, беременных женщин, женщин с детьми, несовершеннолетних и т.п.

8

Трудовая дисциплина

(10 пунктов)

Трудовой распорядок, ответственность за нарушение трудовой дисциплины

9

Гарантии наемных работников

(24 пункта)

Гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, привлекаемых к выполнению обязанностей, предусмотренных ЗУ «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной (невоенной) службе» и «О мобилизационной подготовке и мобилизации», донорам и т.п. Отчисления из з/п, материальная ответственность работников,

10

Охрана труда

(11 пунктов)

При вредных условиях труда – использование спецодежды, спецобуви, других средств индивидуальной защиты, обеспечение мылом, продуктами питания (молоко, соленая газированная вода) и т.п.

11

Общеобязательное государственное социальное страхование

(48 пунктов)

Расчет и предоставление пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на погребение

12

Аттестация рабочих мест по условиям труда

(9 пунктов)

Проведение аттестации рабочих мест на предприятиях, где технологический процесс, используемое оборудование, сырье и материалы являются потенциальными источниками вредных и опасных производственных факторов, которые могут неблагоприятно влиять на состояние здоровья работающих, а также на их потомков как теперь, так и в будущем.

1000 Осталось символов