Отходы хозяйственной деятельности и НДС: разбираемся с внутренней неопределенностью налогового органа

Отходы хозяйственной деятельности и НДС: разбираемся с внутренней неопределенностью налогового органа

Отходы хозяйственной деятельности и НДС: разбираемся с внутренней неопределенностью налогового органа

Фактическое образование отходов производства не новость в производственных реалиях. Бухгалтеры, желающие обеспечить учетную чистоту, показывают фактическое образование таких отходов, но в итоге могут столкнуться с неоднозначной позицией налогового органа относительно необходимости начисления налоговых обязательств при операциях с такими отходами.

Примерами образования отходов хозяйственной деятельности могут быть:

- металлолом, который образуется вследствие обработки металлических заготовок или при замене запчастей на объектах основных средств или их ликвидации;

- макулатура, стекло и отходы пластика;

- мертвые отходы при процедуре очистки зерна из-под комбайна.

С одной стороны, в ситуации с металлолом и макулатурой все предельно просто – согласно п. 23 подраздела 2 раздела XX НКУ «временно до 1 января 2022 от обложения налогом на добавленную стоимость освобождаются операции по поставке, в том числе операции по импорту отходов и лома черных и цветных металлов, а также бумаги и картона для утилизации (макулатуры и отходов) товарной позиции 4707 согласно УКТ ВЭД». Перечень отходов и лома черных и цветных металлов, операции по поставке которых, в частности операции по импорту, временно, до 1 января 2022 года, освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость, утвержден Постановлением КМУ от 12.01.2011 № 15 Т.е. при поставке таких товаров не нужно начислять НДС обязательства, а нужно составлять отдельные налоговые накладные с отметкой «Без НДС» с указанием в графе 8 кода ставки 903, а в графе 9 кода льготы 14060465.

Естественно, что при закупке металлического или бумажного сырья покупатель (производитель) имеет право на НК, при этом получается, что часть товара в виде сформированного отхода металлолома или макулатуры начинает применяться в льготных операциях, соответственно возникает логичный вопрос в начислении компенсирующих налоговых обязательств.

Начисление компенсирующих налоговых обязательств регламентируются ст. 199 НКУ. Причем сразу скажем, что на поставку металлолома по п. 199.6 НКУ начисление компенсирующих налоговых обязательств не распространяется. А вот относительно макулатуры такой нормы нет, соответственно есть основания для начисления компенсирующих исходя из базы налогообложения по п. 189.1 НКУ (стоимость приобретения товаров) и процентного соотношения части использования товаров в необлагаемых операциях. По таким операциям необходимо составлять сводную налоговую накладную в месяце оприходования такой макулатуры на склад (209 счет). Причем начислять распределяющие обязательства по ст. 199.1 НКУ, по мнению ГНСУ, необходимо даже в случае приобретения упаковка, которая в последствии сдается в макулатуру, изначально «сидела» в составе купленного товара, вся стоимость которого была перенесена в себестоимость готовой продукции (см. ИНК от 30.07.2020 № 3148/ІПК/99-00-05-06-02-06).

И никаких дополнительных налоговых обязательств начислять не нужно, в том числе при оприходовании металлолома*.

* ИНК от 11.06.2021 № 2378/ІПК/99-00-21-03-02-06: «ГНС сообщает, что в случае осуществления предприятием операций по поставке отходов и лома черных и цветных металлов, включенных в соответствующие перечень, утвержденный Постановлением № 15, образовавшихся в частности, в результате плавления сырья, материалов, заготовок на производстве, обязанности по начисления налоговых обязательств по НДС по правилам, установленным пунктом 198.5 статьи 198 и пунктом 199.1 статьи 199 раздела V НКУ, не возникает».

С другой стороны, желание выполнить план доначислений налоговых обязательств плательщику заставляет при проверке сотрудников ГНС нарушать позицию ГНСУ и нормы НКУ доначисляя плательщику налоговые обязательства по пп. «б» п. 198.5 НКУ: «налогоплательщик обязан начислить налоговые обязательства исходя из базы, определенной в соответствии с пунктом 189.1 НКУ, и составить не позднее последнего дня отчетного (налогового) периода и зарегистрировать в ЕРНН в сроки, установленные НКУ, сводную налоговую накладную в случае если товары / услуги, необоротные активы начинают использоваться в операциях, освобожденных от налогообложения в соответствии со статьей 197, подраздела 2 раздела XX этого Кодекса, международных договоров (соглашений)». Причем проверяющие читают такую норму буквально, не взирая на нормы ст. 199 НКУ, доначисляя по этому пункту налоговые обязательства, как при оприходовании металлолома, так и при оприходовании макулатуры!!!

Судебная инстанция смотрит на такую позицию проверяющих отрицательно, как в случае оприходования металлолома (см. Постановление ВС/КАС от 07.07.2021 по делу № 540/726/19), так и в случае с оприходованием макулатуры (см. Постановление ВС/КАС от 18.12.2020 по делу № 460/1798/19). В обоих случаях доводы судебной инстанции строились на том, что:

- пп. «б» п. 198.5 НКУ действует в случае, если изначально приобретенный товар целиком был использован в льготных операциях;

- если в льготных операциях начинает использоваться только часть приобретенного товара, тогда применяются нормы ст. 199 НКУ.

Что касается операций со стеклобоем и отходами пластмассы, то здесь для предприятия многое зависит от того, каким видом отхода будет признавать их предприятие.

По возможности дальнейшего использования отходы можно классифицировать:

возвратные отходы - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов и других видов материальных ценностей, образовавшихся в процессе производства продукции (работ, услуг), утратившие полностью или частично потребительские свойства исходного материала (химические и физические) и поэтому используются с повышенными затратами (понижением выхода продукции) или вовсе не используемые по прямому назначению;

безвозвратные отходы - отходы, которые не могут быть использованы или реализованы.

Оприходование на балансе предприятия металлолома означает признать его активом. А для этого нужно (п. 2.1 Методрекомендаций по бухгалтерскому учету запасов от 10.01.2007 № 2), чтобы выполнялись одновременно все условия:

-предприятию перешли риски и выгоды, связанные с правом собственности на запасы;

- предприятие осуществляет управление и контроль за запасами;

- существует вероятность того, что предприятие получит в будущем экономические выгоды, связанные с их использованием (в виде повторного использования в производстве или получение за них денежных средств;

- стоимость запасов может быть достоверно определена (по чистой стоимости реализации или по оценке возможного использования в хоздеятельности)

Если предприятие не видит никакой возможности получить пользу от использования таких отходов (в том числе на основании, что, например, стеклобой и некоторый вид пластика являются вторичным сырьем, но затраты на его учет, доставку до места приемки могут несоизмеримы с доходами, полученными от них) соответственно оприходование на баланс таких видов отходов производиться не будет. Соответственно, если нет оприходования (списания) товара, соответственно не возможно говорить о возникновении налогового обязательства исходя из того, что сданный в утилизацию отход не может считаться использованным вне хозяйственной деятельности (основание для доначисления обязательства по пп. «г» п. 198.5 НКУ), всю свою стоимость он передал в готовую продукцию, на которую в последствии будет начислено налоговое обязательство, компенсирующее полученный налоговый кредит от отходов. Это подтверждается схожим вопросом в ИНК от 16.01.2021 № 194/ІПК/99-00-21-03-02-06:

«Если стоимость указанных товаров включается в состав расходов и, соответственно, к стоимости товаров / услуг, операции по поставке которых объектом налогообложения и связанные с получением доходов, такие товары / услуги признаются предназначенные для использования / использованы в хозяйственной деятельности, и дополнительного начисления налоговых обязательств по правилам, установленным подпунктом «г» пунктом 198.5 статьи 198 раздела V НКУ, не осуществляется».

Что касается «мертвых отходов» при сборе урожая сельскохозяйственных культур, они не могут считаться как таковыми отходами с точки зрения действующего законодательства (т.к. государственный классификатор ДК 005-96 не содержит в перечне отходов так называемые «мертвые отходы» зерна), а также они не входят в понятие «сельскохозяйственная продукция» (согласно п. 2.6 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету биологических активов, утвержденных приказом Министерства финансов Украины от 29.12.2006г. № 131), а также на их количество уменьшается общее количество сельскохозяйственной продукции при ее оприходовании на баланс. Также сложно «мертвые отходы» назвать вообще каким-то активом, исходя из сложности достоверно определить балансовую стоимость таких «мертвых отходов».

Соответственно исходя из того, что «мертвые отходы» не отражаются на балансе и вся реальная стоимость выращивания продукции включена в себестоимость готовой продукции, которая в будущем будет компенсировано налоговыми обязательствами при реализации сельхозтоварами, то по вышеописанной в ИНК практике говорить о начислении налоговых обязательств по подпункту «г» пункта 198.5 НКУ говорить сложно.

Однако, последней практикой для минования доначисления проверяющими налоговых обязательств при списании мертвых отходов, является изначальное отражение на балансе предприятия зачетного веса зерна без учета мертвых отходов, ссылаясь на не засоренность и не полеглость посевов, наличие нового комбайна, в котором настроена процедуры очистки зерна таким образом, что в бункер попадает только целое или дробленое зерно со сторонними примесями, находящимися в пределах классификации по определенному классу. Доказать обратное проверяющим, при отсутствии разниц в количестве полученной продукции в первичных документах при доставке с поля и при приемке на склад.

1000 Осталось символов