ОТСУТСТВИЕ ПЕЧАТИ НА ЗАПРОСЕ ГФС = ЕГО НЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Постановление ВС/КАС от 26.02.2019 дело № 826/9082/15

Суть вопроса:

Предприятию ГФС присылают запрос о предоставлении информации по взаимодействию с определенными контрагентами. Запрос был прислан на фирменном бланке, с исходящим номером, подписью, но без печати налогового органа. Предприятие письменно ответило в ГФС, что их запрос не содержит печати, а поэтому они не могут предоставить информацию по такому запросу. ГФС на основании не предоставленной информации по запросу назначает внеплановую проверку. Предприятие не допускает ГФС к проверке и оспаривает в суде приказ о ее назначении.

Мотивация суда:

  1. Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции Украины определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией Украины и законами Украины.
  2. Исходя из норм п. 73.3 НКУ контролирующие органы имеют право обратиться к налогоплательщикам и другим субъектам информационных отношений с письменным запросом о представлении информации. Такой запрос подписывается руководителем (заместителем руководителя) контролирующего органа и должен содержать: 1) основания для направления запроса, то есть, содержать четко определенные обстоятельства, которые свидетельствуют о нарушении налогоплательщиком требований налогового законодательства с указанием информации, которая это подтверждает; 2) перечень запрашиваемой информации, и перечень документов, которые предлагается предоставить; 3) печать контролирующего органа.
  3. Обязанность налогоплательщика по предоставлению запрашиваемой информации возникает исключительно при условии оформления запроса в соответствии с требованиями п. 73.3 НКУ.
  4. Отсутствие печати контролирующего органа в запросе о предоставлении информации, неуказание в последнем оснований для направления и / или указания основаниям, не предусмотренным Кодексом, несоблюдение иных требований является нарушением порядка его оформления (составления), что в свою очередь приводит к возникновению у налогоплательщика права не предоставлять запрашиваемую информацию. Это, в свою очередь, исключает право контролирующего органа назначать проведение проверки по основаниям непредоставление объяснений и их документальных подтверждений на обязательный письменный запрос, а в случае принятия решения, оформленного приказом, о назначении проверки при указанных обстоятельствах такой приказ может быть признано противоправным и отменен.
  5. Доводы контролирующего органа о том, что недостатки в оформлении письменного запроса не могут быть самостоятельным основанием для признания действий относительно направления такого запроса налогоплательщику противоправными и привести его недействительность, с учетом того, что такой запрос напечатано на официальном бланке налогового органа, с датой и исходящим номером, суд считает необоснованными, поскольку налоговым органом при оформлении запроса было нарушено прямое указание НКУ.

Выводы суда:

Приказ ГФС о проведении проверки на основании не предоставления информации на запрос, не содержащий печати ГФС, был отменен.

1000 Осталось символов