ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ НАЛОГА (ЕСВ) НА НЕ ТОТ БЮДЖЕТНЫЙ СЧЕТ НЕ СЧИТАЕТСЯ ЕГО НЕ УПЛАТОЙ

Постановление ВС/КАС от 14.11.2018 дело № 805/3665/16-а

Суть вопроса:

Контрагент оплатил ЕСВ на счет районный, а не городской ГНИ. Обнаружив это через время, плательщик написал письмо о переброске ошибочно перечисленных средств на правильный счет. На основании этого ГФС начислило штрафную санкции и пеню. Плательщик оспорил ППР ГФС.

Мотивация суда:

1. Платежные поручения по перечислению сумм ЕСВ были отправлены своевременно и в полном объеме.

2. Правовые основы функционирования бюджетной системы Украины, ее принципы, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений закреплены Бюджетным кодексом Украины.

3. Согласно п. 1 ст. 43 БКУ при выполнении государственного бюджета и местных бюджетов применяется казначейское обслуживание бюджетных средств. Казначейство Украины обеспечивает казначейское обслуживание бюджетных средств на основе ведения единого казначейского счета, открытого в Национальном банке Украины.

4. П. 4 ст. 45 БКУ говорит, что налоги и сборы и другие доходы государственного бюджета зачисляются непосредственно на единый казначейский счет и не могут аккумулироваться на счетах органов, которые контролируют взимание поступлений бюджета

5. Исходя из п. 5 ст. 45 БКУ налоги и сборы и другие доходы государственного бюджета признаются зачисленными в государственный бюджет со дня зачисления на единый казначейский счет.

6. По содержанию пунктов 1-3 раздела III Положения о движении средств единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденным Приказом Министерства финансов Украины от 12 февраля 2016 №54 страховые средства, уплачиваемые страхователями, зачисляются на счета 3719…, открытые на имя территориальных органов ГФС в управлениях (отделениях) Казначейства и на конец операционного дня перечисляются Главными управлениями Казначейства на соответствующие счета 3719… главных управлений ГФС с последующим перечислением на соответствующие счета 3719…, открытые на имя ГФС в Казначействе. На следующий день данные денежные средства распределяются автоматически в соответствующие фонды общеобязательного государственного социального страхования.

7. Допущена предприятием ошибка не свидетельствует о неуплате требуемой суммы единого социального взноса в определенный законодательством срок и не повлекла наступление никаких негативных последствий или убытков для соответствующего бюджета и государства в целом, поскольку страховые средства в дальнейшем в любом случае подлежали перечислению на соответствующие счета 3719, открытые на имя ДФС в казначействе. К тому же, со временем такая ошибка самостоятельно обнаружена плательщиком, принял соответствующие меры по направлению средств по принадлежности.

Вывод суда:

ВС считает, что допущенные ошибки при перечислении плательщиком суммы денежного обязательства по единому социальному взносу в срок, установленный Законом №2464-VI, должно квалифицироваться как действие, хотя и ошибочно, а потому не может служить основанием для привлечения плательщика и его должностных лиц к ответственности за неуплату или несвоевременную уплату единого социального взноса.

Приведенные толкования ВС аналогично применяет и относительно других налогов и сборов государственного бюджета: «для подтверждения факта неуплаты согласованного денежного обязательства необходимо установить, что в срок, предусмотренный пунктом 57.1 НКУ, налогоплательщик не предпринимал действия, направленные на перечисление согласованной суммы денежного обязательства в государственный бюджет. А поскольку такие суммы зачисляются на единый казначейский счет, то ошибочное определение кода бюджетной классификации в платежном поручении при уплате суммы налогового обязательства не является достаточным основанием для вывода о неуплате требуемой суммы денежного обязательства в определенный указанной нормой НКУ срок, а следовательно и для применения на основании п. 126.1 НКУ штрафных (финансовых) санкций (Постановление ВСУ от 16.06.2015 дело № 21-377а15).

Что касается налогов и сборов местного бюджетов, то применяя аналогию позиции ВС по платежам в государственный бюджет, можно сделать выводы, что перечисление НО по налогу местного бюджета (например, единый налог) не на тот счет местного бюджета не дает оснований для применения штрафных санкций по ст. 126 НКУ исходя из п. 5 ст. 78 БКУ: «Налоги и сборы и другие доходы местного бюджета признаются зачисленными в местный бюджет со дня зачисления соответственно на единый казначейский счет и счета, открытые в учреждениях банков государственного сектора согласно части второй настоящей статьи, и не могут аккумулироваться на счетах органов, которые контролируют взимание поступлений бюджета».

1000 Осталось символов