СДЕЛКИ С НЕРЕЗИДЕНТАМИ И КОРРЕКТИРОВКИ ФИНРЕЗУЛЬТАТА

(в продолжение материала, рассмотренного в Информационной справке №778 от 23.11.2018г. касательно разъяснений Минфина (Приказ №887 от 14.11.2018г.))

Напомним:

140.5. Фінансовий результат податкового (звітного) періоду збільшується:

140.5.4. на суму 30 відсотків вартості товарів, у тому числі необоротних активів, робіт та послуг (крім операцій, зазначених у пункті 140.2* та підпункті 140.5.6 цього пункту, та операцій, визнаних контрольованими відповідно до статті 39 цього Кодексу), придбаних у:

….

нерезидентів (у тому числі пов’язаних осіб - нерезидентів), зареєстрованих у державах (на територіях), включених до переліку держав (територій), затвердженого Кабінетом Міністрів України відповідно до підпункту 39.2.1.2 підпункту 39.2.1 пункту 39.2 статті 39 цього Кодексу; (Постановление КМУ 27.12.2017 г. № 1045)

нерезидентів, організаційно-правова форма яких включена до переліку, затвердженого Кабінетом Міністрів України відповідно до підпункту "г" підпункту 39.2.1.1 підпункту 39.2.1 пункту 39.2 статті 39 цього Кодексу, які не сплачують податок на прибуток (корпоративний податок), у тому числі податок з доходів, отриманих за межами держави реєстрації таких нерезидентів, та/або не є податковими резидентами держави, в якій вони зареєстровані як юридичні особи. (Постановление КМУ от 04.07.2017г. № 480)

 КОГДА ДЕЙСТВУЕТ «30-ПРОЦЕНТНАЯ» РАЗНИЦА ПРИ ПОКУПКАХ У НЕРЕЗИДЕНТОВ

Кто должен применять 30-процентную» разницу?

Плательщики налога на прибыль, которые ОБЯЗАНЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАЗНИЦЫ из р. III НКУ:

- плательщики, у которых за последний (отчетный) год доход превысил 20 млн. грн;

- "малодоходные" плательщики (т.е. доход за год не превысил 20 млн.грн), которые не отказались от разниц

Когда действует «30-процентная» разница?

При ПОКУПКЕ товаров, в т.ч. необоротных активов, работ, услуг ( «импортные» операции) у "особых" нерезидентов, включенных в Перечни КМУ:

- в Перечень № 1045 , утвержденный Постановлением   КМУ от 27.12.2017г № 1045 «Об утверждении перечня государств (территорий), которые отвечают критериям, установленным подпунктом 39.2.1.2 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 статьи 39 Налогового кодекса Украины, и признании утратившим силу распоряжения Кабинета Министров Украины от 16 сентября 2015 № 977» (далее – Перечень № 1045); ИЛИ

- в Перечень № 480, утвержденный Постановлением КМУ от 04.07.2017г № 480 «Об утверждении перечня организационно-правовых форм нерезидентов, которые не платят налог на прибыль (корпоративный налог), в том числе налог с доходов, полученных за пределами государства регистрации таких нерезидентов, и / или не являющиеся налоговыми резидентами государства, в котором они зарегистрированы как юридические лица» (далее – Перечень № 480).

«30-процентную разницу» не применяют:

 

1) при покупке товаров, работ, услуг у обычных нерезидентов (НЕ ВНЕСЕННЫХ в Перечни КМУ № 1045 или № 480);

2) при приобретении товаров, работ, услуг у "особых" нерезидентов (ВНЕСЕННЫХ в Перечни КМУ № 1045 или № 480) , но при выполнении одного из условий:

- если операция контролируемая (регулирует ст. 39 НКУ);

- если операция неконтролируемая (согласно ст. 39 НКУ), но предприятие докажет, что цена соответствует принципу "вытянутой руки" и подтвердит документально (подготовит пакет документов как для контролируемой, но без предоставления отчета о контролируемых операциях (пп. 140.5.4 НКУ)).

цена соответствует принципу "вытянутой руки" и это подтверждено документально (п. 140.2);

- по операциям с   роялти (п.п 140.5.6 НКУ);

- по операциям с   долговыми обязательствами из п. 140.2 НКУ

В каком периоде применять «30-процентную разницу»?

- для товаров (НА) - в периоде приобретения товаров (оприходования и зачисления на баланс). Хотя контролеры считают -   в периоде перехода права собственности (Письмо ГФСУ от 26.06.17 г. № 816/6/99-99-15-02-02-15/IПК)

- для услуг - в периоде получения (оформления акта предоставленных услуг).

Стоит отметить, что на применение разницы не влияет, когда (в каком периоде) отразят расходы в бухучете по приобретенным товарам (Письмо ГФСУ от 04.01.2017 г. № 29/6/99-99-15-02-02-15).

ВНИМАНИЕ: корректировка проводится исключительно в целях налогового учета! Т.е, в бухучете не нужно стоимость товаров уменьшать на 30 % (Письмо ГФСУ от 07.06.2017 г. № 533/6/99-99-15-02-02-15/ІПК).

Когда проводить корректировку фин результата по 30-процентной» разнице ?

Корректировка финансового результата до налогообложения по операциям с нерезидентами, определенными в абз.е 3 и 4 пп. 140.5.4 ст. 140 НКУ, осуществляются по результатам налогового (отчетного) года и отражаются в налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий за налоговый (отчетный) год. (Приказ Минфина от 14.11.2018г. №887 «Об утверждении Обобщающей налоговой консультации по применению положений подпунктов 140.5.4, 140.5.6 пункта 140.5 статьи 140 Налогового кодекса Украины относительно определения налогового (отчетного) периода для корректировки финансового результата до налогообложения»)

------------------

Стоит отметить, что на протяжении 2017 -2018 годов позиция контролеров была неоднозначной:

- сначала они требовали считать такие разницы ежеквартально и только по итогам года (если операции оказывались контролируемыми или неконтролируемыми, но с подтверждением расходов по принципу «вытянутой руки») соглашались не отражать их в декларации за год (письмо ГФСУ от 11.12.2017 г. № 2924/6/99-99-15-02-02-15/ІПК);

- потом они согласились с расчетом «30-процентной разницы» только по итогам года в декларации за год (ЗІР категория 102.13, Письмо ГФСУ от 11.09.2018 г. № 3934/6/ 99-99-15-02-02-15/ІПК).

 ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ

ШАГ 1

Определяем, является ли операция контролируемой (достигнут ли по итогам года стоимостной критерий по ст.39 НКУ):

- годовой доход* -150 млн.грн. (без НДС и акцизного налога);

- годовой объем операций с таким нерезидентом-контрагентом - 10 млн.грн. (без НДС и акцизного налога).

Если операция КОНТРОЛИРУЕМАЯ, то к ней применяются нормы «трансфертной» ст. 39 НКУ и «трансфертные» корректировки. (в рассматриваемом материале мы не будем говорить о таких корректировках)

Если операция НЕ КОНТРОЛИРУЕМАЯ, то переходим к ШАГУ 2

------------------------

* В годовой доход включаются:

2000 «Чистый доход от реализации продукции (товаров, робот, услуг)»;

2120 «Прочие операционные доходы»;

2200 «Доход от участия в капитале»;

2220 «Прочие финансовые доходы»;

2240 «Прочие доходы».

ШАГ 2

На дату приобретения товаров, в т.ч.   и необоротных активов, услуг у нерезидента (в т.ч. нерезидента - связанного лица), проверяем, не включен ли он в перечень № 1045 (не зарегистрирован ли он в государствах (на территориях) указанных в Перечне № 1045, или является резидентом этих стран).

------------------------

Для справки: Критерии, по которым происходил отбор стран в Перечень № 1045:

- государства (территории), в которых ставка налога на прибыль предприятий на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине (то есть ниже 13%);

- государства, с которыми Украиной не заключены международные договоры с положениями об обмене информацией;

- государства, компетентные органы которых не обеспечивают своевременный и полный обмен налоговой и финансовой информации на запросы ГФС.

------------------------

ВАЖНО: на протяжении 2018 года в Порядок № 1045 были внесены изменения, согласно которых некоторые страны были исключены из перечня, поэтому:

-   если приобретения у «особых» нерезидентов (из Грузии, Эстонии, Латвии, Венгрии или Мальты) были совершены в период с 01.01.2018 г. по 06.03.2018 г (включительно) (в периоде, до исключения этих стран из Перечня № 1045) – возникает «30-процентная» разница;

- если приобретения у «особых» нерезидентов (из Республики Болгарии) были совершены в период с 01.01.2018 г. по 24.04.2018 г (включительно) (в периоде, до исключения этой страны из Перечня № 1045) – возникает «30-процентная» разница.

Такого же мнения придерживаются контролеры в Письме ГФСУ от 10.04.2018 г. № 1500/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, ЗІР категрия 102.06.

 

Если страна нерезидента-контрагента не включена в Перечень №1045 - переходим к ШАГУ 3.

Если страна нерезидента-контрагента включена в Перечень № 1045 - переходим к ШАГУ 4.

ШАГ 3

На дату приобретения товаров, в т.ч.   и необоротных активов, услуг у нерезидента, проверяем, не включена ли его организационно-правовая форма (ОПФ) в Перечень № 480.

При этом, в случае если ОПФ «особого» нерезидента-контрагента включена в указанный перечень, но такой нерезидент в отчетном году платил налог на прибыль (корпоративный налог), что подтверждается справкой (другим официальным документом), то корректировать финрезультат на «30-процентную» разницу не нужно.

Стоит отметить, что справку обычно выдает налоговый орган страны его регистрации. Документ должен быть надлежащим образом легализован и переведен в соответствии с законодательством Украины (п. 103.5 НКУ).

-----------------------------------------

Как подтвердить резидентство контрагента-нерезидента из Перечня № 480

Можно подтвердить справкой*, выдаваемой компетентным (уполномоченным) органом соответствующей страны, определенным международным договором Украины, по форме, утвержденной согласно законодательству соответствующей страны, и которая должна быть надлежащим образом легализована, переведена в установленном порядке по правилам ст. 103 НКУ (Письмо ГФСУ от 14.08.17 г.. № 21674/7 / 99-99-14-01-02-17)

---------------

Следует отметить, что справка для подтверждения резидентства контрагента - нерезидента также подходит для целей освобождения (уменьшения) от налогообложения доходов нерезидента с источником их происхождения из Украины (налога на репатриацию). Этому вопросу посвящена ст. 103 НКУ, на которую так же ссылается ГФС в своем письме от 14.08.17 г.. № 21674/7 / 99-99-14-01-02-17.

Как подтвердить ОПФ контрагента-нерезидента

Подтвердить ОПФ нерезидента могут регистрационные (уставные) документы такого нерезидента, выписки из национальных реестров и др., в которых указывается полное название контрагента-нерезидента и его организационно-правовая форма (Письмо ГФСУ от 14.08.2018 г № 3535/6/99-99-15-02-02-15/ІПК)

Как подтвердить уплату налога нерезидентом

Можно подтвердить документом*, выдаваемым финансовым (налоговым) органом соответствующей страны, по форме, утвержденной согласно законодательству этой страны. Такой документ должен быть надлежащим образом легализован и переведен в соответствии с законодательством Украины.

Указанная рекомендация не ограничивает налогоплательщика в самостоятельном выборе способа и формы получения информации об уплате нерезидентом налога на прибыль (корпоративного налога) в отчетном году. Письмо ГФСУ от 14.08.17 г.. № 21674/7 / 99-99-14-01-02-17)

---------------

* - следует отметить, что указанные документы могут выдаваться как разными органами, так и одним и тем же, в зависимости от страны нерезидента – контрагента.

 ЛЕГАЛИЗАЦИЯ

Способ легализации справки зависит от страны, чьим резидентом является лицо:

1) консульская легализация,

2) проставление апостиля на документе.

Также существует ряд стран, официальные документы которых принимаются без какого-либо подтверждения (без консульской легализации и соответственно без апостиля).

Консульская легализация

Это процедура:

- подтверждения действительности оригиналов официальных документов

или

- удостоверение подлинности подписей должностных лиц, уполномоченных удостоверять подписи на документах, а также оттисков штампов, печатей, которыми скреплен документ.

Консул не несет ответственности за содержание документа.

Стран, в отношении справок которых применяется консульская легализация, не так уж много, например: Канада, Иран, Египет, ОАЭ, Саудовская Аравия, Вьетнам и Кувейт.

Консульскую легализацию проводит консульство страны назначения (т. е. Украины).

Порядок консульской легализации документов в Украине предусмотрен соответствующей Инструкцией, утвержденной приказом МИД от 04.06.2002 г. № 113.

В частности, перед прохождением этой процедуры справка о резидентстве должна быть удостоверена в Министерстве иностранных дел, а также в дипломатическом представительстве страны нерезидента в Украине.

Кроме того, для осуществления консульской легализации нерезидент должен подать:

1) документ, удостоверяющий личность + соответствующее заявление (для физлиц);

2) письмо-обращение (для юрлиц);

3) доверенность или другой документ, подтверждающий полномочия действовать от имени юрлица или физлица (если заявление подается представителем последних).

Апостиль

Это упрощенный способ легализации документов. Апостиль допускается в странах, которые являются сторонами Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, от 05.10.61 г. (далее — Конвенция). Для Украины она вступила в силу 22.12.2003 г.

В список таких государств входят, например, Азербайджан, Армения, Греция, Грузия, Дания, Израиль, Индия, Ирландия, Исландия, Италия, Кипр, Киргизстан, Македония, Мексика, Монголия, Нидерланды, Норвегия, ЮАР, Португалия, Словакия, Словения, США, Турция, Узбекистан, Финляндия, Франция, Хорватия, Швеция, Черногория, Япония и т. д.

Апостиль представляет собой штамп на документе, который позволяет признавать последний действительным на территории любой страны — участницы Конвенции. Апостиль проставляют в стране регистрации нерезидента.

Когда легализация не нужна

Есть категория стран, где не нужны ни апостиль, ни консульская легализация.

Это те государства, с которыми Украина участвует в двусторонних договорах о правовых отношениях и правовой помощи по гражданским и уголовным делам. А также в многосторонней Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.93 г., применяется до вступления в силу Конвенции о правовой помощи от 07.10.2002 г.

Документы налоговых учреждений иностранных государств, являющихся участниками договоров о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, на территориях договаривающихся сторон должны приниматься без какого-либо дополнительного заверения. (письмо ГНСУ от 20.07.2012 г. № 12968/6/12-0016).

Таким образом, без дополнительного удостоверения на территории Украины принимаются например справки о резидентстве из Беларуси, Болгарии, Венгрии, Германии, Казахстана, Латвии, Литвы, Молдовы, Польши, России, Румынии, Сербии, Чехии, Эстонии и др.

ПЕРЕВОД

Для Украины перевод справки обязателен. В соответствии с частью первой ст. 10 Конституции Украины государственным языком в Украине считается украинский.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Украины «О принципах государственной языковой политики» от 03.07.2012 г. № 5029-VI государственный язык — это закрепленный законодательством язык, применение которого является обязательным в органах государственного управления и делопроизводства, учреждениях и организациях, на предприятиях, в государственных учреждениях образования, науки, культуры, в сферах связи и информатики и т. п.

По мнению органов ГФС верность перевода справки с одного языка на другой удостоверяет нотариус, если он владеет соответствующими языками. Если нотариус не знает соответствующих языков, перевод документа может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого удостоверяет нотариус (см. 102.18 БЗ).

При этом НКУ не содержит требования о нотариальном удостоверении перевода справки.

 Если ОПФ нерезидента-контрагента включена в Перечень № 480 и при этом такой нерезидент в отчетном году не платил налог на прибыль, не подтвердил резидентство страны, в которой он зарегистрирован, то   переходим к ШАГУ 4.

ШАГ 4

Для того, чтобы НЕ ПРОВОДИТЬ корректировку финрезультата на «30-процентную» разницу – подтверждаем, соответствует ли цена операции принципу «вытянутой руки» в соответствии с процедурой, установленной статьей 39 НКУ (подготовить пакет документов как для контролируемой), но без представления отчета о контролируемых операциях.

Стоит отметить, если цена приобретения товаров, в том числе необоротных активов, работ и услуг превышает их цену, определенную по принципу "вытянутой руки", необходимо будет осуществить корректировку финансового результата до налогообложения на размер разницы между стоимостью приобретения и стоимостью, определенной исходя из уровня цены, определенной по принципу "вытянутой руки"

 

Если налогоплательщик минует этот шаг или документально не подтвердит, то переходим к ШАГУ 5.

--------------------------------

  ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ ПО ПРИНЦИПУ "ВЫТЯНУТОЙ РУКИ"

Суть принципа №вытянутой руки» состоит в том, чтобы плательщик налога на прибыль отразил полученную от контролируемой операции налогооблагаемую прибыль в такой же сумме, какую он получил бы, если бы эта операция была неконтролируемой и осуществлялась в тех же условиях (пп. 39.1.2 НКУ).

То есть плательщик налога на прибыль должен сравнивать условия каждой конкретной контролируемой операции с условиями сопоставимой неконтролируемой операции. А договорная цена на приобретенный товар для целей налогообложения не должна быть выше цены, определенной по принципу вытянутой руки.

Для сопоставления операций необходимо проанализировать их разные элементы, такие как (пп. 39.2.2.2 НКУ):

- индивидуальные характеристики товара (цвет, размер, функциональное назначение и др.);

-   распределение рисков, ответственности и выгод между сторонами по договору (кто из сторон оплачивает перевозку, страховку, таможенную очистку – в зависимости от этого цена может быть выше или ниже);

- сложившуюся практику отношений и условия договора, так как они могут существенно влиять на цену (например, если стороны имеют давние деловые отношения, цена может быть ниже; на крупные закупки могут быть предоставлены большие скидки, чем при покупке маленькой партии товара; отсрочка платежа на более длительный строк может увеличить цену реализации и т.д.);

- экономические условия деятельности сторон операции и их бизнес-стратегии (например, продвижение на новые рынки (начало продаж в новой стране) предполагает установление более низких цен; в разные страны (или даже разные регионы одной страны) товар может продаваться по разным ценам - с учетом покупательской способности потребителей товара в этой стране (регионе).

НКУ установлено пять основных методов определения цен, используемых налоговыми органами для проверки правильности начисления налога на прибыль в контролируемых операциях (далее – КО) (пп. 39.3.1 НКУ):

сравнительной неконтролируемой цены (пп. 39.3.1.1, 39.3.3 НКУ)

цены перепродажи (пп. 39.3.1.2, 39.3.4 НКУ)

«затраты плюс» (пп. 39.3.1.3, 39.3.5.1 НКУ)

чистой прибыли (пп. 39.3.1.4, 39.3.6 НКУ)

распределения прибыли (пп. 39.3.1.5, 39.3.7 НКУ)

Суть каждого из методов:

Цена товаров (работ, услуг) в КО сравнивается с ценой аналогичных товаров в сопоставимых неконтролируемых операциях, которые фактически осуществлены налогоплательщиком - стороной КО (или другими лицами), или на основании информации, полученной из источников, определенных пп. 39.5.3 НКУ* (пп. 39.3.1.1, 39.3.3 НКУ).

Этот метод применяется для целей ТЦО при осуществлении операций с товарами массового

спроса, по которым легче найти информацию об идентичных (аналогичных) операциях других

предприятий на рынке товаров (работ, услуг) и сопоставить условия операций.

Сравнивается валовая рентабельность (иначе говоря – маржа) от перепродажи товаров (работ, услуг), приобретенных в КО, с валовой рентабельностью от перепродажи товаров (работ, услуг) в сопоставимых неконтролируемых операциях.

Метод цены перепродажи наиболее пригоден для сбытовых (торговых) операций, в частности, при проверке импортных операций дистрибьюторов. Эти операции подразумевают дальнейшую реализацию ввезенных товаров на территории Украины. Т.е. тестируемой стороной КО является покупатель (перепродавец товаров).

Перепродавец, в частности дистрибьютор данной продукции в Украине, закупает товары у нерезидента. При этом он, как правило, несет дополнительные расходы на организацию дальнейшей продажи товаров, например на сортировку, переупаковку, формирование партий товаров, смешивание товаров, изготовление полуфабрикатов. Своей маржой** он должен не только перекрыть такие расходы, но и заработать прибыль.

Цена операции рассчитывается исходя из себестоимости, которую определяет продавец, и наценки, сопоставимой с таковой для аналогичных операций независимых компаний.

Этот метод заключается в сравнении валовой рентабельности себестоимости продаж товаров (работ, услуг) в КО с аналогичным показателем рентабельности в сопоставимых неконтролируемых операциях (пп. 39.3.5.1 НКУ).

Сравнивается соответствующий финансовый показатель рентабельности в КО:

либо чистой прибыли на основе соответствующей базы (расходы, продажа, активы), либо

показатель рентабельности операционных расходов с соответствующим показателем в сопоставимой неконтролируемой операции (одной или нескольких) (пп. 39.3.6.1 НКУ).

Определения финансовых показателей для целей ТЦО приведены в пп. 39.3.2.5 НКУ.

Перераспределение полученной прибыли между участниками КО так, как это было бы у несвязанных сторон в сопоставимых операциях при аналогичных условиях.

Данный метод используется при наличии существенной взаимосвязи между КО и другими операциями этих же сторон. При этом учитывается, что стороны КО владеют (пользуются) нематериальными активами, оказывающими значительное влияние на рентабельность операции (например, торговыми марками).

-----------------------

* для сравнения может быть использована следующая информация:

-данные об операциях покупки предприятием-импортером аналогичных товаров у других нерезидентов (в неконтролируемых операциях);

- данные об операциях поставки нерезидентом-поставщиком аналогичных товаров другим покупателям (несвязанным лицам);

- любые другие данные из общедоступных источников (периодические издания, интернет-ресурсы, сайт поставщика-нерезидента и др.), где есть информация о сопоставимых операциях.

 

*маржа – это отношение прибыли к рыночной цене товара, показатель доходов от сделки после вычета соответствующих расходов, который измеряется в процентном соотношении.

Соответствие условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки" определяется с помощью применения метода ТЦО, который является наиболее целесообразным к фактам и обстоятельств совершения контролируемой сделки. (п.п 39.3.2.1 НКУ).

В процессе выбора предприятие должно проанализировать:

- позволит ли выбранный метод учесть все функции и риски сторон в контролируемой операции;

- имеется ли достоверная доступная информация, которая может быть использована в случае применения данного метода;

- можно ли достоверно оценить отклонения, которые существуют между сопоставимыми неконтролируемыми операциями и контролируемой операцией.

Необходимо доказать целесообразность применения именно избранного метода.

На практике для определения цены по принципу "вытянутой руки" выбирают метод сравнительной неконтролируемой цены или метод   "расходы плюс".

 ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОБЛЮДЕНИЯ ПРИНЦИПА ВЫТЯНУТОЙ РУКИ

Согласно пп. 39.4.3 НКУ плательщики налога на прибыль, которые осуществляют КО, обязаны составлять и хранить документацию по трансфертному ценообразованию (далее – документация ТЦО).

Содержание документации ТЦО

Документация ТЦО представляет собой совокупность документов либо единый документ, составленный в произвольной форме, и должна содержать информацию, предусмотренную пп. 39.4.6 НКУ:

а) данные о лице (лицах), которое является стороной КО (контрагенте), и о связанных лицах налогоплательщика:

- которые непосредственно (опосредованно) владеют корпоративными правами налогоплательщика в размере 20 и более процентов;

- корпоративными правами которых в размере 20 и более процентов непосредственно (опосредованно) владеет налогоплательщик.

Данные должны быть такими, позволяющие идентифицировать таких связанных лиц (включая наименование государств (территорий), налоговыми резидентами которых являются лица, код лица, установленный в государстве (стране) их регистрации) и раскрывать информацию о критериях признания и ких лиц связанными;

б) общее описание деятельности группы компаний (включая материнскую компанию и ее дочерние предприятия), в том числе организационную структуру группы, описание хозяйственной деятельности группы, политику ТЦО, информацию о лицах, которым налогоплательщик предоставляет местные управленческие отчеты (название государства, на территории которой такие лица удерживают свои главные офисы);

в) описание структуры управления налогоплательщика, схема его организационной структуры с указанием общего количества работающих лиц и в разрезе отдельных подразделений налогоплательщика на дату операции или на конец отчетного периода;

г) описание деятельности и стратегии деловой активности, осуществляемой налогоплательщиком, в частности, экономические условия деятельности, анализ соответствующих рынков товаров (работ, услуг), на которых осуществляет свою деятельность налогоплательщик, основные конкуренты;

д) сведения об участии налогоплательщика в реструктуризации бизнеса или передачи нематериальных активов в отчетном или предыдущем году с объяснением аспектов этих операций, которые повлияли или влияют на деятельность налогоплательщика;

д) описание КО и копии соответствующих договоров (контрактов);

е) описание товаров (работ, услуг), включая физические характеристики, качество и репутацию на рынке, страну происхождения и производителя, наличие товарного знака и другую информацию, связанную с качественными характеристиками товара (работы, услуги);

є) сведения о фактически произведенных расчетах по КО (сумма и валюта платежей, дата, платежные документы);

ж) факторы, которые повлияли на формирование и установление цены, в частности бизнес-стратегии сторон сделки (при наличии), которые существенно влияют на цены товаров (работ, услуг);

з) функциональный анализ КО: сведения о функциях лиц, являющихся сторонами (участвуют) в КО, об использованных ими активах, связанных с такой КО, и экономические (коммерческие) риски, которые такие лица должны принимать при осуществлении КО;

и) экономический и сравнительный анализ:

сумму полученных доходов (прибыли) и / или сумму понесенных расходов (убытка) в результате осуществления КО, уровень рентабельности;

обоснование выбора метода, который применен для определения соответствия условий КО принципу "вытянутой руки", финансового показателя и стороны, которая исследовалась;

обоснование выбора и информация о сопоставимых операциях (сопоставимых лицах) и источники информации, которые использовались для анализа;

расчет диапазона цен (рентабельности);

описание и расчет проведенных корректировок в соответствии с пп. 39.2.2.1 НКУ.

Финансовые показатели, используемые при расчете показателей рентабельности контролируемой операции, должны быть подтверждены данными бухгалтерского учета и финансовой отчетности стороны контролируемой сделки, которая исследовалась.

і) сведения о проведенной налогоплательщиком самостоятельной либо пропорциональной корректировке (данный раздел заполняется, если условия КО не отвечают принципу «вытянутой руки» и плательщик самостоятельно откорректировал налоговые обязательства).

Язык документации ТЦО - украинский.   Если вместе с документацией представлены документы на иностранным языке, необходимо подать их перевод на украинский язык (пп. 39.4.9 НКУ).

ВАЖНО (ЗІР категория 102.10): обоснование, что операция не является контролируемой и сумма расходов подтверждается налогоплательщиком по ценам, определенным по принципу «вытянутой руки» в соответствии с процедурой, установленной ст. 39 НКУ), предоставляется на запрос контролирующего органа во время проведения документальной проверки за отчетный период, по итогам которого плательщиком налога принято решение не увеличивать финансовый результат.

Налогоплательщики обязаны представлять информацию, указанную в запросе контролирующего органа, и ее документальное подтверждение (кроме проведения встречной сверки) в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса.

ШАГ 5

Корректируем (увеличиваем) финрезультат на 30% ( пп.140.5.4 НКУ):

Разница

Отражение в декларации (приложении РІ)

в редакции приказа Минфина от 28.04.2017г № 467

в редакции приказа Минфина от 19.10.2018 г. N 842

«30-процентная» разница при оприходовании товаров от " особых" нерезидентов включенных в Перечень № 1045

стр. 3.1.7 РІ

стр.3.1.6.1 РІ

«30-процентная» разница при оприходовании товаров от " особых" нерезидентов включенных в Перечень № 480

стр.3.1.6.2 РІ

Разница, связанная с превышением стоимости приобретения над стоимостью по принципу «вытянутой руки» (для плательщиков, которые пошли по пути доказывания соответствия принципу «вытянутой руки и у них образовалась такая разница)

стр.3.1.7 РІ

Стоит отметить, что для расчета 30 %-ной разницы берут договорную (контрактную) стоимость товаров ( Письмо ГФСУ от 04.01.2017 г. № 29/6/99-99-15-02-02-15).

1000 Осталось символов