Судебная практика инспекционных посещений гоструда

1. Основания для недопуска инспекторов:

  • перед началом проверки инспектор труда должен: 1) ознакомить проверяемого с основанием проведения инспекционного посещения; 2) предоставить копию удостоверения (направления) на проведение проверки (ч. 3 ст. 6 ЗУ «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 № 877-V )
  • перед началом проведения проверки инспектор гоструда должен предъявить служебное удостоверение и оригинал удостоверения (направления) на проверку (ч. 5 ст. 7 ЗУ № 877-V). При этом, удостоверение инспектора гоструда, не включенное в Реестр удостоверений, который ведет Гоструда, является не действительным (абз. 5 п. 3 Порядка осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, утвержденного Постановлением КМУ № 295 от 26.04.2017)
  • срок проведения инспекционной проверки 10 рабочих дней, для субъектов микропредпринимательства и малого предпринимательства - двух рабочих дней (п. 10 Порядка № 295)

Решение Харьковского окружного административного суда от 18.09.2018 № дела 2040/5285/18

Решение Одесского апелляционного административного суда от 12.07.2018 № дела 815/329/18

2. Не верная квалификация статей по применению штрафов: за недопуск к проведению проверки относительно соблюдения законодательства о труде предусмотрен штраф в размере 11169 грн, а недопуск к проведению проверки по вопросам выявления неоформленных работников предусмотрен штраф в размере 372300 грн.

При этом для применения определенного штрафа ключевым фактором является четкая формулировка цели инспекционного посещения. К примеру, нельзя применить штраф 372300 грн. при формулировки цели инспекционного посещения «додержання законодавства про працю в частині оформлення трудових відносин», «додержання законодавства про працю». При этом, не указано какие именно вопросы подлежат инспектированию, поэтому не возможно установить действительно ли инспекционное посещение должно было проходить по вопросу неоформленных сотрудников.

Решение Херсонского окружного административного суда от 30.10.2018 № дела 2140/1852/18

Решение Одесского апеляционного административного суда от 12.07.2018 № дела 815/329/18

3. Нельзя налагать штраф за создание препятствий проверке как при проверке за неоформленных (штраф 372300 грн), так при проверке относительно соблюдения законодательства о труде (штраф 11169 грн) за то, что на момент инспекционного посещения отсутствуют должностные лица предприятия по уважительным причинам или отсутствует организация по юридическому адресу.

Под понятием «создание препятствий» законодатель понимает активное поведение должностного лица объекта посещения, направленное на воспрепятствование инспектору труда при осуществлении инспекционного посещения получать необходимую для этого информацию и должным образом реализовать свои полномочия, является основанием для составления акта о невозможности проведения инспекционного посещения или невыездного инспектирования.

Решение Днепропетровского окружного административного суда от 06.09.2018 № дела 804/4657/18

Решение Кировоградского окружного административного суда от 31.10.2018 № дела 1140/2499/18

4. Нельзя налагать штраф за создание препятствий проверке как при проверке за неоформленных (штраф 372300 грн), так при проверке относительно соблюдения законодательства о труде (штраф 11169 грн) за то, что инспекторам не предоставили копий затребованных документов, при условии предоставления возможности ознакомления с оригиналами.

Решение Харьковского окружного административного суда от 04.10.2018 № дела 2040/5671/18

5. При допуске к работе близких родственников без заключения трудового договора инспектора гоструда правомерно налагают штраф в размере 111690 грн за каждого не оформленного работающего члена семьи.

Решение Черкасского окружного административного суда от 01.11.2018 дело № 2340/3229/18

1000 Осталось символов