СВЕРКА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ

Сверка расчетов с бюджетом

Расчеты с бюджетом являются объектом годовой инвентаризации. Перед составлением годовой финансовой отчетности следует провести инвентаризацию всех активов и обязательств (п. 7 разд. I Положения № 879*).

Положение об инвентаризации активов и обязательств, утвержденное приказом Минфина от 02.09.14 г. № 879.

Как проводится сверка?

В новом Порядоке № 422 (утвержден приказом Минфина от 07.04.16 г. № 422) ничего не сказано о проведении сверки расчетов с бюджетом и о праве плательщика требовать проведения такой сверки. Отменена и сама форма Акта сверки расчетов с бюджетом.

Налоговики рекомендуют проводить такую сверку через Электронный кабинет плательщика налогов.

Используем Электронный кабинет

Найти Электронный кабинет плательщика можно:

• по адресу https://cabinet.sfs.gov.ua;

Важно! Для сверки расчетов с бюджетом нужно войти в личную часть (личный кабинет) плательщика налогов. А сделать это можно, только имея электронную цифровую подпись.

Получить информацию о состоянии расчетов с бюджетом, используя Электронный кабинет плательщика, необходимо:

1. После входа в личную часть Электронного кабинета выбираем вкладку «Стан розрахунків з бюджетом» (см. рис. 1).

 785-1

Рис. 1. Вкладка «Стан розрахунків з бюджетом»

2. Далее открывается перечень интегрированных карточек плательщика по всем налогам и сборам, которые уплачиваются в соответствующем контролирующем органе.

3. Выбираем нужную карточку и открываем ее.

4. Указываем год, на которую хотим получить данные.

5. В поле открытия карточки загружаем данные в формате Excel, выбрав соответствующую пиктограмму (см. рис. 2).

 785-2

Рис. 2. Загружаем данные

Получаем «официальное» подтверждение

По разъяснениям, размещенным в категории 135.04 ЗІР ГФСУ, налоговики рекомендуют плательщикам обращаться с письменным заявлением в контролирующий орган, в котором открыты интегрированные карточки, с просьбой предоставить информацию с интегрированных карточек плательщика налога относительно начисленных и уплаченных сумм и сальдо по состоянию на определенную дату в разрезе конкретных налогов и обязательных платежей. Ответ на такое заявление в виде письменного документа, в котором содержатся данные о состоянии расчетов с бюджетом, налоговики обещают выдать не позднее 15 рабочих дней со дня получения заявления от плательщика.

Составляется такое заявление в произвольной форме.

Проводим сверку

Получив информацию о состоянии расчетов с бюджетом, ее нужно сверить с данными бухгалтерского учета.

Проводя такую сверку, нужно учесть некоторые нюансы учета начисленных сумм платежей налоговыми органами. Так:

1) при подаче отчетных документов в законодательно установленные сроки начисление согласованных сумм денежных обязательств в интегрированной карточке плательщика осуществляют датой предельного срока их уплаты (п.п. 2 п. 4 разд. IV Порядка № 422);

2) при подаче отчетных документов после наступления предельного срока уплаты налоговых обязательств по ним, а также уточняющих отчетных документов, начисления в интегрированной карточке плательщика проводятся датой их подачи.

В связи с этим возникают обоснованные расхождения между учетными данными предприятия и данными интегрированных карточек. Так, например, начисление НДС за ноябрь в бухучете проводят ноябрем, а в интегрированной карточке — предельным сроком уплаты НДС за ноябрь, т. е. до 30.12.

Такие расхождения вызваны разными правилами учета, а потому не могут считаться ошибкой.

Если выявлены расхождения

В таком случае бухгалтера ожидает тщательное сопоставление данных учета:

• с поданными декларациями, если не совпадает сумма начислений;

• с выписками банка, если не совпадает сумма оплат.

Причина расхождений

Действия бухгалтера

Не сходится сумма оплат

Платеж ошибочно проведен в учете

Корректировка ошибочной записи методом «сторно»

Платеж ушел «не туда»

Корректировка данных в учете. Подача заявления на перечисление ошибочно уплаченной суммы в погашение обязательств по нужному платежу

Платеж «завис» в налоговой в составе невыясненных платежей

Обращение в налоговую. Подача заявления с уточненными реквизитами

«Прозевали» 1095 дней с даты возникновения переплаты

Списание переплаты на расходы периода на субсчет 949 «Прочие расходы операционной деятельности»

Данные налоговиков ошибочны

Обращение в налоговую относительно того, что не совпадают суммы оплаты (с предоставлением копий платежных поручений, подтверждающих оплату)

Не сходится сумма начислений

Ошибки в декларациях по НДС при правильных данных в учете

Предоставление уточняющего расчета

Ошибки в учете

Корректировка данных учета

Данные налоговиков ошибочны

Обращение в налоговую относительно того, что данные не соответствуют поданным декларациям

Если выявлена переплата

Если по какому-то налогу/сбору выявлена переплата, то в таком случае предприятие может:

• оставить переплату для погашения будущих платежей по этому же налогу. При этом напомним: текущие обязательства по НДС должны уплачиваться с электронного НДС-счета, а переплату можно использовать, к примеру, для уплаты обязательств по НДС по уточняющему расчету;

• вернуть такую переплату на текущий счет;

• погасить существующую задолженность по другим налогам.

ВниманиеПереплату по НДС можно вернуть только на электронный НДС-счет (п. 43.4 НКУ).

Если же предприятие принимает решение вернуть переплату или зачесть ее в уплату других налогов, следует учитывать нормы ст. 43 НКУ, регулирующей порядок такого возврата.

1000 Осталось символов