Авторизируйтесь
Для полного доступа к материалам информационного центра (аналитика, видеозаписи семинаров, файлы для скачивания) войдите в учётную запись.
Если у Вас еще нет учётной записи, то выберите пожалуйста тарифный план.
СВЕРКА РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ
Сверка расчетов с бюджетом
Расчеты с бюджетом являются объектом годовой инвентаризации. Перед составлением годовой финансовой отчетности следует провести инвентаризацию всех активов и обязательств (п. 7 разд. I Положения № 879*).
Как проводится сверка?
В новом Порядоке № 422 (утвержден приказом Минфина от 07.04.16 г. № 422) ничего не сказано о проведении сверки расчетов с бюджетом и о праве плательщика требовать проведения такой сверки. Отменена и сама форма Акта сверки расчетов с бюджетом.
Налоговики рекомендуют проводить такую сверку через Электронный кабинет плательщика налогов.
Используем Электронный кабинет
Найти Электронный кабинет плательщика можно:
• по адресу https://cabinet.sfs.gov.ua;
Важно! Для сверки расчетов с бюджетом нужно войти в личную часть (личный кабинет) плательщика налогов. А сделать это можно, только имея электронную цифровую подпись.
Получить информацию о состоянии расчетов с бюджетом, используя Электронный кабинет плательщика, необходимо:
1. После входа в личную часть Электронного кабинета выбираем вкладку «Стан розрахунків з бюджетом» (см. рис. 1).
Рис. 1. Вкладка «Стан розрахунків з бюджетом»
2. Далее открывается перечень интегрированных карточек плательщика по всем налогам и сборам, которые уплачиваются в соответствующем контролирующем органе.
3. Выбираем нужную карточку и открываем ее.
4. Указываем год, на которую хотим получить данные.
5. В поле открытия карточки загружаем данные в формате Excel, выбрав соответствующую пиктограмму (см. рис. 2).
Рис. 2. Загружаем данные
Получаем «официальное» подтверждение
По разъяснениям, размещенным в категории 135.04 ЗІР ГФСУ, налоговики рекомендуют плательщикам обращаться с письменным заявлением в контролирующий орган, в котором открыты интегрированные карточки, с просьбой предоставить информацию с интегрированных карточек плательщика налога относительно начисленных и уплаченных сумм и сальдо по состоянию на определенную дату в разрезе конкретных налогов и обязательных платежей. Ответ на такое заявление в виде письменного документа, в котором содержатся данные о состоянии расчетов с бюджетом, налоговики обещают выдать не позднее 15 рабочих дней со дня получения заявления от плательщика.
Составляется такое заявление в произвольной форме.
Проводим сверку
Получив информацию о состоянии расчетов с бюджетом, ее нужно сверить с данными бухгалтерского учета.
Проводя такую сверку, нужно учесть некоторые нюансы учета начисленных сумм платежей налоговыми органами. Так:
1) при подаче отчетных документов в законодательно установленные сроки начисление согласованных сумм денежных обязательств в интегрированной карточке плательщика осуществляют датой предельного срока их уплаты (п.п. 2 п. 4 разд. IV Порядка № 422);
2) при подаче отчетных документов после наступления предельного срока уплаты налоговых обязательств по ним, а также уточняющих отчетных документов, начисления в интегрированной карточке плательщика проводятся датой их подачи.
В связи с этим возникают обоснованные расхождения между учетными данными предприятия и данными интегрированных карточек. Так, например, начисление НДС за ноябрь в бухучете проводят ноябрем, а в интегрированной карточке — предельным сроком уплаты НДС за ноябрь, т. е. до 30.12.
Такие расхождения вызваны разными правилами учета, а потому не могут считаться ошибкой.
Если выявлены расхождения
В таком случае бухгалтера ожидает тщательное сопоставление данных учета:
• с поданными декларациями, если не совпадает сумма начислений;
• с выписками банка, если не совпадает сумма оплат.
Причина расхождений |
Действия бухгалтера |
Не сходится сумма оплат |
|
Платеж ошибочно проведен в учете |
Корректировка ошибочной записи методом «сторно» |
Платеж ушел «не туда» |
Корректировка данных в учете. Подача заявления на перечисление ошибочно уплаченной суммы в погашение обязательств по нужному платежу |
Платеж «завис» в налоговой в составе невыясненных платежей |
Обращение в налоговую. Подача заявления с уточненными реквизитами |
«Прозевали» 1095 дней с даты возникновения переплаты |
Списание переплаты на расходы периода на субсчет 949 «Прочие расходы операционной деятельности» |
Данные налоговиков ошибочны |
Обращение в налоговую относительно того, что не совпадают суммы оплаты (с предоставлением копий платежных поручений, подтверждающих оплату) |
Не сходится сумма начислений |
|
Ошибки в декларациях по НДС при правильных данных в учете |
Предоставление уточняющего расчета |
Ошибки в учете |
Корректировка данных учета |
Данные налоговиков ошибочны |
Обращение в налоговую относительно того, что данные не соответствуют поданным декларациям |
Если выявлена переплата
Если по какому-то налогу/сбору выявлена переплата, то в таком случае предприятие может:
• оставить переплату для погашения будущих платежей по этому же налогу. При этом напомним: текущие обязательства по НДС должны уплачиваться с электронного НДС-счета, а переплату можно использовать, к примеру, для уплаты обязательств по НДС по уточняющему расчету;
• вернуть такую переплату на текущий счет;
• погасить существующую задолженность по другим налогам.
Внимание! Переплату по НДС можно вернуть только на электронный НДС-счет (п. 43.4 НКУ).
Если же предприятие принимает решение вернуть переплату или зачесть ее в уплату других налогов, следует учитывать нормы ст. 43 НКУ, регулирующей порядок такого возврата.
Отчёт