ВАЖНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПО ВОИНСКИМ ОБЯЗАННОСТЯМ И УЧЕТУ СОТРУДНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

ВАЖНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПО ВОИНСКИМ ОБЯЗАННОСТЯМ И УЧЕТУ СОТРУДНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ

ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования отдельных вопросов исполнения воинской обязанности и ведения воинского учета» от 30.03.2021 № 1357-IX (вступил в силу с 23.04.2021)

  • При принятии по ст. 24 КЗоТ на работу работник должен предоставлять, кроме паспорта, трудовой книжки, документа об образовании (при необходимости), также военно-учетный документ (для военнообязанных - военный билет или временное удостоверение (вместо военного билета), для призывников - удостоверение о приписке к призывному участку).

По п. 37 Порядка организации и ведения военного учета призывников и военнообязанных от 07.12.2016 № 921 такая обязанность была и до этих изменений. Однако не выполнение этой обязанности ранее было лишь не надлежащим ведением воинского учета, который редко у кого проверяют. Теперь же отсутствие военно-учетного документа будет нарушением трудового законодательства, соблюдение которого проверяется гораздо чаще.

  • Воинскому учету на предприятии теперь подлежат:

- призывники - лица, приписанные к призывным участкам (с 18 до 27 лет)

- военнообязанные - лица, находящиеся в запасе для комплектования Вооруженных Сил Украины и других военных формирований на особый период, а также для выполнения работ по обеспечению обороны государства.

- резервисты - лица, проходящие службу в военном резерве Вооруженных Сил Украины, других военных формирований и предназначены для их комплектования в мирное время и в особый период.

В мирное время с резервистом заключается контракт на прохождение службы в армии, а в особенное время – автоматически (без контракта) зачисляются в оперативный резерв первой очереди лица, уволенные с военной службы, по своим профессионально-психологическим характеристикам и состоянию здоровья годные к службе в военном резерве и соответствуют установленным требованиям. Служба в резерве заключается в периодическом прохождении военный сборов для поддержания навыков, с соответствующей оплатой суточных, денежной выплаты, в зависимости от воинского звания, единовременного денежного поощрения (для тех, кто выполнил программу подготовки и не совершил правонарушений) и средний заработка по должности, на которой работает резервист. Резервисты не относятся к занятому населению в Украине, т.е. они могут работать на гражданской работе, признаваться безработными, получать пособие и т.д.

Резервисты разделяются на резервистов первой очереди (имеющие достаточный профессиональный уровень для выполнения боевых заданий) и территориального резерва (роты охраны «военкоматов» и отряды территориальной обороны). О принадлежности лица к резервистам в военно-учетных документах будут соответствующие отметки (как привило в разделе «Особенные отметки» ставятся отметка ОР-1 или ТР)

  • Устранена не однозначность трактовки обязанности предприятия относительно коммуникации с территориальным центром комплектования и социальной поддержки (по-старому «военкомат»):

- предприятие обязано уведомить о вызове

- предприятие обязано обеспечить своевременное прибытие сотрудника по вызову;

- в течение 7 дней уведомить ТЦК о приеме на работу или увольнении призывников, военнообязанных и резервистов.

  • Добавлен новый вид военной службы - военная служба по призыву лиц из числа резервистов в особый период. Задачи, объемы, сроки и порядок проведения призыва на военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период определяются в Указе Президента (его пока нет). Под эту «гребенку» сейчас призывают не резервистов первой очереди или территориального резерва, а военнообязанных в запасе, которые должны призываться при объявлении мобилизации.
  • Значительно изменены гарантии работников, призванных на службу – сохраняется место работы, должность и средний заработок на предприятии, фермерском хозяйстве, ФЛП при:

- призыве на срочную службу, военную службу лиц офицерского состава, военную службу по призыву по мобилизации, на особый период или принятыми на военную службу по контракту, во время действия особого периода на срок до его окончания или до дня фактического увольнения (ч. 3 ст. 119 КЗоТ);

 - работниками, которые во время прохождения военной службы получили ранения (другие повреждения здоровья) и находятся на лечении в медицинских учреждениях, а также попали в плен или признаны безвести отсутствующими, на срок до дня, следующего за днем их постановки на воинский учет в районных (городских) ТЦК после их увольнения с военной службы в случае окончания ими лечения в медицинских учреждениях независимо от срока лечения, возвращения из плена, появления их после признания безвести отсутствующими или до дня объявления судом их умершими (ч. 5 ст. 119 КЗоТ).

ВАЖНО!!! Изменений в ч. 3 ст. 119 КЗоТ относительно сохранения среднего заработка по призыву из числа резервистов напрямую не внесли. Но в п. 10 ст. 391 ЗУ «О воинской обязанности и военной службе» от 25.03.1992 № 2232-XII сказано, что такая категория призывников пользуется гарантиями ч.3 ст. 119 КЗоТ. Поэтому при подготовке приказа об освобождения от работы резервиста следует ссылаться на:

- Указ Президента, по которому объявляется призыв резервистов;

- ст. 391 ЗУ № 2232-XII

- ст. 119 КЗоТ.

Напомним, что средний заработок необходимо рассчитывать согласно п. 2 Порядка расчета средней заработной платы от 08.02.1995 № 100 за два последних месяца, предшествующих месяцу выбытия сотрудника на службу.

  •       Работники из числа бывших военнослужащих срочной службы, военной службы по призыву по мобилизации, на особый период, военной службы по призыву лиц из числа резервистов в особый период, военной службы по призыву лиц офицерского состава и лиц, проходивших альтернативную службу по ч. 9 ст. 42 КЗоТ имеют преимущественное право на оставление на работе при высвобождении работников в связи с изменениями в организации производства и труда. Однако в любом случае определяющими при сокращении факторами являются квалификация сотрудника и производительность труда.
  •       Отслужившим по призыву резервистам, если они были трудоустроены в течение трех месяцев, не считая времени переезда к месту жительства, предоставляется право на получения отпуска полной длительности в первый год работы до истечения 6 месяцев (п. 5 ч. 7 ст. 10 ЗУ «Об отпусках).
  •       Отслужившим по призыву молодым резервистам (до 28 лет) после увольнения с армии предоставляется гарантия на первое рабочее место на срок не менее 2 – х лет (ст. 197 КЗоТ).
  •      Если призывают резервиста в особый период (равно как если призыв идет по мобилизации) и он является ФЛП-работодателем, то такой ФЛП обязан провести расчет с сотрудниками и выдать трудовую книжку с соответствующей записью после увольнения с такой военной службы без применения санкций и штрафов (ст. 47 КЗоТ).

Согласно п. 918 разд. VIII ЗУ «О ЕСВ», если ФЛП-работодатель, призванный на службу как резервист, уполномочил другое лицо на выплату заработной платы сотрудникам, то:

- начисленный ЕСВ за таких сотрудников уплачивается таким ФЛП в течение 180 календарных дней со дня, следующего за днем его увольнения с такой службы, без начисления штрафных и финансовых санкций (на основании поданного заявления налоговому органу в течение 10 дней после его освобождения от такой военной службы);

- отчетность за начисленный ЕСВ может подать уполномоченное лицо или сам ФЛП-работодатель после увольнения со службы без начисления штрафных и финансовых санкций.

Если ФЛП-резервист призывается на службу и у него отсутствуют наемные работники, то ЕСВ за себя период службы не платится и отчетность не подается (на основании поданного заявления налоговому органу в течение 10 дней после его освобождения от такой военной службы).

  • В льготную квоту сотрудников (5 % среднеучетной численности сотрудников за предыдущий год) теперь также входят по п. 4 ч. 1 ст. 14 ЗУ «О занятости населения» молодые люди (пока до 35 лет), на протяжении 6 месяцев после увольнения со службы по призыву лиц из числа резервистов в особый период, впервые принимающиеся на работу (в законодательстве есть коллизия, т.к. ст. 196 КЗоТ имеет аналогичную норму, но фразы «впервые принимающиеся на работу» НЕТ).
  • Ужесточена ответственность работодателей по взаимоотношениям с ТЦК: вместо трех статей КоАП (ст. 2101, 2113, 2114) работодателям теперь угрожает одна емкая статья КоАП 2101:

«Нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации» тянет за собой наказание должностных лиц:

- за первое нарушение – 3400 – 5100 грн

- за повторное нарушение в течение года – 5100 – 8500 грн

(Ранее максимальный штраф составлял 1700 грн за первое нарушение и 5100 за повторное нарушение)

Под санкцию данной статьи может попасть:

* не ведение (не надлежащее ведение) персонального воинского учета

* не предоставление отчетности в ТЦК

* не осуществление сверки карточек работников с учетными документами ТЦК

* не оповещение и не обеспечение явки призывников, военнообязанных и резервистов в ТЦК

* не обеспечение возможности явки сотрудников в учебные и специальные сборы

* не содействие работе ТЦК в мирное время и особенный период

* не предоставления во время мобилизации необходимого имущества согласно мобилизационных заданий

Штраф налагает руководитель ТЦК

1000 Осталось символов