ВОПРОС-ОТВЕТ: Обязательно ли применять приказ № 43 для подтверждения норм расхода топлива транспорта? Что делать если в приказе № 43 не установлены нормы на некоторый транспорт (особенно на новые модели)?

ВОПРОС: Обязательно ли применять приказ № 43 для подтверждения норм расхода топлива транспорта? Что делать если в приказе № 43 не установлены нормы на некоторый транспорт (особенно на новые модели)?

ОТВЕТ: С одной стороны, есть письмо Минтранса Украины от 21.02.2017 № 1441/18/10-17, в котором говорится, что:

  • списание топлива и смазочных материалов дорожным транспортом субъектов хозяйствования независимо от ведомственной подчиненности, формы собственности или формы налогообложения целесообразно осуществлять в соответствии с Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Минтранса от 10.02.1998, по единой прозрачной системе.
  • данные по потреблению топлива, полученные во время эксплуатации (в частности, данные контрольных заездов или соответствующих обследований и т.д.), не является основанием для установления базовых линейных норм или непосредственно нормативного расхода топлива. Однако эти данные могут быть использованы предприятиями для обоснования установления конкретных значений корректирующих коэффициентов (в регламентированных пределах) при расчетах нормативных расходов топлива в определенных условиях эксплуатации, выявления причин перерасхода топлива, резервов экономии и тому подобное.

С другой стороны, судебная практика свидетельствует о следующем:

  • Приказ № 43 не прошел государственной регистрации в Минюсте, а потому не может устанавливать обязательные к применению правила (Постановление ВАСУ от 13.04.2016 дело № 805/10769/13-а)
  • данный приказ не имеет императивный характер для предприятия, в связи с чем не может быть обязательным для определения базы при исчислении объекта налогообложения, в частности, с учетом того, что среди установленных действующим налоговым законодательством ограничений по формированию состава расходов и налогового кредита отсутствует оговорка о невозможности включения в их состав фактических затрат на топливо, которые превышают указанные нормативы в нормах расхода топлива и смазочных материалов на автомобильному транспорте.
  • списания топлива на предприятии должно быть обязательно урегулировано внутренними приказами предприятия и подтверждено соответствующими расчетами. Для списания топлива предприятие должно разработать внутренние документы, устанавливать нормы его расхода с учетом всех технических характеристик автомобилей, эксплуатационных норм и других факторов. (Постановление ВАСУ от 16.02.2016 дело № 809/1074/15)

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод:

  1. Обязательность использования норм, заложенных в приказе № 43, имеет, мягко говоря, дискуссионный характер;
  2. Предприятие должно разработать внутренний документ, регламентирующий списание топлива, например, Положение о документальном оформлении списания топлива на предприятии;
  3. Нельзя просто установить норму списания топлива по приказу. Нужно устанавливать рассчитанную норму расхода топлива, а к ней нужно использовать корректирующие коэффициенты и дополнительные нормы, учитывающие реальные условия работы транспорта, его технических характеристик (при этом за методику расчетов можно взять тот же приказ № 43).

Если же кто-то сторонник только приказа № 43, то согласно его п. 2.1.5 для новых моделей (модификаций) автомобилей и автомобилей оригинальной конструкции, не вошедших в этот документ, устанавливаются временные и временные индивидуальные, базовые, базовые линейные и дифференцированные нормы расхода топлива, которые разрабатываются главным институтом Министерства инфраструктуры Украины (далее - Министерство) ГосавтотрансНИИпроектом по заявкам заводов-производителей или предприятий - владельцев автомобилей на договорных началах. Срок действия временных норм – 1 год. После этого нужно заново заказывать разработку временных норм и заново платить деньги.

1000 Осталось символов