ЮРИДИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА

  1. С 27.04.2021 действуют новые правила проверок соблюдения трудового законодательства

04.03.2021р. ВРУ приняла ЗУ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно предотвращения чрезмерного давления на субъектов хозяйствования» № 1320 (вступает в силу с 27.04.2021р.), которым:

- установили, что органы местного самоуправления могут осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде на предприятиях, в учреждениях и организациях коммунальной собственности соответствующих территориальных общин, а также только выступать с инициативой по осуществлению мероприятий указанного государственного надзора (контроля) на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые не находятся в коммунальной собственности, а также относительно ФЛП, использующие труд наемных работников. Это будет происходить путем представления должностными лицами органов местного самоуправления соответствующего обращения к Гоструда по вопросам осуществления делегированных им полномочий органов исполнительной власти.

- исполнительные органы городских советов и объединенных территориальных общин лишили права составлять протоколы об административных правонарушениях в форме нарушения законодательства о труде и занятости населения.

- уточнены основания для привлечения к ответственности за недопущение к проведению проверки, создание препятствий в его проведении. Статья 188-6 КУоАП изложена в следующей редакции: невыполнение законных требований должностных лиц Гоструда или ее территориальных органов по устранению нарушений законодательства о труде, занятости населения и общеобязательном государственном социальном страховании, а также недопущения должностных лиц этих органов к осуществлению мероприятий государственного надзора (контроля), основания которых определены законом (ранее - создание препятствий для деятельности этого органа), повлекут за собой наложение штрафа на должностных лиц от 850 до 1700 грн.

- предусмотрено освобождение от уплаты судебного сбора при рассмотрении дел во всех судебных инстанциях Гоструда и ее территориальные органы.

2. ВС: проведение незаконной проверки - еще не основание для отмены ППР

Такой вывод сделал ВС в постановлении № 826/9296/17 от 18.02.21р.

Удовлетворяя исковые требования в этом деле, суды исходили из того, что акт проверки, на основании которого было принято оспариваемое ППР, не несет никаких правовых последствий для истца, ведь действия по проведению проверки были признаны противоправными в судебном порядке; признании незаконной проверки, является безусловным основанием для признания незаконными и принятых по результатам такой проверки ППР; факт признания проверки незаконной нивелирует правовые выводы изложены в акте проверки, составленном по результатам ее осуществления.

Однако, ВС отметил, что удовлетворение иска в этом деле без выяснения обоснованности выявленных нарушений не может быть основанием для отмены доначисленных по результатам проверки налоговых обязательств налогоплательщика. Суд должен был сделать собственные выводы о правомерности / неправомерности действий ответчика и обжалуемых решений налогового органа.

Указанный выводы явно противоречат и не соответствуют ранее высказанной позиции Верховного Суда (постановление от 02.07.2020 г.. По делу N 1340/4669/18) в отношении доктрины под названием "плоды ядовитого дерева", сформулированной Европейским судом по правам человека по делу "Гефген против Германии "," Нечипорук и Йонкало против Украины "," Яременко против Украины ", согласно которой если источник доказательств является ненадлежащим, то все доказательства, полученные из этих источников, будут такими же. Доказательства, полученные с нарушением установленного порядка, приводят к несправедливости процесса в целом, независимо от их доказательной силы.

В решениях по делам "Балицкий против Украины", "Тейксейра де Кастро против Португалии", "Сабельник против Украины" ЕСПЧ применил разновидность этой доктрины и указал, что признаются недопустимыми не только доказательства, непосредственно полученные с нарушениями, а также доказательства, которые не были бы получено, если бы не было получено первых.

На основании этого ВС ранее четко отмечал, что установление противоправности действий налогового органа о проведении проверки без законных оснований является достаточным и самостоятельным основанием для признания последствий такой проверки, без анализа противоправности выводов контролирующего органа по сути выявленных проверкой нарушений.

Кроме того, Большая палата ВС в постановлении от 20.03.2019 по делу № 810/5854/14 обратила внимание на то, что доводы истца о противоправности действий инспектора по составлению акта проверки и ошибочности необъективности) выводов, содержащихся в таком акте, МОГУТ БЫТЬ проверены административным судом в случае обращения лица с иском о признании противоправным и отмене решения должностного лица инспекции, которым нарушены права, свободы или законные интересы истца, принятого по результатам проведенной проверки.

1000 Осталось символов