ЮРИДИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА

ЮРИДИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА

  •       Не возможность осуществления дисконтирования задолженности предприятием при отсутствии утвержденной методики ее проведения

Постановление ВС/КАС от 28.04.2021 по делу № 640/13685/19

Ситуация: предприятие имело на момент проверки (2019 год) не погашенный кредит. Налоговый орган доначислил налоговые обязательства по налогу на прибыль на оставшуюся на момент проверки недоамортизированную сумму дисконта задолженности на основании рекомендаций проверяющих, отраженных в письме ГФСУ от 18.06.2018 № 18311/7/99-99-14-03-03-17.

Верховный суд, принимая решение по этому делу, исходил из следующего:

- предусмотренные национальными П(С)БУ правила не могут противоречить международным стандартам, вместе с тем не могут определять широкий круг обязанностей для субъектов их использования. При этом Национальные и Международные стандарты являются отдельными документами, определяющими правила поведения субъектов, составляющих финансовую отчетность. Терминологическое определение национальных стандартов, приведенное в Законе Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине", не дает возможности и правовых оснований для применения международных стандартов учета при отсутствии определенных правил в национальных стандартах;

- формула дисконтирования (указанная в письме ГФСУ от 18.06.2018 № 18311/7/99-99-14-03-03-17), используемая проверяющими для расчета дисконта, не определена ни одним национальным стандартом бухгалтерского учета, а предусмотрена Международными стандартами бухгалтерского учета.

Вывод суда: поскольку национальными П(С)БУ не определена методология по определению справедливой и амортизированной стоимости финансовых обязательств, а также органами, на которые возложено регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и финансовой, отсутствуют какие-либо разъяснения со стороны контролирующих органов или практика такого дисконтирования, Истец, как лицо, учет которого не базируется на международных стандартах финансовой отчетности, а не обязан был определять методологию оценки финансовых обязательств самостоятельно.

Несмотря на то, что ситуация, рассматриваемая в решении, была до момента проведения реформы бухгалтерского учета относительно дисконтирования относительно отражения долгосрочных обязательств и долгосрочной дебиторской задолженность по их настоящей стоимости. (п. 9 П(С)БУ 11, п. 12 П(С)БУ 10), такая практика является актуальной на сегодняшний день в виду отсутствия методики дисконтирования в национальных стандартах. Информационное письмо Минфина, посвященное дисконтированию (https://mof.gov.ua/storage/files/%D0%86%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D1%96%D0%B9%D0%BD%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D1%96%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8F_1.pdf) идет в разрез к такой практике суда, т.к. опять же отсылает смотреть методику в МСФО. Кроме того, такое информационное письмо не является нормативным документом.

Исходя из вышеизложенного, плательщики, которые не проводили дисконтирование, могут использовать такую практику суда при оспаривании доначислений контролирующим органом таких обязательства по налогу на прибыль.

  •       Не возможность проведение проверки контролирующим органом периода, который выходит за срок давности.

Постановление ВС/КАС от 12.05.2021 по делу № 520/4238/19

Ситуация: плательщики часто встречаются с практикой контролирующих органов относительно желания увидеть документы далекого прошлого, без доначислений штрафных санкций, но для получение полной «картины» при проверке. В рассматриваемом решении плательщик оспорил приказ на проведение проверки в виду того, что он затрагивал периоды, которые находятся вне сроков давности.

Верховный суд, принимая решение по этому делу, исходил из следующего:

- в соответствие с п. 102.1 НКУ контролирующий орган, кроме случаев, определенных пунктом 102.2 настоящей статьи, имеет право провести проверку и самостоятельно определить сумму денежных обязательств налогоплательщика в случаях, определенных этим Кодексом, не позднее окончания 1095 дня следующего за последним днем предельного срока представления налоговой декларации, отчета об использовании доходов (прибылей) неприбыльной организации и / или предельного срока уплаты денежных обязательств, начисленных контролирующим органом, а если такая налоговая декларация была предоставлена позже, - за днем ее фактического представления.

- исходя из п. 4 Порядка формирование плана-графика проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков от 02.06.2015 № 524, при отборе налогоплательщика в план-график необходимо учетывать также требования п. 102.1 НКУ в части предельных сроков проведения проверки и определения налогового обязательства налогоплательщика.

Вывод: предоставление документов вне сроков давности не является обязанностью плательщика и если приказ о назначении проверки выходит хотя бы по одному из налогов за срок давности, то проверяющих можно не допускать к проверке и оспаривать приказ о ее назначении.

1000 Осталось символов