ЮРИДИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА

ЮРИДИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА

  1. Может ли должник добиться в суде существенного уменьшения размера штрафных санкций?

Вправе ли суд уменьшить размер штрафных санкций?

Гражданский и Хозяйственный кодексы Украины содержат положения, которые дают право суда уменьшить размер рассчитанных по договору штрафных санкций. Так, если заявленные к уплате штрафные санкции чрезмерно большие по сравнению с убытками кредитора, суд вправе уменьшить размер санкций (ст. 233 ГК Украины). При этом учитывается: степень выполнения обязательства должником, имущественное положение сторон, участвующих в обязательстве, другие интересы сторон, которые заслуживают внимания.

Аналогичная по смыслу норма указана в ст. 551 ГК Украины: размер неустойки (штраф, пеня) может быть уменьшен по решению суда, если он значительно превышает размер убытков, и при наличии других обстоятельств, имеющих существенное значение.

Иначе говоря, закон наделяет суд полномочиями уменьшить размер штрафных санкций, в случае, когда их размер значительно превышает размер причиненных нарушением убытков. При этом, перечень обстоятельств/интересов, которые суд может и должен принимать во внимание – неисчерпаемый.

Уменьшение размера штрафных санкций, подлежащих взысканию:

- не зависит от результатов досудебного урегулирования спора и согласия стороны-кредитора на такое снижение (Пост. ВС от 19.09.2019 по делу 907/532/18).

- является именно правом, а не обязанностью суда, хотя суд обязан рассмотреть доводы должника, которым он обосновывает необходимость уменьшения судом размера штрафных санкций (Пост. ВС от 24.04.2019 по делу 910/5625/18).

Закон не определяет ни максимального размера, на который суды могут уменьшить начисленные в соответствии с договором штрафные санкции, ни любой алгоритм такого уменьшения (Пост. ВС от 07.11.2019). Суд руководствуется своим внутренним убеждениям, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

На что обращают внимание и чем руководствуются суды?

1). Суды обращают внимание на то, нанесен ущерб просрочкой и какие именно убытки причинены (недоказанность убытков часто является основанием для суда, чтобы уменьшить размер штрафных санкций).

2). Имущественное положение должника и его финансовая способность оплатить штрафные санкции (документально необходимо подтвердить, что должник имеет убыточный финансовый результат).

3). Поведение должника и его действия в отношении добросовестного выполнения своего денежного обязательства. (Уменьшение штрафных санкций допустимо, когда нарушения со стороны должника имеют исключительный характер. Суды учитывают поведение должника, который постепенно, периодически, по мере поступления денежных средств, платил определенные суммы денежных средств с целью погашения долга (Постановление ВС от 26.09.2019 по делу 922/3613/18), наличие полного погашения основной задолженности на момент обращения в суд (Постановление ВС от 19.06.2019 по делу 914/1208/18).

4). Период просрочки - например, просрочка в 33 дня может быть оценена судом как незначительная (Постановление ВС от 22.05.2019 по делу 910/11733/18).

5). Соотношение между суммой просроченного обязательства или общей суммой обязательства и размером начисленных штрафных санкций.

ВЫВОД: несмотря на положения договора о взыскании штрафных санкций, суды все чаще используют свои полномочия по уменьшению размера неустойки.

2. Прокурор в рамках уголовного производства направил предприятию запрос, где, среди прочего, запрашивались анкетные данные о сотрудниках предприятия (ФИО, телефон, дата рождения, место жительства, дата приема на работу и увольнения). Правомерно ли это?

Часть 2 ст. 32 Конституции Украины определяет, что не допускается сбор, хранение, использование и распространение конфиденциальной информации о лице без его согласия, кроме случаев, определенных законом, и только в интересах национальной безопасности, экономического благосостояния и прав человека.

В соответствии с Решением Конституционного Суда Украины от 20.01.2012 года № 2-рп/2012 к конфиденциальной информации о физическом лице относятся, в частности, данные о его национальности, образовании, семейном положении, религиозных убеждениях, состояния здоровья, а также адрес, дата и место рождения, место жительства и т.д.

Согласно ст. 14 ЗУ «О защите персональных данных» распространение сведений о физическом лице допускается только с его согласия, кроме случаев, определенных законом.

Согласно ч. 8 ст. 162 УПК Украины, персональные данные лица, находящегося в его личном владении или в базе персональных данных, которая находится у владельца персональных данных, относятся к охраняемой законом тайне, содержащейся в вещах и документах. Поэтому, согласно ч. 2 ст. 159 УПК, доступ к таким данным осуществляется только на основании постановления следственного судьи. С этой целью сторона обвинения должна обратиться к судье с мотивированным ходатайством (ч. 2 ст. 160 УПК).

ВЫВОД: без определения следственного судьи о предоставлении временного доступа к документам, содержащим сведения о персональных данных любого лица, предоставление таких сведений невозможно.

1000 Осталось символов